Методические рекомендации по подготовке к семинару. Изучая учебный материал по первому вопросу, необходимо помнить, что термин «гражданское общество» принадлежит Аристотелю
Изучая учебный материал по первому вопросу, необходимо помнить, что термин «гражданское общество» принадлежит Аристотелю, который в своей работе «Политика», выясняя смысл понятия «гражданин», писал о гражданском обществе, которое, по его мнению, возможно лишь в правильном государстве («политики»), где лица, признаваемые гражданами, принимают «равное участие во всех выгодах общественной жизни» и действуют «в интересах общей пользы». То есть, он не отождествлял государство с гражданским обществом, но и не противопоставлял их четко, ибо разные аспекты того и другого в общественной жизни античного полиса тесно соприкасались. В трудах Г.Гроция, Т.Гобса, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Канта и иных крупнейших мыслителей XYII века понятие гражданского общества также ещё чётко не отделяется от понятия «политическое общество» (Государства), но и не отождествляется с существовавшими в то время государственными формами. Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Гегель. Он понятие гражданского общества обосновал не только как совокупность индивидов и отношений между ними, но и как пространство, в котором действуют различные общественные институты, как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т.п.). ( См. Гегель Г. Философия права. М., 1990. С.227-228.) Таким образом, исследованием гражданского общества занимались и продолжают заниматься сотни учёных.
Современные определения понятию гражданского общества звучат как:
1) совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность, автономность, «застрахованность» от произвольного вмешательства государства (См. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория государства и права в схемах и определениях. –М.: 1999. –С. 246.);
2) совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений (См. Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. –М.: 1997. –С.202);
3) совокупность общественных отношений, главным образом, имущественных, товаро-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от государства (См. Морозова Л.А. Теория государства и права. –М.: 2005. –С. 412.).
Изучая структуру гражданского общества необходимо помнить, что в человеческом обществе переплетаются разнообразные интересы и сферы жизнедеятельности людей, которые образуют самостоятельные системы, которые и составляют эту структуру. Например, проф. В.Д. Перевалов полагает, что структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, к которым он относит:
Во-первых, экономическую систему – совокупность экономических институтов и отношений, формирующих материальную основу жизни общества (институт собственности в различных формах; процессы производства материальных и нематериальных благ; отношения распределения, обмена и потребления; хозяйствующие субъекты, государственные, муниципальные, частные структуры, финансовые институты и др.);
Во-вторых, политическую систему (См методические рекомендации к предыдущей теме семинара);
В-третьих, социальную систему – (совокупность социальных групп, классов, этносов, конфессий, наций, народностей и т.п., взаимоотношений между ними (семья; межличностные отношения; большие социальные общности, связанные общими профессиональными, политическими и другими интересами; межрелигиозные, межнациональные, межэтнические отношения; отношения между крупными социальными группами (сословиями, классами и т.п.);
В-четвёртых, информационно-культурную систему – (совокупность институтов, осуществляющих информационную, культурно-просветительскую деятельность в обществе (СМИ, культурные, образовательные учреждения, научные, просветительские организации, воспитательные учреждения, творческие союзы, спортивные общества, общественные движения и организации по интересам и др.);
В-пятых, духовно-религиозную систему, представленная христианством и другими конфессиями (иудаизм, ислам, буддизм и т.д.), а также конкретно-исторические условия формирования общества и государства (наличие стойких демократических, правовых, политических и культурных традиций, уровень общей культуры населения и др.). (См. Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –М.: 1997. –С. 94.).Есть и иные определения. Необходимо сформулировать собственное понимание понятия гражданского общества и озвучить его, например, – это система самостоятельных и относительно независимых от государства общественных организаций и межличностных отношений, которые выражают и через которые реализуются частные неполитические интересы и потребности отдельных граждан и их коллективов (или обосновать своё согласие с одним перечисленных определений). Или можно сказать, что гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.
Следовательно, игнорировать значение этих элементов гражданского общества нельзя, это может иметь пагубные последствия для государства. Чем ближе структуры гражданского общества к человеку, тем больше у него возможностей в реализации его собственных интересов, стабильнее общество в целом и значительнее его духовные ценности.
Таким образом, «гражданское общество» и «государство» – это различные стороны жизни общества, и их понятия противостоят друг другу. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин. Однако для функционирования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок. (Их многообразие целесообразно представить в виде схемы).
Предпосылки гражданского общества:
1) экономические (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция и др.); 2) социальные (большой удельный вес в обществе средних классов и др.); 3) политико-правовые (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм и др.); 4) культурные (обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести и др.) и др.
