Лекция «Методика перехода на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг»

Сегодня и бизнес, и граждане сталкиваются с избыточным бюрократическим давлением со стороны государственных органов. Заявитель, чтобы получить нужную ему государственную услугу, должен собирать множество справок, выдаваемых другими органами власти. Граждане ходят по инстанциям, выполняют курьерские функции, перемещая между органами власти документы. При этом сами ведомства несут необоснованные расходы времени и денег на распечатку миллионов справок в год.

Миллионы граждан и организаций ежегодно обращаются в органы Федеральной миграционной службы в связи с регистрационным учетом или получением паспорта. В Пенсионный фонд России ежегодно обращаются сотни тысяч организаций, ставя на пенсионный учет своих работников. Аналогичные примеры можно привести по десяткам федеральных и региональных органов исполнительной власти. Значительная часть таких обращений Заявителей сопровождается сбором и доставкой в ведомства различных справок, и так имеющихся в распоряжении государства.

С 1 октября 2011 года ситуация должна была измениться. Органы, предоставляющие государственные услуги, потеряли право требовать у Заявителя информацию и документы, которые находятся в распоряжении других ведомств. Им необходимо самостоятельно получать ее, причем не в виде бумажных документов, как раньше, а в электронном виде по электронным каналам связи.

Такая реформа призвана снизить нагрузку и на граждан, и на организации. Например, для регистрации по месту жительства гражданам не придется приносить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так как после 1 октября органы ФМС самостоятельно запросят их в Росреестре.

В большей степени новый порядок предоставления услуг затронет бизнес. Например, упомянутая выписка из реестра прав на недвижимость, предоставляемая Росреестром и необходимая для подтверждения прав собственности Заявителя, требуется для предоставления 92 государственных услуг, среди которых большая часть — для бизнеса.

Практически все обращения организаций в органы власти раньше требовали от предпринимателей предоставлять выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которые они предварительно получали в Федеральной налоговой службе. Теперь ведомство, предоставляющее услугу, будет само выяснять у налоговиков, существует ли обратившаяся к ним организация или индивидуальный предприниматель, стоят ли они на налоговом учете, нет ли у них налоговых задолженностей. Перевод конкретно одного этого документа — выписки из реестра юридических лиц — затронет около 70 услуг по лицензированию, а в общей сложности 231 федеральную государственную услугу и неисчислимое число региональных, среди которых такие массовые услуги для бизнеса, как, например, выдача карантинных и фитосанитарных сертификатов, осуществляемая Россельхознадзором, или получение нормативов на выбросы вредных (загрязняющих) веществ и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Росприроднадзоре. Для установления предельных нормативов загрязнений, кстати, нужно также «санитарно-эпидемиологическое заключение», весьма популярное у предпринимателей и выдаваемое Роспотребнадзором. Оно также переходит на межведомственный порядок получения.

Еще один пример. Для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним необходимо обращение за соответствующей государственной услугой в Росреестр. С 1 октября сразу 3 документа, ранее бывшие головной болью организаций-Заявителей, переходят на межведомственный порядок получения. Это:

- разрешение на ввод в эксплуатацию, которое выдает Минрегионразвития России или Росавтодор;

- разрешение на строительство, выдаваемое одним из 5 ведомств;

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, получаемая в ФНС России.

С 2012 года к ним прибавится и 4-й документ, подтверждающий информацию о факте оплаты государственной пошлины, который будет предоставляться Казначейством России. Этот документ, кстати, крайне востребован — он нужен для получения 176 федеральных государственных услуг.

Всего же с 1 октября 2011 года 179 различных справок и выписок, которые ранее предоставлялись Заявителями самостоятельно при получении 334 различных государственных услуг, переходят на межведомственные рельсы. В среднем для каждой такой услуги требуется около 3-х документов, имеющихся в распоряжении иных органов власти. Рекордсменом является услуга по лицензированию деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, у которой целых 10 «межведомственных» документов.

Если учесть, что в год наши граждане и организации делают около 80 млн обращений за государственными и муниципальными услугами, то становится понятным, насколько значительными должны оказаться изменения в их работе.

После того как ведомства столкнулись с тем, что сбор документов, необходимых для предоставления услуг, стал их проблемой, а не Заявителей, несколько сотен ранее необходимых документов были признаны избыточными. Оказалось, что они были не очень-то и нужны ведомствам для предоставления государственных услуг. Это наглядно демонстрирует потенциал снижения административной нагрузки на граждан и бизнес. Поэтому переход на межведомственный порядок предоставления государственных услуг следует рассматривать как первый этап, за которым должны последовать и другие: взаимодействие с государством не должно быть обременительным для граждан.

Наши рекомендации