Номенклатура и российская революция
«Революция» 85 - 93гг. была начата «продвинутой» частью номенклатуры в условиях надвигающегося кризиса: цены на нефть стали падать, и стало невозможно поддерживать даже иллюзию относительного благополучия. Одним из главных сюжетов 89-91гг. стала борьба между «старой» номенклатурой, желавшей сохранить прежние формы власти, и номенклатурой «новой», которая чуть ли не за один день отринула «коммунистическую» идеологию (во имя которой она так долго «служила народу») и сменила ее на «демократическую». После победы новой номенклатуры в августе 1991г. началась борьба за власть уже внутри нее, завершившаяся расстрелом Белого дома осенью 1993г.
Однако к тому времени деградация номенклатурной элиты зашла уже настолько далеко, что даже в «продвинутой» ее части не оказалась ни одного деятеля, масштаб которого был бы сопоставим с масштабом ею же инициированных событий. Советского Ден Сяо Пина не нашлось. В результате за «освобождение от тоталитаризма» Россия заплатила неимоверную цену. Ее границы были отброшены к допетровским, десятки миллионов русских стали национальными меньшинствами в иностранных государствах, а экономические потери оказались сопоставимыми с потерями, вызванными Великой Отечественной войной.
Именно в этот период номенклатура полностью проявила себя как антинациональный правящий класс. Наплевав и на своих соотечественников, и на свою страну, разные отряды номенклатуры ринулись прихватизировать куски разваливающегося государства. Никто из них - ни ЦК КПСС, ни армия, ни КГБ и пальцем не пошевелил, чтобы спасти Советский Союз, которому они так истово «служили». Куда только подевались многочисленные ведомства и службы, обязанные хранить целостность государства!
В то же время именно период 1985-1993гг. дал начало зарождению гражданского общества в России. Номенклатура оказалась расколота, и ее группировки, борясь друг с другом за власть, поневоле вынуждены были апеллировать к обществу и искать его поддержки. Пресс государства, давящий на граждан, значительно ослаб. Появился относительно независимый сектор экономики, множество новых партий и общественных движений; свободная пресса. В предпринимательство и общественную жизнь пришли честные и энергичные люди, искренне поверившие, что разговоры о свободе, демократии и процветании не пустые слова, а ориентиры, которые действительно будут определять жизнь России.
К несчастью, к началу 1992г. эти новые силы были еще не готовы, чтобы взять в свои руки судьбу России. Что до деградировавшей номенклатуры, то, как уже говорилось, она была органически не способна ни спасти страну от экономической катастрофы, ни наладить функционирование государства. Однако никакого другого управленческого аппарата, кроме номенклатурного, в России на тот момент не было.
Поэтому реализовался своего рода компромисс. Группе либеральных молодых реформаторов был дан карт-бланш на проведение экономических реформ. Одновременно с этим группа новых, проявивших себя в последние годы предпринимателей была допущена к управлению наиболее важными экономическими объектами – эти люди должны были наладить разваленное номенклатурой хозяйство. Будущие «либералы» и «олигархи» фактически были наняты номенклатурой, чтобы проделать работу, которую номенклатура сама сделать не могла. Но при одном условии – их действия ни в коем случае не должны были затрагивать интересы номенклатуры.
Можно долго спорить, были ли реформы Гайдара единственным средством спасения страны, или же существовали другие варианты. Но одно бесспорно - эти реформы спасли номенклатуру. И не только спасли, но и влили в нее новую кровь, в лице некоторой части «либеральных реформаторов». И дали новой номенклатуре возможности, которые ей и не снились при прежнем режиме. Наивные надежды на то, что номенклатурщики, обменяв власть на собственность, превратятся в обычных капиталистов, оказались полностью несостоятельны. Номенклатуре нужна не столько собственность, сколько власть; она не умеет и не хочет разумно управлять собственностью, она жаждет пользоваться плодами чужого управления, не неся при этом никакой ответственности за судьбу собственности. Превратить номенклатуру в класс нормальных собственников также невозможно, как и сделать хищников из падальщиков.
