Восстановление народного хозяйства в 1946-53 гг. Начало холодной войны.
Экономическая политика Советского государства в послевоенный период развивалась противоречиво. Первоочередными задачамистали форсированное восстановление советской экономики, в первую очередь, тяжелой промышленности, и конверсия военного производства.
Западная Европа для восстановления экономики получила по плану Маршалла 13 млрд. дол. В СССР главными оставались внутренние источники: централизованная экономика, репарации с Германии (в сумме 4,3 млрд. руб.), перераспределение средств из аграрного сектора в промышленный; сокращение расходов на социальную сферу; бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных; денежная реформа 1947 г. и государственные займы.
После войны среди ряда хозяйственных руководителей, экономистов проявилось стремление к реорганизации системы управления экономикой, к ослаблению сверхцентрализации и даже допущению элементов рыночных отношений. В плане восстановления и развития народного хозяйства страны на 4-ую пятилетку (1946-1950 гг.) были заложены показатели, рассчитанные на определенную самостоятельность предприятий и отдельных отраслей промышленности. Планом предусматривалось достижение довоенного уровня производства к 1948 г. Одновременно был восстановлен 8-часовой рабочий день, возобновлены отпуска, постепенно вводился свободный набор рабочей силы.
4 декабря 1947 г. было принято Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Основные положения реформы включали в себя: выпуск денег нового образца 1947 г. (старые подлежали обмену в соотношении 10:1); переоценка вкладов граждан в сберкассах (до 3 тыс. руб. без изменения в номинальной стоимости; далее, чем больше сумма, тем дешевле стоимость каждого старого рубля по отношению к новому); отменялась карточная система снабжения продовольствием и промышленными товарами; отменялись коммерческие цены, и вводилась единые розничные цены.
Составной частью экономической политики послевоенного периода стала конверсия, которая проводилась частично. В условиях начала «холодной войны» огромные средства продолжали вкладываться в развитиевоенно-промышленного комплекса, в частности, в реализациюатомного проекта, который курировал Л.П. Берия. Реализацию атомного проекта обеспечивала приборостроительная промышленность. Атомное оружие в СССР появилось в 1949 г. благодаря усилиям известных советских ученых И. Курчатова, Ю. Харитона и др. В 1953 г. Советский Союз стал обладателем нового вида оружия -водородной бомбы,научными руководителями создания которой стали ученые Я. Зельдович, А. Сахаров. После массовой демобилизации и сокращения армии с 11,4 млн. до 2,9 млн. чел. ее численность вновь начала возрастать. Продолжалось техническое перевооружение армии, оснащение ее новейшими образцами. Прямые военные расходы поглощали в начале 1950-х гг. около 25 % годового бюджета СССР.
Однако положение в сельском хозяйстве в послевоенный период оставалось тяжелым. В 1946 г. в стране разразился голод, были введены хлебные карточки. Одновременно усилилось административное давление на колхозников. Размер обязательных поставок продукции колхозов государству постоянно возрастал, а цены на продукцию вплоть до 1953 г. оставались на довоенном уровне. В ходе наступления на личные хозяйства колхозники лишились части приусадебных наделов, переданных в колхозный фонд. Значительно повысились сборы и налоги на подсобные крестьянские хозяйства (на фруктовые деревья, скот, птицу) и реализацию их продукции. Налоги и принудительная сдача государству продукции (молока, мяса, яиц) делала такие хозяйства убыточными. С 1949 г. положение в деревне все более ухудшалось. Крестьянство продолжало жить без паспортов, подвергалось судебным преследованиям за невыполнение норм труда.
45. Первые попытки либерализации советского общества: хрущевского десятилетие (1955 – 1964 гг).
Политическое руководство страны, возглавляемое с 1955 г. Н.С. Хрущёвым, в первую очередь предприняло меры по оздоровлению партийной и государственной жизни. Партийные органы освобождались от наиболее одиозных фигур, не способных работать в новых условиях. Стали регулярно созываться пленумы партийных комитетов всех уровней. Большое значение придавалось улучшению работы государственного аппарата, было произведено сокращение численности штата административно-управленческих структур.
Огромное значение придавалось восстановлению законности и правопорядка. Были пересмотрены дела тех, кто был репрессирован в результате политических процессов в послевоенное время. Из тюрем и лагерей стали возвращаться десятки тысяч людей. В феврале 1956 г. на XX съезде партии Н.С. Хрущев выступил с докладом по разоблачению сталинизма. Вслед за этим принимаются новые шаги по демократизации политической системы. Расширялись права Советов всех уровней в решении хозяйственных и социальных проблем. Большие, чем прежде, права получили союзные республики. Увеличивались права общественных организаций, в частности профсоюзов.
Нанеся удар по сталинизму на XX съезде партии, Хрущев вернулся к этой проблеме на ХХII съезде КПСС. Критика Сталина на нем прозвучала открыто на всю страну.
Усилиями Хрущева СССР был избавлен от крайностей сталинизма, но не стал на путь глубоких демократических преобразований. Политическая жизнь государства несла на себе печать влияния традиций сталинизма. Высшее политическое руководство страны, его деятельность оставались вне сферы публичной критики. Институты, через которые могла осуществляться такая критика, не были созданы. Важные политические решения принимались в узком кругу партийных и государственных руководителей, а нередко и единолично самим Хрущевым. Поэтому не случайно реформы 50-х - начала 60-х годов несли на себе печать этой по своему яркой, противоречивой личности. Выступая инициатором многочисленных начинаний в области экономики, управления государством, Хрущев принёс в эту деятельность свойственные ему импульсивность, непродуманность, поспешность, что и дало впоследствии основание для обвинений его в волюнтаризме и субъективизме.