Совет главных конструкторов по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и Совет по региональной информатизации
Для консультативной поддержки процессов формирования электронного правительства и региональной информатизации в соответствии с решениями Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 12 февраля 2009 г., и на основании поручения Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2009 г. созданы Совет главных конструкторов по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также Совет по региональной информатизации.
Совет главных конструкторов сформирован из лиц, ответственных за внедрение в своих ведомствах информационных технологий. Совет наделен функциями подготовки предложений по формированию единой технологической политики в области информатизации федеральных органов исполнительной власти. В задачи Совета также входит организация экспертизы проектов ведомственных программ и мониторинга хода информатизации федеральных органов исполнительной власти.
Совет по региональной информатизации — координационный орган при Правительстве Российской Федерации, деятельность которого направлена на обеспечение согласованного взаимодействия исполнительных региональных и федеральных органов государственной власти при разработке и реализации мероприятий и проектов по использованию информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации. Состав Совета формируется из представителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, назначенных из числа заместителей руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и ответственных за проведение региональной информатизации, а также из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Существенной практической роли указанные советы не играют.
ОАО «Ростелеком»
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 453-р «Об определении ОАО "Ростелеком" единственным исполнителем работ в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011–2020 годы)"» утвержден перечень мероприятий государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», в рамках которых единственным исполнителем работ в 2011 году по 17-ти направлениям определено открытое акционерное общество «Ростелеком».
Отметим, что с правовой точки зрения указанное распоряжение определяет единственного исполнителя ряда работ согласно федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В то же время сам факт распоряжения существенными бюджетными средствами (порядка 1 млрд руб. ежегодно), отводимыми на формирование элементов инфраструктуры электронного правительства, делает ОАО «Ростелеком» фактическим элементом системы управления электронным правительством — без выделения и правовой фиксации данной роли.
Указанный недостаток дополняется также и тем, что действующие правовые акты не определяют понятие «инфраструктура электронного правительства», не устанавливают ее состава, не устанавливает полномочий единственного исполнителя (ОАО «Ростелеком») и ответственности по эксплуатации инфраструктуры (помимо наступающих в соответствие с законодательством о государственных закупках), не устанавливают порядок эксплуатации инфраструктуры электронного правительства, требования к государственным инфраструктурным ИС и прочие существенные с точки зрения управления формированием электронного правительства факторы.
Наиболее существенно данный правовой и управленческий изъян сказывается при реализации следующих инфраструктурных проектов, затрагивающих многие федеральные, региональные и местные органы:
- развитие единого портала государственных и муниципальных услуг,
- формированию единого пространства доверия ЭЦП,
- развитие межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ),
- создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах.
Это происходит в том числе потому, что ОАО «Ростелеком» помимо того, что является единственным исполнителем приведенных ключевых проектов, существенным фактическим элементом системы управления формированием электронного правительства, одновременно является и крупным рыночным поставщиком товаров и услуг в сфере ИКТ (услуги связи и передачи данных, консалтинговые и интеграционные услуги, услуги дата-центров и т. п.). Сформированный конфликт интересов ОАО «Ростелеком» очевидным образом контрпродуктивен. (В конфликт вступают коммерческие интересы ОАО «Ростелеком», как рыночного поставщика, предписывающие ему максимизировать прибыль от поставки товаров и услуг органам власти и местного самоуправления, и делегированные государственные интересы, заключающиеся в возможном снижении издержек на формирование электронного правительства, в том числе формирование инженерно-технологической инфраструктуры).