Международные критерии оценки эффективности деятельности правительств

Результаты реализации проектов создания электронного правительства являются предметом оценки в развитых странах, уже накопивших значительный опыт в данной области, который может и должен быть использован при оценке аналогичных проектов, реализуемых в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что со временем критерии оценки успешности правительств изменялись. Эти изменения, в первую очередь, связаны с изменениями в самом государственном секторе. В связи с этим проанализируем кратко динамику развития взаимосвязи «оценивание — реформы государственного сектора», начиная с 60-х годов прошлого века. Если в 60-е — середине 70-х годов прошлого века первые применения для целей государственного управления зарождавшихся информационных технологий сводились в основном к более эффективному накоплению и анализу информации, получаемой в ходе учета сведений об объектах управления, то уже с середины 70-х, конца 80-х годов проявилась новая тенденция. В связи с мировыми экономическим и бюджетными кризисами, вызванными «нефтяным шоком» 1973 года, прошла волна сокращения бюджетных расходов, и конечной целью планирования и оценивания эффективности государственной политики стала максимизация экономической эффективности государства. Повышенное внимание стало уделяться оценке сравнения затрат на внедрение той или иной информационной системы с выгодами от ее применения. Все в большей степени используются предварительные, прогнозные оценки того или иного проекта на стадии его разработки и планирования (в противовес предшествующим периодам, когда те или иные решения области информатизации принимались по большей части «политически»).

С конца 80-х годов в развитом мире пошла волна административных реформ, с проведением которых связывается понятие «новое государственное управление» (англ. New Public Management). Приход в государственный сектор метафоры «сервисного государства», заимствование государственным сектором концепций и инструментов, используемых в частном секторе (проектного управления, оценки по результатам и т. п.), сделало процедуры планирования, формирования индикаторов успешности проектов, оценки результатов и сравнения их с плановыми показателями почти обязательным условием выполнения масштабных государственных проектов.

Последние годы (начиная с 2000-х годов) практика оценивания эффективности государственных проектов становится повсеместной в мире. Увеличивается как число применяемых методик, так и организаций, формирующих свои собственные системы индикаторов. Оценивание все больше направлено на выявление уровня удовлетворенности потребителей услуг электронного правительства и влияния проектов на экономическое, политическое, социальное, технологическое развитие стран в целом. Появляется много сравнительных оценок, позволяющих сопоставлять различные страны между собой по множеству срезов.

Реализованный в 2009-2010 годах проект Евросоюза e-Government Monitor Network (eGovMoNet, http://www.egovmonet.eu/), посвященный исследованию методов оценки результатов проектов создания электронного правительства, описал современные подходы в виде таблицы (см. табл. 4).

Табл. 4. Современные подходы к анализу показателей оценки проектов в сфере электронного правительства (по данным проекта eGovMoNet)

Намерения Экономия средств, Улучшение использования ресурсов, Повышение качества оказания услуг
Определение Проекты, создающие новые условия для государства, бизнеса, граждан
Категории Входы Выходы Результаты
Описание Экономия — «делать дешевле» Эффективность и результативность – «делать правильные дела»
Измерители Экономия времени и денег Соотношение затрат и размеров экономии времени и денег Специфические измерители. Экономия на пользователях, удовлетворенность клиента, раннее разрешение проблем, доверие правительству и т. д.
Индикаторы В основном, количественные В основном, качественные
Тиражируемость индикаторов Схожие в разных странах Контекстно-зависимые
Перспектива оценки Проектная, внутренняя Программная, внешняя
Кто измеряет Самооценка государственных организаций Внешняя
Фокус оценки Прогноз и результаты Акцент на предвидении результатов действий
Основные цели Обоснование инвестиций и оценка опыта Планирование ожидаемых результатов
Второстепенные цели Подготовка PR-материалов Избежание негативных последствий
Обоснования необходимости оценки Концентрации инвестиций и усилий на первоочередных и стратегических целях Сопоставление ожидаемых результатов с плановыми

Кратко можно подытожить основные отличия методов измерения предыдущих периодов от недавнего времени (см. табл. 5).

Табл. 5. Сравнение традиционных и современных методов оценки проектов

«Традиционные» оценки «Современные» оценки
Подход сверху-вниз Осуществляются «изнутри» самими государственными организациями Заранее определенные вопросы Определенные госсектором цели и методы Анализ носит «внутренний» характер Подход снизу-вверх Осуществляются гражданами «снаружи», используются возможности WEB 2.0 Граждане формируют важные для них цели Исходные данные доступны для дальнейшего анализа

Именно в процессе перехода к «современному» этапу оценки программ и проектов электронного правительства стали обращать все более пристальное внимание на различия критериев оценки результатов, которые хотели бы использовать органы власти и потребители их услуг (см. табл. 6).

Табл. 6. Критерии, используемые органами власти и потребителями услуг

Критерии, используемые органами власти Критерии, используемые потребителями услуг
Уровень доступности услуг Дружественность интерфейса Соответствие НПА Полнота и корректность информации Прозрачность деятельности Качественная персонализация сервисов Многоканальность предоставления услуг Сокращение временных затрат на получение услуг Сокращение материальных затрат Сокращение количества посещений Увеличение доступности (меньшие требования к оснащенности, навыкам, осведомленности и др.) Уменьшение бюрократии и административного усмотрения Защита персональных данных Повторное использование государственными органами ранее предоставленных им данных

Основную тенденцию в изменении подходов к оценке проектов электронного правительства можно описать так: вместо оценки процессов или результатов выполнения проектов, осуществляемой самими государственными органами, оцениваются гражданами (получателями государственных услуг) внешние эффекты, которые обеспечивают выполненные проекты (сокращение затрат, повышение скорости и комфортности и т. д.).

Результативность формирования электронного правительства в мире оценивается на различных уровнях:

1) Уровень качества государственного управления — безотносительно инструментов его повышения, в том числе особенностей формирования электронного правительства.

2) Уровень развития информационного общества — как правило, оценивается проникновение в обществе ИКТ и готовность общества к их полноценному использованию.

3) Уровень выполнения отдельных проектов (программ) формирования электронного правительства — при этом измеряется эффективность конкретных проектов оптимизации государственного управления.

В идеальном случае указанные уровни должны быть взаимно связаны (сверху — вниз, от параметров качества государственного управления к отдельным индикаторам, оценивающим итоги конкретного проекта).

В следующих двух подразделах перечислены наиболее авторитетные индикаторы верхних двух уровней.

Наши рекомендации