Международные критерии оценки эффективности деятельности правительств
Результаты реализации проектов создания электронного правительства являются предметом оценки в развитых странах, уже накопивших значительный опыт в данной области, который может и должен быть использован при оценке аналогичных проектов, реализуемых в Российской Федерации.
Необходимо отметить, что со временем критерии оценки успешности правительств изменялись. Эти изменения, в первую очередь, связаны с изменениями в самом государственном секторе. В связи с этим проанализируем кратко динамику развития взаимосвязи «оценивание — реформы государственного сектора», начиная с 60-х годов прошлого века. Если в 60-е — середине 70-х годов прошлого века первые применения для целей государственного управления зарождавшихся информационных технологий сводились в основном к более эффективному накоплению и анализу информации, получаемой в ходе учета сведений об объектах управления, то уже с середины 70-х, конца 80-х годов проявилась новая тенденция. В связи с мировыми экономическим и бюджетными кризисами, вызванными «нефтяным шоком» 1973 года, прошла волна сокращения бюджетных расходов, и конечной целью планирования и оценивания эффективности государственной политики стала максимизация экономической эффективности государства. Повышенное внимание стало уделяться оценке сравнения затрат на внедрение той или иной информационной системы с выгодами от ее применения. Все в большей степени используются предварительные, прогнозные оценки того или иного проекта на стадии его разработки и планирования (в противовес предшествующим периодам, когда те или иные решения области информатизации принимались по большей части «политически»).
С конца 80-х годов в развитом мире пошла волна административных реформ, с проведением которых связывается понятие «новое государственное управление» (англ. New Public Management). Приход в государственный сектор метафоры «сервисного государства», заимствование государственным сектором концепций и инструментов, используемых в частном секторе (проектного управления, оценки по результатам и т. п.), сделало процедуры планирования, формирования индикаторов успешности проектов, оценки результатов и сравнения их с плановыми показателями почти обязательным условием выполнения масштабных государственных проектов.
Последние годы (начиная с 2000-х годов) практика оценивания эффективности государственных проектов становится повсеместной в мире. Увеличивается как число применяемых методик, так и организаций, формирующих свои собственные системы индикаторов. Оценивание все больше направлено на выявление уровня удовлетворенности потребителей услуг электронного правительства и влияния проектов на экономическое, политическое, социальное, технологическое развитие стран в целом. Появляется много сравнительных оценок, позволяющих сопоставлять различные страны между собой по множеству срезов.
Реализованный в 2009-2010 годах проект Евросоюза e-Government Monitor Network (eGovMoNet, http://www.egovmonet.eu/), посвященный исследованию методов оценки результатов проектов создания электронного правительства, описал современные подходы в виде таблицы (см. табл. 4).
Табл. 4. Современные подходы к анализу показателей оценки проектов в сфере электронного правительства (по данным проекта eGovMoNet)
Намерения | Экономия средств, Улучшение использования ресурсов, Повышение качества оказания услуг | ||
Определение | Проекты, создающие новые условия для государства, бизнеса, граждан | ||
Категории | Входы | Выходы | Результаты |
Описание | Экономия — «делать дешевле» | Эффективность и результативность – «делать правильные дела» | |
Измерители | Экономия времени и денег | Соотношение затрат и размеров экономии времени и денег | Специфические измерители. Экономия на пользователях, удовлетворенность клиента, раннее разрешение проблем, доверие правительству и т. д. |
Индикаторы | В основном, количественные | В основном, качественные | |
Тиражируемость индикаторов | Схожие в разных странах | Контекстно-зависимые | |
Перспектива оценки | Проектная, внутренняя | Программная, внешняя | |
Кто измеряет | Самооценка государственных организаций | Внешняя | |
Фокус оценки | Прогноз и результаты | Акцент на предвидении результатов действий | |
Основные цели | Обоснование инвестиций и оценка опыта | Планирование ожидаемых результатов | |
Второстепенные цели | Подготовка PR-материалов | Избежание негативных последствий | |
Обоснования необходимости оценки | Концентрации инвестиций и усилий на первоочередных и стратегических целях Сопоставление ожидаемых результатов с плановыми |
Кратко можно подытожить основные отличия методов измерения предыдущих периодов от недавнего времени (см. табл. 5).
Табл. 5. Сравнение традиционных и современных методов оценки проектов
«Традиционные» оценки | «Современные» оценки |
Подход сверху-вниз Осуществляются «изнутри» самими государственными организациями Заранее определенные вопросы Определенные госсектором цели и методы Анализ носит «внутренний» характер | Подход снизу-вверх Осуществляются гражданами «снаружи», используются возможности WEB 2.0 Граждане формируют важные для них цели Исходные данные доступны для дальнейшего анализа |
Именно в процессе перехода к «современному» этапу оценки программ и проектов электронного правительства стали обращать все более пристальное внимание на различия критериев оценки результатов, которые хотели бы использовать органы власти и потребители их услуг (см. табл. 6).
Табл. 6. Критерии, используемые органами власти и потребителями услуг
Критерии, используемые органами власти | Критерии, используемые потребителями услуг |
Уровень доступности услуг Дружественность интерфейса Соответствие НПА Полнота и корректность информации Прозрачность деятельности Качественная персонализация сервисов Многоканальность предоставления услуг | Сокращение временных затрат на получение услуг Сокращение материальных затрат Сокращение количества посещений Увеличение доступности (меньшие требования к оснащенности, навыкам, осведомленности и др.) Уменьшение бюрократии и административного усмотрения Защита персональных данных Повторное использование государственными органами ранее предоставленных им данных |
Основную тенденцию в изменении подходов к оценке проектов электронного правительства можно описать так: вместо оценки процессов или результатов выполнения проектов, осуществляемой самими государственными органами, оцениваются гражданами (получателями государственных услуг) внешние эффекты, которые обеспечивают выполненные проекты (сокращение затрат, повышение скорости и комфортности и т. д.).
Результативность формирования электронного правительства в мире оценивается на различных уровнях:
1) Уровень качества государственного управления — безотносительно инструментов его повышения, в том числе особенностей формирования электронного правительства.
2) Уровень развития информационного общества — как правило, оценивается проникновение в обществе ИКТ и готовность общества к их полноценному использованию.
3) Уровень выполнения отдельных проектов (программ) формирования электронного правительства — при этом измеряется эффективность конкретных проектов оптимизации государственного управления.
В идеальном случае указанные уровни должны быть взаимно связаны (сверху — вниз, от параметров качества государственного управления к отдельным индикаторам, оценивающим итоги конкретного проекта).
В следующих двух подразделах перечислены наиболее авторитетные индикаторы верхних двух уровней.