Необходимо также помнить, что гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социо-культурном и политико-культурном. На первом уровне граждане создают различные организации (частные акционерные общества и предприятия, профессиональные объединения и т.п.) для удовлетворения своих основных потребностей в пище, одежде, жилье и т.п.; На втором – создают такие общественные институты, как семья, творческие союзы, землячества и т.п. (для удовлетворения потребностей в общении, в духовном совершенствовании, в знаниях, в информации и вере); Третий уровень составляют политико-культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. (Для этого они создают партии и политические движения, но они уже являются элементами политической системы).
Таким образом, структура гражданского общества охватывает семью, сферу воспитания и негосударственного образования, собственность и предпринимательство, общественные организации и их объединения, политические партии и движения, негосударственные средства массовой информации и церковь. Этот список не исчерпывающий и его можно продолжить. Необходимо также отметить, что гражданскому обществу должны быть присущи его важнейшие признаки:
Во-первых, это должно быть общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция;
Во-вторых, это должно быть общество , которое обеспечивает социальную защищённость граждан (подданнных), достойную их жизнь и развитие;
В-третьих, это должно быть общество подлинной свободы и демократии, в котором признаётся приоритет прав человека;
В-четвёртых, это должно быть общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов;
В-пятых, это должно быть «открытое общество» и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что важнешими структурными элементами гражданского общества являются: а)добровольно сформированные первичные самоуправляющиеся общности граждан (семья, различные ассоциации, хозяйственные корпорации и т.п.); б) совокупность негосударственных (то есть неполитических) общественных отношений; в)производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции; г)сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, защищённая от вмешательства государственной власти и др.
Необходимо также помнить, что основная ценность гражданского общества – это человек, его права и свободы.
При подготовке ко второму вопросу семинара, необходимо помнить, что основные же идеи (зачатки), в современном понимании «правового государства», были сформулированы ещё античными мыслителями (Солон, Гераклит, Пифагор, Платон, Аристотель, Демокрит, Сократ, Цыцерон, а так же софисты, стоики и римские юристы). Их высказывания о правильных и неправильных формах правления, о соотношении естественного и волеустановленного права, о равенстве людей по естественному праву, о государстве как «деле народа», о праве как мериле справедливости, о частном и публичном праве и т.д., послужили теоретическим обоснованием теории правового государства.
Наиболее полное отражение идея правового государства получила в работах Ш.-Л. Монтескье и И.Канта, хотя в своих работах они и не применяли такой термин.
Впервые термин «Rechtstaat» (правовое государство) появился в книге немецкого юриста К.Т. Велькера «Конечные основания права, государства и наказания», изданной в 1813г. Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце 19 начале 20 веков, когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального (исторического типа), полицейского государства к новому – буржуазному типу, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы. Более подробнее о вкладе русских юристов в обоснование теории правового государства можно прочитать в работах: Алексеев А.С. К учению о юридической природе государства и государственной власти. - М.: 1895; «Начало верховенства права в современном государстве // Вопросы права.1910. Кн.2.; Виноградов П.Г. Господство права. -М., 1911.; Гессен В.М. Общее учение о государстве. Политический строй современных государств. - СПб.: 1916. и др.).
Характерно, что понятие «правовое государство» они не рассматривали как завершающий этап развития государства: на смену правовому, по их мнению, должно прийти «культурно-правомерное государство». Условия экономической жизни, концентрация капитала и производства, считали они, не позволят государству ограничиться охраной права, а потребуют от него участия в социальной жизни, прежде всего в интересах»экономически слабосильных классов».
Вместе с тем, существовали и существуют критические оценки идеи правового государства. Например, статья М.Вишняка - «Идея суверенитета в политической доктрине прежде и теперь», опубликованная в Юридическом вестнике (1917. Кн.2. С. 50-51.) и другие работы.
Таким образом, подводя итог эволюции идеи о правовом государстве, следует отметить, что целостный смысл идеи правового государства состоит в утверждении 1) суверенности народа как источника власти, 2) гарантированности его свободы и 3) в подчинении государства гражданскому обществу. Эта мысль, кстати, принадлежит Карлу Марксу – «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный; да и в наше время большая или меньшая свобода государственных форм определяется тем, в какой мере они ограничивают свободу государства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. Т.19. С.26.).
Изучая учебный материал по этому вопросу, необходимо исходить из того, что современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Основными принципами правового государства считаются:
1.Верховенство закона; 2.Соблюдение и охрана прав и свобод человека; 3.Принцип разделения властей; 4.Взаимная ответственность государства и личности; 5.Соответствие национального законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; 6.Высокий авторитет правосудия; 7.Регулярные, свободные и демократические выборы; 8.Многопартийность, плюрализм, отсутствие монополизма в политике, контроль общества над властью; 9.Наличие антимонопольных механизмов в экономике, равенство всех форм собственности; 10.Высокий жизненный уровень всего населения. Экономическая независимость граждан от государства; 11.Выский уровень просвещения и правовой культуры граждан; 12.Наличие развитого гражданского общества и др.
Необходимо охарактеризовать каждый из этих принципов построения правового государства.