Рейтинг глобальной конкурентоспособности стран по версии ВЭФ, 2012-2013 гг.

Место (из 144) Страна Количество бал­лов (от 1 до 7) Место в 2011-2012 гг. и динамика в рейтинге
Швейцария 5,72 1 (-)
Сингапур 5,67 2 (-) .
Финляндия 5,55 4 (↑)
Швеция 5,53 3 (↓)
Нидерланды 5,50 7 (↑)
Германия 5,48 6 (-)
США 5,47 5 (↓)
Великобритания 5,45 10 (↑)
Гонконг 5,48 11 (↑)
Япония 5,40 9 (↓)
Катар 5,38 14 (↑)
Дания 5,29 8 (↓)
Тайвань 5,28 13 (-)
Канада 5,27 12 (↓)
Норвегия. 5,27 16 (↑)
Австрия 5,22 19 (↑)
Бельгия 5,21 15 (↓)
Саудовская Аравия 5,19 17 (↓)
Республика Корея 5,12 24 (↑)
Австралия 5,12 20 (-)
Россия 4,20 66 (↓)

Если оценивать по отчету ВЭФ глобальную кон­курентоспособность России, то она окажется невысокой. Россий­ской Федерации в 2012—2013 гг. заняла 67-е место из 144 стран против 66-го (из 142) в 2011—2012 гг. Падением рейтинга страны лишь на одну позицию Россия обязана размерам рынка и стабиль­ной макроэкономической ситуации: по большинству остальных показателей страна остается аутсайдером и за год ситуация только ухудшилась.

Позиции России б различных подиндексах колеблются от пер­вой (отсутствие случаев заболевания малярией, как и в целом ряде других стран) до 140-й (уровень защиты интересов миноритарных акционеров). Крайне низкую оценку Россия получила в подин­дексе «таможенные барьеры» (137-е место), «защита собствен­ности» (133-е), «доверие к полиции?» (133-е). К человеческому фактору добавляются и инфраструктурные проблемы: по качеству дорог Россия находится на 136-м месте. Выше значения суммарной российской позиции, помимо макроэкономических, подиндексы по детской смертности (52), распространению высшего образова­ния (12), проникновению сотовой (5) и фиксированной (41) связи, широкополосного интернета (47). По качеству железнодорожной инфраструктуры Россия заняла сравнительно высокое 30-е место, а вот в аналогичных портовом и авиационном подиндексах заняла лишь 93-е и 104-е места. В числе главных проблемных факторов, затрудняющих ведение бизнеса в России, ВЭФ выделяет корруп­цию (20,5% ответов бизнесменов, опрошенных для составления отчета), неэффективность бюрократического аппарата (11,9%) и доступ к финансированию (10%).

Портер выделяет четыре стадии конкурентного роста страны:

1) стадия, движимая факторами производства;

2) стадия, движимая инвестициями;

3) стадия, движимая инновациями;

4) стадия, движимая богатством.

На первой стадии страна может развиваться только благодаря факторным условиям ее «конкурентного ромба». Это отправная точ­ка развития, когда в наличии имеется только основные факторы, а сле­довательно, узок диапазон отраслей, в которых национальные компа­нии (а с ними и вся национальная экономика) могут конкурировать на мировом рынке: сельское хозяйство, добывающие отрасли промыш­ленности. Конкуренция на мировом рынке ведется исключительно по цене на несложную продукцию массового производства. Необхо­димые технологии, оборудование закупаются за рубежом. Доходы, полученные от экспорта сырья, трудоемких, материалоемких товаров желательно направлять на инвестиции в собственную индустриаль­но-технологическую базу. В 1950-е гг. с факторной стадии начинался подъем экономики Японии, Южной Кореи.

Инвестиции способствуют появлению других детерминант на­ционального «ромба» и выходу страны на вторую стадию. Япония и азиатские «драконы» прошли эту стадию в 1960-1980-е гг., Ки­тай, Бразилия находятся на ней в настоящее время. Другим странам выйти за пределы первой стадии («факторной экономики») мешает недееспособность правительства, отсутствие внутренней конкурен­ции, отсутствие контроля за зарубежными каналами сбыта продук­ции (утечка капитала) и пр.