Под прикрытием рыночных и либеральных реформновая номенклатура приступила к разворовыванию страны в таких масштабах, какие и не снились прежним бюрократам. Более того, она умудрилась возвести безудержное воровство и коррупцию в ранг борьбы за демократию и рынок, оправдывая их необходимостью «первоначального накопления капитала». Новая идеология дала номенклатуре доступ к международным финансовым рынкам. Многомиллиардные кредиты, за которые будет расплачиваться еще не одно поколение россиян, растворились в коридорах власти, не принеся никакой пользы российской экономике.
Следует признать, что российская номенклатура при этом перехитрила и умных либеральных реформаторов, и так называемых олигархов. Она заставила их принять ее правила игры и действовать прежде всего в ее интересах, а не в интересах большинства россиян и страны в целом. А в благодарность за службу номенклатура переложила на реформаторов и олигархов всю ответственность за бедствия народа в ходе «демократических и либеральных» реформ.
Но наиболее разрушительно сказались действия номенклатуры на нравственном климате общества.
Гражданское общество может существовать и развиваться только на основе базовой системы ценностей: таких, как личная порядочность и ответственность, уважение к закону, правам человека и институту частной собственности; уважение к своей стране, ее истории и традициям. Если основа отсутствует, то отсутствует и главная составляющая гражданского общества – полноценные граждане.
Номенклатура проявила поистине удивительную способность подводить практически любую систему ценностей под свое «кормление» за счет государства. В этом плане «либеральная» идеология оказалась еще удобней, чем идеология «развитого социализма». Номенклатура дискредитировала все базовые ценности гражданского общества: в настоящее время они для граждан России неотъемлемо связаны с откровенной ложью, лицемерием и воровством правящей элиты. Снова воцарились политическая апатия, неверие граждан, что от их мнения хоть что-то зависит и наивные надежды на «доброго царя». Все большую силу стали набирать уравнительные настроения, ксенофобия и национализм.
Номенклатурный реванш
К концу ХХ века работа реформаторов и олигархов принесла, наконец, плоды. Экономическая и политическая ситуация стабилизировалась, а высокие цены на российскую нефть избавили власть от необходимости чего-то менять и чего-то делать. Замаячили благословенные для номенклатуры брежневские времена.
Начало нового века совпало в России с тотальным наступлением номенклатуры на все демократические институты власти и все структуры гражданского общества, которые еще сохранились в стране от прошлого десятилетия. Номенклатурная «зачистка» состоялась. В России сложилась ситуация, когда при формальном наличии демократических институтов и официально провозглашенной либеральной идеологии реальная власть остается в руках номенклатуры, а все настоящие (не имитированные) ростки гражданского общества продолжают подавляться и фальсифицироваться.
И символом номенклатурного реванша стало создание «Единой России» - партии номенклатуры.
Примечательно, что номенклатурный реванш происходит при официально провозглашенной либеральной государственной политике. Возможно, еще сохранившиеся в правительстве реформаторы, и даже сам президент В. Путин по наивности верят, что они чего-то там реформируют и «либерализируют». Только в условиях номенклатурной «стабильности» любые реформы не дают результатов, а если и дают, то обратные ожидаемым. Уменьшение налогов с бизнеса приводит к их увеличению; либерализация уголовного и уголовно-процессуального законодательства – к судебно-милицейскому беспределу; сокращение бюрократического аппарата – к его росту, борьба с коррупцией – к ее усилению, и т.д. и т.п. Самые благие преобразования оборачиваются своей противоположностью, если их воплощает в жизнь номенклатура.
Чем закончится для России номенклатурное правление – нетрудно предсказать. Пока сохраняется импульс развития, данный реформами 90-х годов и высокими ценами на нефть, номенклатурная «стабильность» будет длиться. Но рано или поздно номенклатура высосет из России все живые соки, как это произошло с Советским Союзом. И с тем же результатом: Россия исчезнет, как исчез СССР.
Поэтому, сегодня борьба с всевластием номенклатуры равносильна борьбе за спасение нашей страны.
И единственной гарантией против номенклатурного вырождения власти является развитое гражданское общество.
Никакие демократические законы и институты власти не могут сами по себе обеспечить ни истиной демократии и прав человека, ни правового государства, ни экономической свободы и процветания, если в стране отсутствует гражданское общество, способное воспользоваться этими правами и свободами и постоянно отстаивать их в противоборстве с государственно-бюрократической машиной.
