Конституционные преобразования.

В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 г. Была восстановлена (по образцу Конституции 1918 г.) двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депутатовсъезда. Кроме того, учреждался пост Президента СССР, наделенногоширокими полномочиями. Часть народных депутатов избиралась в избирательных округах по стране, часть — партией, профсоюзами и общественными организациями. Президент избирался съездом, а затем сам

назначал премьер-министра.

В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Выборы народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к созданию парламентского органа нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), но легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно парламентом).

XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу, и осудила административно-командный метод руководства, подчеркнув необходимость создать правовую базу для проведения экономических реформ и защиты прав граждан.

В 1988—1990 гг. в развитие этих положений принимался ряд законов и указов: о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации; о государственной безопасности; прессе и средствах массовой информации; об общественных организациях; о въезде и выезде из СССР и др.

В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР внес изменения в Конституцию СССР, в соответствии с которыми был образован Комитет конституционного надзора; через год II съезд народных депутатов СССР принял Закон ≪О конституционном надзоре в СССР≫. На Комитет возлагались функции контроля за соответствием издаваемых правовых актов действующей Конституции.

Сформировалась концепция социалистического правового государства, в которой подчеркивались приоритет права и принцип разделениявластей (законодательной, исполнительной, судебной). Эти преобразования предполагалось осуществлять в рамках общего реформационного процесса.

Развал системы.

Традиционные политические институты теряли свою власть, отдавая ее этим новообразованиям. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности. Эти процессы

протекали на фоне ≪бархатной революции≫ в Чехословакии (1989), событий в Румынии (1989), объединения Германии и исчезновения ГДР (1990), реформ в Венгрии, Польше и Болгарии. ≪Социалистический лагерь≫ распадался. Проблемы, которые намеревались решить реформаторы после 1985 г.(политический плюрализм, создание рыночной экономики), к 1990 г. не были решены.

В июле 1990 г. российское правительство пыталось провести некоторые радикальные меры в сфере экономики (освобождение цен, приватизация государственной собственности), но не смогло этого выполнить.

В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик.

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был ≪парад

суверенитетов≫.

Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатовРоссийской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ. Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

В Декларации провозглашалось право органов власти РСФСР решать на своей территории все вопросы, за исключением тех, которые они добровольно передают в ведение Союза ССР. Декларация тем самым

формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране.

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках. Зимой — весной 1991 г. в Литве и Латвии имели место силовые попытки пресечения подобных тенденций, в день открытия внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР в Москву были введены войска.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху.

Весной 1991 г. на Пленуме ЦК КПСС большая часть всех секретарей обкомов потребовала освобождения Горбачева от должности Генерального секретаря ЦК КПСС. Только начавшиеся переговорыс руководителями девяти союзных республик о подготовке нового союзного договора, которые проводил Горбачев, помогли ему сохранить свой партийный пост. Согласно проекту договора союзные республики получали широкие полномочия, союзное руководство сохраняло за собой лишь некоторые, правда, весьма важные функции: оборона, финансовая политика и внутренние дела.

В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В октябре 1990 г. во время обсуждения альтернативных проектов экономической реформы Президент СССР поддержал проект союзного Совета Министров против более радикального проекта, уже одобренного российским парламентом. В ноябре Верховный Совет РСФСР принял закон, гарантирующий экономические основы суверенитета РСФСР (о природных ресурсах).

Союзное правительство предприняло ряд ответных мер: перемещения в руководстве, призывы к ≪борьбе с центробежными и националистичес- кими тенденциями≫. Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Референдумы.

В феврале 1991 г. на референдуме в Литве большая часть населения проголосовала за ≪независимую и демократическую республику≫. Тогда же в Москве, Ленинграде и других крупных городах прошли демонстрации и контрдемонстрации.

Пленум ЦК КПСС осудил ≪антикоммунистическую истерию, разжигаемую врагами перестройки≫, председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР. На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, кроме того, резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих. Одной из мер приостановки забастовок стала передача предприятий в республиканскую юрисдикцию и прекращение перечисления их прибылей в союзный бюджет. В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

В ВС СССР премьер-министр В. Павлов потребовал чрезвычайных полномочий, а министры обороны, внутрених дел и председатель КГБ на "закрытом” заседании поставили, по сути, вопрос о введении чрезвычайного положения.

