Определение основных характеристик округа.

На основе паспорта округа и данных социологии составляется краткая аналитическая справка (3-4 страницы) включающая:

- основные структурные параметры округа (территория, население и т.д.)

- основные экономические характеристики округа (ВРП, структура производства и т.д.);

- социально-экономические характеристики (доходы, зарплаты, пенсии, стоимость потребительской корзины, уровень безработицы и т.д.);

- демографические характеристики (структура население, рождаемость, смертность и т.д.);

- проблемное поле.

Подчеркнем, что составление аналитической справки не должно сводиться к механическому переписыванию соответствующих разделов паспорта округа и данных социологических отчетов. Справка должна высвечивать проблемы округа, на которых будет строиться тематика кампании, и содержать аргументы для построения агитационных тем.

2. Определение электоральных предпочтений избирателей. Решение этой задачи сводится к оценке следующих параметров:

- число активных избирателей в округе;

- соотношение между политически ориентированными и личностно ориентированными избирателями;

- определение базового электората каждой из политически ориентированных номинаций положительного образа (электорат партий и движений);

- определение личностно ориентированных номинаций положительного образа кандидатов, которые предъявлялись избирателям на предыдущих выборах;

- определение базового электората каждой из выявленных номинаций личностного положительного образа;

- оценка количества подвижных избирателей;

- оценка ограничений по антиобразу, которые накладываются на голосование каждого из выделенных ранее сегментов электората.

Главным источником информации для определения электоральных предпочтений избирателей являются предыдущие выборы, данные о которых содержатся в паспорте округа. При этом желательно принимать во внимание не только результаты голосования, но и всю логику прошедших избирательных кампаний. Дополнительным источником являются данные социологии.

Следует подчеркнуть, что наиболее надежную информацию дают результаты предыдущих выборов того же уровня, что и предстоящая избирательная кампания. Мы уже отмечали, что мотивация голосования избирателей (а следовательно и деление их на те или иные группы) зависит от уровня выборов. В частности, подчеркивалась преобладающая (хотя и не всеобщая) тенденция роста доли личностно ориентированных избирателей с понижением уровня выборов. Поэтому если речь идет, например, о выборах местного самоуправления, то информацию о голосовании избирателей на выборах в Государственную Думу следует использовать с достаточной аккуратностью.

Как уже отмечалось в п. 2.6, излишняя погоня за точностью определения размера того или иного сегмента электората не нуж­на. Важно не ошибиться в порядках оцениваемых величин, и, самое главное, не допустить качественных ошибок: пропуска реально существующего сегмента электората или же введение ложного, реально не существующего сегмента (например, «социал-демократического» электората).

3. Оценка тенденции изменения электоральных предпочтений избирателей необходима для отслеживания изменений состава и размеров сегментов электората, полученных по данным прошлых голосований. Здесь также идет речь в первую очередь не о количественных, а о качественных показателях.

Наиболее часто приходится иметь дело с двумя тенденциями изменения обстановки, которые условно можно обозначить как «политизация» и «деполитизация».

«Политизация» характеризуется возникновением или нарастанием в округе (в регионе, в стране) какой-либо проблемы, вокруг которой постепенно начинает сосредотачиваться вся политическая жизнь. На картине электоральных предпочтений избирателей она сказывается как через рост числа активных избирателей, так и через увеличение среди них доли политически (точнее, «проблемно») ориентированных. В предельном случае ситуация может оказаться близкой к революционной и привести к поляризации избирателей в черно-белой системе координат. Для таких ситуаций характерна довольно высокая эффективность наивного подхода к построению стратегии. В качестве типичного примера можно указать многочисленные выборы во Владивостоке, прошедшие в координатах: «Вы за Черепкова или против?».

«Деполитизация» выборов происходит из-за потери интереса избирателей к соответствующему выборному органу власти. Для нее характерно снижение активности избирателей, размывание сегментов базового электората и относительный рост числа подвижных избирателей. В пределе может сложиться ситуация выборов со слабым содержанием с характерным доминированием рекламного подхода к стратегии избирательных кампаний (см. п. 2.5.).

Правильная оценка тенденции позволяет внести необходимые корректировки в картину электоральных предпочтений избирателей, по крайней мере на качественном уровне. Если окажутся необходимыми и количественные уточнения, то для их получения следует прибегнуть к социологии.

3. Оценка стартовых позиций конкурентов предполагает выявление следующих параметров:

- примерных размеров базовых электоратов, соответствующих положительному образу каждого из конкурентов;

- определение примерных размеров антиэлеторатов конкурентов;

- стартовой узнаваемости, рейтингов, антирейтингов, вторых голосов и шансов конкурентов (п. 3.4.5);

- оценка ресурсов конкурентов.

Напомним, что под ресурсами следует понимать не только деньги, но и самого кандидата со всеми его личными качествами и системой политических и личных связей; а также команду кандидата и время.

Оценка стартовых позиций конкурентов также во многом носит качественный характер. Здесь главное не ошибиться при помещении конкурента в ту или иную номинацию положительного образа и правильно проранжировать конкурентов по силе.

Серьезные трудности с оценкой конкурентов могут возникнуть, если один или несколько из них оказываются «новыми» - не в том смысле, что баллотируются впервые в данном округе (это само по себе не порождает особых затруднений при анализе), а том, что могут выступить в новой, ранее не предъявлявшейся избирателям номинации положительного образа. В этом случае следует посмотреть, как голосовали избиратели за данную номинацию на выборах других уровней. Если и таким путем не удается получить надежной информации, следует использовать данные социологии и экспертные оценки.

Главным результатом анализа обстановки является предварительное определение конфигурациипредстоящей избирательной кампании, установки кампании и адресной группы (п.2.6.).

Наши рекомендации