Гражданское общество не может ставить себе целью уничтожение или ослабление государственной власти. Напротив, оно нуждается в сильном государстве, которое обеспечивает общенациональные интересы и играет роль арбитра между различными структурами гражданского общества.
Одновременно с этим развитое гражданское общество является единственным гарантом от номенклатурного перерождения государственного аппарата. Самим фактом своего существования оно ежедневно, ежечасно напоминает каждому чиновнику, что он – служащий, нанятый и оплачиваемый гражданами и обязанный действовать в их интересах.
Активное противостояние между государственной номенклатурой и гражданским обществом неизбежно. Это противостояние будет проявляться и уже проявляется в борьбе бизнеса, общественных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан за обеспечение своих прав, гарантированных Конституцией и законами.
Процесс становления современного развитого демократического общества не был легким и безболезненным ни в одном государстве. Не будет он легким и в России: каждый, кто посмеет сегодня вести себя в России как свободный человек в свободной стране, неминуемо попадет (и уже попадает) под самый жесткий прессинг номенклатурной власти. Но отсидеться не удастся. Ни добрый царь, ни добрый президент, ни добрый Запад не проделает за граждан России ту работу, которую они должны проделать сами.
Необходимые пояснения
Отметим один принципиальный момент.
С политтехнологической точки зрения самым главным в приведенном тексте являются не рассуждения и аргументация, а одно слово: номенклатура. Возможно, это не самый удачный термин. Однако близкое по значению слово «бюрократ» здесь абсолютно неприемлемо. Бюрократия есть в любой стране, и везде ее ругают. «Бюрократ» в массовом сознании ассоциируется с вороватым чиновником-взяточником. Это слишком мелкий и жалкий враг; с таким врагом и ЕР будет прекрасно бороться. «Номенклатура» же – нечто мощное и зловещее, исконно российское; это враг капитальный, для борьбы с которым требуется общенациональная мобилизация.
В свое время в политический обиход было введено словечко «олигархи». И хотя те, кого так назвали, на самом деле никогда настоящими олигархами не были и быть не могли, слово сформировало в массовом сознании очень убедительный образ «врага», на котором сделали и продолжают делать свой имидж множество политиканов. Примечательно, что от борьбы с «олигархами» выстраиваются сегодня вполне «позитивные» политические предложения: все отнять и поделить, всячески усилить государственный контроль над экономикой, навести порядок жесткой рукой и пересажать всех олигархов.
Говоря о негативном проекте для гражданского общества, мы имеем в виду нечто аналогичное: внедрить в политический обиход слово «номенклатура» (с частотой упоминания не менее, чем «олигарх»), которое потянет за собой все необходимые для борьбы за гражданское общество и либеральные ценности подвижки в массовом сознании. И позволит строить массовое и либеральное по сути движение не на борьбе за «либерализм», а на борьбе с общим «врагом».
Приложения
ПРИМЕРЫ АГИТАЦИОННЫХ ТЕКСТОВ.
Приводимые ниже примеры представляют собой рабочие варианты агитационных текстов, иллюстрирующие взаимосвязь в цепочке: образ – темы – текстовое оформление. Все примеры взяты из реальных кампаний. Слова, выделенные курсивом, заменяют реальные названия регионов, городов и т.д.
Пример 1. Кампания по выборам в Областную Думу. Округ расположен в столице области, кандидат – действующий депутат городской Думы.
Строилась кампания одной темы: межбюджетные отношения города и области. Была предусмотрена тема – оборона от выброса компромата.
Образ кандидата – «борец за интересы города».
Слоган: «ВЕРНУТЬ ГОРОДУ ДЕНЬГИ!»
Месседж
Уважаемые горожане!
В декабре 2000г. жители … района избрали меня депутатом городской Думы. За полтора года многое удалось сделать, сотням людей помочь. Но еще больше проблем остались нерешенными. Причина проста: у города хронически не хватает денег…
В чем дело? Может быть мы глупы и ленивы; не умеем заработать на обустройство своего города? Все это полная чушь! На самом деле средств у города достаточно. Просто они ежегодно отбираются в областной бюджет, где и исчезают, как в черной дыре; тратятся на нелепые и никому не нужные прожекты. Отсюда и большинство наших больных проблем: жилье, коммуналка, дороги и многое, многое другое.
