Рейтинг готовности стран к электронному правительству ООН
Составляется регулярно, формируется на основе трех индексов:
- индекса развития государственных веб-сайтов,
- индекса развития национальной телекоммуникационной инфраструктуры
- индекса развития человеческого капитала.
Индекс развития государственных веб-сайтов составляется по результатам обследования сайтов правительства и пяти основных министерств (образования, здравоохранения, социальной защиты, труда и финансов).
Индекс развития телекоммуникационной инфраструктуры оценивает интегральную доступность основных телекоммуникационных услуг населению страны (проникновение фиксированной и мобильной телефонной связи, сети Интернет, телевидения).
Для расчета индекса развития человеческого капитала используются данные ЮНЕСКО и Программы развития ООН.
В настоящее время в России имеется несколько интерпретаций данного исследования. Как правило, они дополнены теми или иными категориями, например уровнем развития электронной коммерции. Институт развития информационного общества (ИРИО) выполнял работы по дополнению методики ООН и оценке сайтов органов власти РФ в соответствии с данной методикой.
Оригинальный доклад ООН доступен по адресу: http://www.unpan.org/Library/MajorPublications/UNEGovernmentSurvey/tabid/646/language/en-US/Default.aspx. Доклад не содержит отдельно выделенной методической части, достаточно подробно описывающей методику и порядок выполнения исследования.
Индекс развития государственных веб-сайтов оценивает его функциональность с точки зрения реализации концепции электронного правительства. Параметры, по которым оценивается сайт, сгруппированы в пять групп, соответствующих стадиям развития электронного правительства:
- Начальная. (Emerging) Начальное веб-присутствие характеризуется наличием сайта и базовой информации на нем, ссылок на другие органы власти, подразделения самого правительства и неправительственные организации.
- Продвинутая. (Enhanced) Это стадия развитого информационного присутствия органа власти в интернете, измеряемого показателями наличия на сайте архивов документов (законов, постановлений и т.п.), текущей информации, баз данных (статистической и другой информации), новостного раздела и т.д. Это стадия одностороннего взаимодействия, предполагающего потоки информации от государства к населению и организациям.
- Интерактивная. (Interactive) Эта стадия характеризуется возможностями скачивать и заполнять формы для различных услуг, наличием контактной информации и возможностями связаться с представителями правительственного органа, начальными стадиями реализация единого портала услуг для населения.
- Транзакционная. (Trasactional) Это стадия двухстороннего взаимодействия органов власти с населением и бизнесом, предполагающая использование веб-представительства для осуществления всех этапов получения государственных услуг, которые в принципе могут осуществляться через интернет, без использования «бумажных процедур» — оплаты налогов и штрафов, запроса и получения документов, оплаты услуг с использованием различных платежных систем и т.п.
- Сетевая. (Connected) Характеризуется наличием функциональных возможностей, обеспечивающих взаимодействие органов власти с населением, бизнесом, институтами гражданского общества по вопросам их участия в разработке и принятии решений.
Согласно докладу сетевая стадия характеризуется следующими признаками (наличием автоматизированных информационных и сетевых связей):
- Горизонтальные связи, (между государственными учреждениями)
- Вертикальные связи (Между центральными и региональными подразделениями государственных органов)
- Инфраструктурные связи (Обеспечена интероперабельность основных инфраструктурных ИС)
- Связи между государством и гражданами.
- Связи между различными общественными институтами (государство, частный сектор, научные и образовательные учреждения, социальные институты и.т.д.)
Данный индекс активно используется в РФ для оценки различных сайтов государственных органов. Для отнесения сайтов к одному из специфицированных уровней в Российской практике используют, как правило, расширенный набор параметров, характеризующих качественное наличие или отсутствие информации того или иного типа на сайте и основные (базовые) технологические возможности.
В российской практике, это параметры, отражающие наличие на сайте наличие конкретной информации или возможностей, например:
- Возможность онлайнового заполнения (передачи в электронном виде) официальных форм, необходимых для начала получения услуги.
- Наличие специального раздела (рубрики, иконки) под названием "Свяжитесь с нами", "Контактная информация" и т.п.
- …
- Наличие номера телефона.
- Наличие адреса электронной почты.
- Наличие почтового адреса.
- ...
- Возможность проигрывать мультимедийные (аудио, видео и т.п.) файлы.
- Явное указание на возможность безопасного (защищенного безопасным соединением) доступа (SSL).
Индекс развития телекоммуникационной инфраструктуры является количественным индексом, характеризующим валовые технологические показатели (на душу населения).
В рамках индекса оцениваются параметры:
- Количество Интернет пользователей на 100 человек
- Количество персональных компьютеров на 100 человек
- Количество телефонных линий на 100 человек
- Количество мобильных телефонов на 100 человек
- Количество лиц, охваченных широкополосным доступом к Интернет на 100 человек
Каждый из показателей имеет в рамках индекса вес в 20%.
В качестве индекса развития человеческого капитала используется стандартный композитный образовательный индекс Программы развития ООН.
Фактически это непосредственно данные доклада «UNDP Human Development Report» ЮНЕСКО. Оригинальный доклад ООН содержит ссылку на данный доклад ЮНЕСКО.
В принципе, это наиболее общий индекс, он обособленно не рассматривается в рамках доклада ООН.
Индекс характеризует общий уровень развития страны, строится на основе неспецифических показателей. Индекс, в принципе, включает в себя глобальные показатели вида:
- валовый внутренний продукт на душу населения;
- грамотность населения с учетом среднего числа лет обучения;
- продолжительность предстоящей жизни;
- наличие специалистов соответствующего профиля на душу населения.
[1] Правильный ответ: указанные документы не обладают указанными свойствами.
[2] Основанные на сравнении плановых целей и бюджета проекта с фактически достигаемыми результатами.
[3] Полная независимость достигается только в случае, если такого рода исследования осуществляются организациями, никак не зависящими от органов государственной власти, что в современных российских условиях невозможно.
[4] Под доступностью государственных услуг здесь и далее понимается в том числе доступность официальной информации, подлежащей публикации органами власти в сети Интернет.