ГКЧП.

19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении ≪восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР≫. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. На улицах столицы появилась бронетехника.

В состав ГКЧП входили: вице-президент Янаев, который исполнял обязанности главы государства во время отпуска Горбачева, премьер-министр, министры внутренних дел и обороны, председатель КГБ, член президентского совета по оборонной промышленности и председатели ассоциаций промышленных предприятий и крестьянской. ГКЧП был поддержан практически всем кабинетом министров, который собрался 19 августа. По сути, в “заговоре” участвовала вся “команда Горбачева”, за исключением его самого вся верхушка государственной власти СССР.

Утром 21 августа ситуация определилась. С Горбачевым официально связались по телефону, к нему поехали вице-президент России А.В. Руцкой и премьер-министр И.С. Силаев. Они привезли Горбачева в Москву, а членов ГКЧП - арестовали.

В Москве Горбачев выдвинул версию, согласно которой он был арестован и лишен связи на его даче в Форосе (Крым). При последующем расследовании эта версия подтверждения не получила*1*. Согласно официальной версии, сформулированной Б.Н.Ельциным, а затем даже утвержденной Верховным Советом СССР, в СССР был совершен государственный переворот, организованный группой заговорщиков, которые были признаны преступниками (премьер-министр России И.С. Силаев даже призывал их немедленно расстрелять).

Обстановка была такова, что никого не волновали неувязки с правом: политики, подменяя суд, уже не только дали событиям юридическую квалификацию, но и вынесли приговор. Члены ГКЧП до суда и даже до следствия были признаны преступниками. В целом, весь политический процесс 1991 г. находился в полном противоречии с правом. Позднее один из обвиняемых по “делу ГКЧП”, Командующий сухопутными войсками генерал армии В.И.Варенников, отказался от амнистии и на суде был признан невиновным “ввиду отсутствия состава преступления”.

После августа 1991 г. прошел первый этап революционного перераспределения собственности. Была во внесудебном порядке лишена всей собственности КПСС и предприняты многочисленные попытки захвата собственности общественных организаций, вузов, редакций газет и т.п. Некоторые из таких случаев получили широкую огласку - вроде осады демократами здания Союза писателей РСФСР (его отстояли собравшиеся там писатели).

Важнейшим результатом “августовской революции” было запрещение во внесудебном порядке КПСС и компартии РСФСР, а также ряда просоветских общественных организаций. М.С. Горбачев обратился к партии с призывом к самороспуску (к разработке М.С. Горбачевым определявших судьбу КПСС документов не были привлечены не только члены ЦК, но и секретари ЦК КПСС - лишь приближенные генсека).

” Демонтаж всей системы государственной власти СССР был после этого лишь делом техники. На открывшемся 2 сентября V Съезде народных депутатов СССР ему даже не разрешили следовать повестке дня. Н.А. Назарбаев зачитал “Заявление Президента СССР и высших руководителей союзных республик”, которое было ультиматумом с требованием самороспуска. Съезд был ликвидирован, а Верховный Совет СССР полностью деморализован. 14 сентября Государственный Совет СССР (созданный перед этим новый орган) принял решение об упразднении большинства министерств и ведомств СССР.

Удалось, однако, реанимировать подготовку Союзного договора (“Ново-Огарево II”), теперь всего лишь с созданием конфедерации. 1 сентября руководители 10 республик выразили готовность подписать договор (РСФСР, Украина, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Армения, Туркменистан, Узбекистан). 25 ноября проект был окончательно согласован, а 27 ноября опубликован.

Он должен был быть подписан в декабре. М.С. Горбачев продолжал с оптимизмом определять свою “однозначную позицию”: “Я - за новый Союз, Союз Суверенных Государств - конфедеративное демократическое государство”. Абсурдность формулы “конфедеративное государство” никого уже не трогала.

Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич до такого исхода решили дело не доводить и в местечке Беловежская пуща, под Минском, 8 декабря 1991 г. тайно подписали соглашение о ликвидации СССР (“с целью сохранения единства”). В их заявлении сказано, что СССР “как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование”, прекращалась и деятельность органов СССР. Среднеазиатские республики, Казахстан и Армения выразили свое недоумение но было поздно.

Наши рекомендации