Город дает области 70% доходов. Назад возвращается лишь 30%. На среднестатистического жителя области в бюджете закладывается 3500 руб. На жителя Города - на треть меньше. Это несправедливо и бессовестно: нельзя относиться к нашему городу как к дойной корове, которую можно не кормить, не поить, а только доить до бесконечности.
Я иду в новую Областную Думу, чтобы вернуть Городу и его жителям деньги, которые отняла у нас Дума нынешняя. Средства города должны работать на город. Тогда мы заживем достойнее, лучше; а наш родной Город станет благоустроенным, красивым и добрым.
Часто говорят: «Как работаем, так и живем». Мы, горожане, живем гораздо хуже, чем работаем. Если Город фактически тянет на себе всю область (а теперь, когда наш регион стал "донором", мы еще и Москву подкармливаем) - значит мы, горожане, работаем достойно. Настало время достойно жить.
Надо лишь ВЕРНУТЬ ГОРОДУ ДЕНЬГИ.
1.2. Программное интервью
1. Вы отработали в городской Думе всего полтора года, теперь идете в Облдуму. Почему?
Потому что добиться кардинального улучшения жизни в Городе можно только через Облдуму.
Город дает области 70% доходов. Назад возвращается лишь 30%. На среднестатистического жителя области в бюджете закладывается 3500 руб. На жителя Города - на треть меньше. Это несправедливо и бессовестно: нельзя относиться к нашему городу как к дойной корове, которую можно не кормить, не поить, а только доить до бесконечности.
Я иду в новую Областную Думу, чтобы вернуть Городу и его жителям деньги, которые отняла у нас Дума нынешняя. Средства города должны работать на город. Тогда мы заживем достойнее, лучше; а наш родной Город станет благоустроенным, красивым и добрым.
2. Не кажется ли Вам, что сначала нужно выполнить обещания, которые Вы давали горожанам, и только потом идти на область.
А я и иду в Облдуму именно для того, чтобы выполнить свою программу как городского депутата. Все, что можно было сделать за счет скудных городских средств - я сделал, за полтора года удалось помочь сотням людей. Вернем городу несправедливо отнятые у него деньги - поможем тысячам.
3. Значит, во всем виноваты областные депутаты?
То, что нынешние депутаты от Города не смогли защитить в Областной думе интересы города и его жителей - это, как говорится, "медицинский факт". Но я бы не хотел искать крайних - делу это не поможет. Если нынешние депутаты Облдумы явно не тянут - значит, надо идти в Облдуму самому и исправлять положение. По-моему, только так и должен поступать любой нормальный мужчина.
4. Простым избирателям надоели склоки между депутатами. Людям все равно, кто виноват: городские ли депутаты, областные ли - все вы на одно лицо.
Если не хотим всю жизнь сидеть без горячей воды и ходить по колдобинам - придется разобраться, кто есть кто. Сегодня большая часть средств города идет в областной бюджет, которым распоряжаются областные депутаты. Одним голосованием они могут решить проблемы, над которыми городские депутаты бьются месяцами. Возможности областных депутатов неизмеримо выше.
5. И Вы хотите дорваться до этих возможностей?
Да, хочу! Именно хочу "дорваться" до средств, которые область несправедливо отняла у Города и вернуть их городу и его жителям. Этими деньгами должны распоряжаться не областные, а городские власти; и работать они должны на горожан, а не исчезать в областном бюджете, как в черной дыре и тратиться на нелепые и никому не нужные прожекты.
Так что первое, что я сделаю как областной депутат - "ограблю сам себя". Верну пресловутые "возможности" их истинному хозяину - городу и горожанам.
6. Как-то у вас все очень просто получается - взять все и в очередной раз поделить.
"Взять и поделить" - это как раз то, что происходит сегодня. Я предлагаю прекратить обираловку.
Часто говорят: «Как работаем, так и живем». Мы, горожане, живем гораздо хуже, чем работаем. Настало время жить достойно.
7. Не хотите ли Вы оставить другие районы области без средств?
