Приоритетные публичные услуги (опыт ЕС)

В ЕС в 2000 году был составлен список приоритетных публичных (государственных) услуг, по которым с 2001 года проводится регулярный мониторинг (сначала ежегодно, а в последнее время дважды в год). Методика мониторинга (e-Government indicator set) была утверждена 30 ноября 2000 Советом министров ЕС (Council of Ministers). Все индикаторы измеряются по фактическому состоянию электронных государственных услуг путем анализа соответствующих веб-сайтов (а не по отчетам стран). Все результаты немедленно публикуются по адресу http://epractice.eu/en/factsheets/. Всего с 2001 года отслеживается 20 услуг, 12 из которых нацелены на граждан, а 8 — на бизнес.

12 приоритетных государственных услуг для граждан:

1. Подача налоговых деклараций о доходах (Income Tax Declaration).

2. Поиск работы (Job Searches by Labour Offices).

3. Социальные выплаты (Social Security Contributions).

4. Паспортный учет (Personal Documents).

5. Регистрация автотранспортных средств (Car Registration).

6. Разрешения на строительство (Application for Building Permission).

7. Обращения в полицию (Declaration to the Police).

8. Публичные библиотеки (Public Libraries).

9. Записи актов гражданского состояния (Certificates (birth, marriage) Request and Delivery).

10. Документы о высшем образовании (Enrolment in Higher Education).

11. Регистрация населения по месту жительства (Announcement of Moving).

12. Услуги в области здравоохранения (Health-Related Services).

8 приоритетных государственных услуг для организаций:

1. Выплаты по социальному страхованию сотрудников (Social Security Contributions for Employees).

2. Декларирование корпоративных налогов (Corporation Tax: declaration, notification).

3. Декларирование налога на добавленную стоимость (VAT: declaration, notification).

4. Регистрация компаний (Registration of a New Company).

5. Подача статистической отчетности (Submission of Data to Statistical Offices).

6. Таможенное декларирование (Customs Declaration).

7. Получение природоохранного лицензирования (Environment-Related Permits).

8. Государственные закупки (Public Procurement).

Отметим, что это не единственный регулярный мониторинг, проводимый в интересах ЕС. Также регулярно проводятся мониторинги интероперабельности информационных систем и «электронной включенности» (e-inclusion) граждан.

Также важно заметить, что использованный в Европе подход принципиально отличается от российского.

Во-первых, число приоритетных услуг в Европе было изначально ограничено относительно небольшим числом наиболее актуальных для граждан и организаций (несмотря на много большие финансовые, технологические, культурные и прочие возможности стран ЕС по сравнению с Россией, не говоря уже о качестве государственного управления — ключевом факторе успешности формирования электронного правительства).

Во-вторых, измерение эффективности результатов осуществлялось независимым от измеряемых стран и услуг органом по единой и стабильной методике, что обеспечило:

- надежность и достоверность итогов мониторинга,

- сравнимость результатов между странами и во времени,

- доверия общества и политиков к результатам мониторинга,

- соревновательные стимулы для стран ЕС по улучшению положения в рейтинге,

- возможность его использования для корректировки текущей деятельности.

Актуальные тенденции

Позиции государств в международных рейтингах в будущем будут зависеть не только от того, насколько высоки их результаты в нынешней системе оценки, но также от того, насколько внимательно они учитывают в своей политике перспективные тенденции в области электронного правительства, а именно:

- Современная риторика в области электронного правительства активно использует понятие «трансформационного правительства», которое подчеркивает качественное преобразование взаимодействия государства с гражданами и бизнесом благодаря использованию ИКТ. «Трансформационное правительство» становится возможным на этапе, когда базовые государственные услуги уже преобразованы в электронный вид.

- Открытые данные. В последние годы в мире развернуты масштабные государственные инициативы в области «открытых данных», предусматривающие раскрытие в машиночитаемом виде государственных учетных данных на условиях, позволяющих свободно использовать их как в некоммерческих, так и в коммерческих целях (статистика, государственные закупки и государственные продажи, финансовая информация, правовая информация, данные государственных учетных систем и др.). Государство таким образом надеется вызвать появление принципиально новых коммерческих услуг и капитализировать лежавшие ранее мертвым грузом данные. Вероятно, успехи стран в области открытия данных будут учитываться в будущих версиях рейтинга ООН. Подробнее об открытых данных — см. лекцию 1.1.

В настоящее время указанные тенденции не слишком актуальны для нашей страны, поскольку фактический уровень формирования электронного правительства находится на 1–2-й (информационной) стадии.

Наши рекомендации