Лекция «Ролевая структура управления формированием электронного правительства в Российской Федерации»

Управление формированием электронного правительства направлено на достижение установленных целевых индикаторов и реализацию соответствующих мероприятий с максимально эффективным использованием государственных ресурсов. Основными составляющими процесса управления формированием электронного правительства являются:

- формирование политических приоритетов формирования электронного правительства;

- правовое и организационное закрепление ответственности, полномочий и функций по формированию электронного правительства;

- планирование и координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан, организаций по формированию электронного правительства, увязка процессов формирования электронного правительства с другими процессами совершенствования государственного управления;

- выполнение проектов по созданию, внедрению, использованию информационных и телекоммуникационных систем электронного правительства;

- оценка эффективности деятельности по формированию электронного правительства.

Следует отметить, что в настоящее время стройной и единой системы управления формированием электронного правительства в Российской Федерации не существует, причем данное обстоятельство часто называют в качестве причины низкой эффективности формирования электронного правительства.

С одной стороны, этот бесспорный факт является прямым отражением федеративного устройства страны — полномочия, связанные с региональной и муниципальной информатизацией, отнесены к сфере ведения соответствующих региональных и муниципальных органов, что само по себе препятствует формированию «единой» управленческой системы.

Созданию если не единой, то хотя бы непротиворечивой системы управления также препятствует отсутствие единой и стабильной системы политических целей, связанных с формированием электронного правительства, политической ответственности за их достижение или недостижение, а также целевых индикаторов, которые бы позволили оценить степень успешности этой деятельности.

С другой стороны, сомнительной является и целесообразность самих попыток сформировать такую управленческую «вертикаль»: электронное правительство, являясь прежде всего формой правления (управления с помощью ИКТ), привязано к повседневной деятельности органов власти и местного самоуправления согласно их полномочиям; в этом смысле попытка сформировать «единое электронное правительство» или систему его формирования с неизбежностью означает усиление централизации управленческих процессов, что, как показывает опыт первого десятилетия 2000-х годов, лишь снижает управляемость и подконтрольность государственного управления.

Возможные сценарии формирования системы управления описаны в лекции после обзора существующих органов управления.

Современная структура управления формированием электронного правительства

В настоящее время в Российской Федерации функции планирования, координации и выполнения отдельных мероприятий по формированию электронного правительства распределены между уровнями и ветвями власти, между рядом федеральных ведомств, а также частично возложены на специально созданные государственные и общественные структуры (Совет главных конструкторов, Совет по региональной информатизации и др.).

При этом нечеткое разделение ответственности, частичное дублирование функций уполномоченных органов, а также длительные межведомственные и межуровневые согласования приводят к задержке принятия решений, связанных с формированием электронного правительства, а также к ошибкам в принимаемых решениях. Отдельным негативным обстоятельством оказывается чрезмерное влияние на процессы формирования электронного правительства «привходящих» бюджетных и политических факторов (к примеру, см. проекты создания Федерального государственного информационного центра в 2005–2008 годах или универсальной электронной карты в начале 2010-х).

Рассмотрим основных участников процесса управления формированием электронного правительства.

Наши рекомендации