Речь идет совсем не об этом. Посмотрите, что происходит - в среднем каждый житель Города отдает в виде налогов гораздобольше, чем житель любого другого района области, а получает назад (в виде социальных программ) значительно меньше. По уму же на жителя Города следует тратить из областного бюджета больше, чем на среднестатистического жителя области: в городе наиболее сложное и запущенное коммунальное хозяйство; он несет дополнительную нагрузку как столица области. Насколько больше - это вопрос дискуссионный; грабить районы мы не собираемся. Но, во всяком случае, не меньше.
8. Хорошо, вы вернете городу средства. И что с этого получат простые горожане?
За полтора года работы депутатом городской Думы мне удалось пробить несколько важных целевых программ: программу поддержки малообеспеченных, поддержки медицинских учреждений, молодежи; надбавки работникам библиотек, интернатов и школ, нормальное питание в детских садах и детских домах; и многое другое. Стали ли мы жить намного лучше? Нет! Почему? Потому, что средств, вложенных в эти программы, совершенно недостаточно. Вернем средства из области - и каждая из перечисленных программ заработает в несколько раз лучше. Заработают и многие другие программы.
Я и моя команда знаем, как быстро и радикально улучшить жизнь в городе по всем параметрам - были бы деньги. И, если меня выберут областным депутатом, я смогу вернуть деньги городу.
9. Городская Дума, депутатам коей Вы являетесь, проголосовала за повышение тарифов на коммунальные услуги. Как у Вас после этого хватает совести глядеть в глаза людям?!
Я не голосовал за повышение тарифов - можете посмотреть стенограмму. Так что я вполне могу говорить своим избирателям, что я белый и пушистый, а виноваты другие, плохие депутаты. Вполне могу заработать себе популярность, как великий борец за интересы горожан.
Правда, есть одна загвоздка. Если с ЖКХ в течение нескольких лет ничего не делать, то город окончательно останется без воды, тепла и электричества. Вот тогда действительно не один депутат не сможет посмотреть людям в глаза.
Повышение тарифов не есть следствие какой-то особой злонамеренности городских депутатов. Тарифы повышаются по всей стране. Мы имеем дело с проблемой федерального масштаба. Раньше ЖКХ дотировалось из федерального бюджета, теперь правительство России прекращает дотации. Еще одна причина - политика монополий, которые постоянно повышают цены на газ, горючее и электричество. Областные власти, которые обязаны регулировать цены монополистов, не могут или не умеют остановить их произвол.
В результате по всей России власти городов и районов вынуждены повышать тарифы.
10. Опять виноваты не Вы, а кто-то другой?.
Опять повторю: я не собираюсь искать крайних. Я собираюсь исправлять положение.
Депутата выбирают, чтобы он решал проблемы избирателей, а не рассказывал им, что он, депутат, не виноватый в том, что проблемы не решаются.
11. И как вы намерены решать проблемы ЖКХ?
Думаю, вы знакомы с моей программой первоочередных мер, состоящей из семи пунктов. Пять из них относятся к ЖКХ и благоустройству города. Это то, что можно сделать очень быстро; буквально на следующий день после того, как город получит несправедливо отобранные у него деньги. Если говорить о кардинальном, стратегическом улучшении ситуации в ЖКХ, то на это, конечно потребуется время. Но мы справимся: город располагает достаточными средствами, чтобы "вытянуть" ЖКХ. Точнее, будет располагать - когда мы вернем Городу деньги, которые отбирает у него область.
12. Вам не кажется, что вы слишком оптимистичны? Вы на самом деле верите, что мы можем быстро улучшить жизнь в Городе?
Уверен абсолютно.
Судите сами: Город фактически тянет на себе всю область. А теперь, когда мы стали регионом - донором, Город еще и Москву подкармливает. Выходит, не последний мы город в России, если способны на такие чудеса. Сила есть, и не малая. Если направить эту силу на обустройство города… . Да мы горы свернем!
Сегодня мы, горожане, затурканы целым возом проблем - водоснабжение, тепло, ветхое жилье, грязь, дурные дороги. Нам невдомек, на какой крепкой, здоровой, сильной основе стоит наш город. На самом деле у нас только одна проблема: мы живем не по средствам. Не в том смысле, что тратим больше, чем зарабатываем. Наоборот: мы зарабатываем гораздо больше, чем тратим - но у нас отбирают заработанное.
И корень решения всех наших проблем один: надо ВЕРНУТЬ ГОРОДУ ДЕНЬГИ.
Остальное мы сделаем.