Подходы к разработке стандартов государственных и муниципальных услуг

Как уже говорилось выше, при оптимизации предоставления услуг (переводе их на межведомственный порядок предоставления, переводе в электронный вид, сокращении требований к Заявителям, повышении их доступности и др.) следует учитывать три источника «требований» к предоставлению каждой конкретной услуги:

1. Требования нормативных правовых актов к порядку предоставления услуг. Сюда относятся федеральные, региональные и муниципальные акты, регулирующие отношения в конкретной сфере государственного или муниципального управления (например, в сфере жилищно-коммунального хозяйства), а также специализированные акты, в целом регулирующие предоставление услуг (210-ФЗ, 8-ФЗ, Постановление № 373, Постановление № 451, Распоряжение № 1555-р, Распоряжение № 1993-р в действующих редакциях и др.). Эти требования следует считать обязательными (хотя, говоря формально, не все они обязательны для региональных и муниципальных органов), они формируют правовую основу порядка предоставления услуг.

2. Методическая документация Минэкономразвития России, формирующая практическую основу деятельности органов власти и местного самоуправления при оптимизации порядка предоставления услуг, включающая в себя (подробно анализируется ниже):

5. требования к структуре, содержанию, оформлению и порядку разработки стандартов государственной (муниципальной) услуги, предоставляемой в электронном виде;

6. методические рекомендации (дорожные карты) перехода к предоставлению в электронном виде всех государственных (муниципальных) услуг, включенных в Перечень услуг Распоряжения №1993-р;

7. типовые стандарты предоставления услуг (на середину 2011 года было разработано 6 типовых стандартов, по итогам 2011 года данный перечень пополнили еще 25 стандартов). Указанные стандарты разрабатываются в соответствии с требованиями правовых актов и «Требованиями к структуре, содержанию, оформлению и порядку разработки стандартов государственной (муниципальной) услуги, предоставляемой в электронном виде».

3. Административные регламенты предоставления конкретных услуг, утверждаемые конкретными органами власти в опоре на документы предыдущих трех уровней, в состав которых, согласно Постановлению № 373, основным разделом входит «Стандарт предоставления услуги».

Таким образом, формирование качественного административного регламента (законного и удобного для Заявителей порядка предоставления услуги) следует осуществлять по следующему высокоуровневому алгоритму:

1. Изучение требований действующих общих и специальных правовых актов.

2. Изучение требований к структуре, содержанию, оформлению и порядку разработки стандартов государственной (муниципальной) услуги, предоставляемой в электронном виде.

3. Изучение методических рекомендаций перехода к предоставлению в электронном виде проектируемой государственной (муниципальной) услуги (для услуг, включенных в Перечень Распоряжения № 1993-р).

4. В случае если для оптимизируемой услуги ранее разработан типовой административный регламент, то разработку административного регламента следует вести на его основе, используя также в качестве дополнительного материала ранее утвержденные иными региональными или муниципальными органами административные регламенты по данной услуге.

5. В случае если для оптимизируемой услуги не существует ранее разработанного типового административного регламента (верно для большей части разрешительных государственных и муниципальных полномочий), то разработку административного регламента следует вести на основе требований к структуре, содержанию, оформлению и порядку разработки стандартов государственной (муниципальной) услуги (для всех услуг). При этом для услуг, включенных в Перечень Распоряжения № 1993-р, следует также использовать методические рекомендации (дорожные карты) перехода к предоставлению в электронном виде данной государственной (муниципальной) услуги, а также утвержденные иными региональными или муниципальными органами административные регламенты.

С учетом того, что в настоящее время значительная часть региональных органов власти и органов местного самоуправления осуществляет оптимизацию однотипных услуг (услуг, относящихся к одной сфере государственного управления, имеющих одинаковый или близкий состав Заявителей, требований к составу документов, необходимых для предоставления услуги, и т. п.) и, соответственно, ведет разработку однотипных регламентов, сотрудникам этих органов рекомендуется объединять усилия с коллегами. Прежде всего можно рекомендовать организовать текущее рабочее взаимодействие посредством электронной почты, wiki-ресурсов и их аналогов, однако также вполне осмысленно формировать совместные рабочие группы и даже, например, проводить совместные закупки консультационных услуг или автоматизированных систем с соседними регионами или муниципалитетами, работающими в схожих условиях.



Наши рекомендации