На третьей стадии у страны имеется полный «конкурентный ромб» в целом ряде отраслей. В настоящее время на инновационной стадии находятся практически все страны ОЭСР. Причем, если Вели­кобритания вступила на третью стадию еще в начале XX в., то Ита­лия, Япония — в 1970-е гг., а Израиль, Сингапур, Тайвань — совсем недавно. На этой стадии национальные компании не только развива­ют известные зарубежные технологии (как на второй стадии), но и сами создают их. Конкуренция ведется не столько по цене, сколько на основе дифференциации продукции. Возрастает значимость стратегии ком­паний. Укрепляются позиции страны в сфере производства услуг («факторные экономики» и «инвестиционные экономики» редко пользуются успехом в международной торговле услугами).

«Инновационная экономика» обладает наивысшей сопротивля­емостью по отношению к неблагоприятным внешним факторам, к мак­роэкономическим колебаниям. На инновационной стадии сельское хозяйство, промышленность, сфера нематериального производства конкурируют на базе передовых технологий и малоуязвимы для колебаний цен и валютных курсов.

На четвертой стадии движущей силой экономического разви­тия страны является богатство нации, которое уже достигнуто. К этой стадии подошли социально ориентированные экономики стран За­падной Европы. Целями общества становятся не столько экономические, сколько социальные. Падает престиж работы в реальном секторе экономики, в почете оказывается производство общественных благ, нематериаль­ная сфера. Для обеспечения финансовой базы социально-ориентиро­ванного государства повышается уровень налогообложения. Но вы­сокие налоги снижают стимулы к труду и предпринимательству, асоциальные гарантии способствуют иждивенчеству. Менеджерами становятся технократы-финансисты, а не предприниматели-первопро­ходцы. Огромные капиталы инвестируются в финансовые активы, информационные технологии. Одновременно возникает угроза утра­ты преимущества в базисных отраслях. Иностранные инвесторы все активнее приобретают национальные компании и интегрируют их в свою внутрифирменную структуру.

Однако в последние годы глобальная конкуренция заставляет эти страны отказываться от части социальных расходов, снижать налоги, поскольку сохранение принципов социально ориентирован­ного рыночного хозяйства может обернуться экономическим засто­ем. Начатые в этих странах программы по дерегулированию и при­ватизации не позволили перешагнуть черту, означающую откат в развитии.

Что же касается современной России, то в ее экономике преобла­дают признаки начальных стадий конкурентного роста — ресурсной (факторной) и инвестиционной. Действительно, вклад в российскую экономику добывающих отраслей и первичных перерабатывающих производств огромен, а главным двигателем экономического развития страны служит инвестиционный капитал, подпитываемый дохо­дами от сырьевого экспорта.

Итак, в области международного бизнеса необходимо поименно знать не только компании — лидеры в соответствующих отрас­лях специализации, но и взвешенно относиться к конкурентным возможностям тех или иных национальных экономик. Конечно хозяйствующие субъекты здесь в большей степени выступают только в качестве пользователей соответствующего набора детер­минантов и переменных, которыми обладает то или иное государ­ство, но в ряде случаев компании также своими действиями могут формировать конкурентную среду, усиливающую конкурентные позиции национальной экономики. А задачей национальных пра­вительств является создание и поддержание высококонкурент­ной институциональной среды, в рамках которой будут действо­вать компании, что гарантирует улучшение позиционирования национальной экономики в рейтингах глобальной конкурентоспо­собности стран.

Вместе с тем при разработке глобальных конкурентных страте­гий следует руководствоваться общей стратегической логикой биз­неса, не забывая о его рентабельности, защите от действий конку­рентов и появлении продуктов-заменителей, учитывая рыночную силу потребителей и поставщиков, фокусируя внимание на цен­трах получения прибыли хозяйствующего субъекта. Кроме того, полезно доводить разумные требования об улучшения среды функ­ционирования бизнеса до сведений государства, для того чтобы создать общий благоприятный конкуренции климат как внутри одной отдельно взятой национальной экономики, так и на всем глобальном пространстве международных бизнес-операций.

Наши рекомендации