Определение основных характеристик проектируемого локомотива

Расчетную касательную мощность (в кВт) локомотива, реализуемую на ободе его колес при условии установившегося движения, находят из выражения

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru (1)

где Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - касательная сила тяги на расчетном режиме, равная сопротивлению движения поезда заданной массы, кН;

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - расчетная скорость движения, км/ч.

Исследования по установлению масс грузовых Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru и пассажирских Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru поездов показывают, что экономически целесообразная масса поезда соответствует полному использованию длины станционных путей и их несущей способности. При современных нормах на эти показатели пути и с учетом технической оснащенности и провозной способности железных дорог наибольшая масса пассажирского поезда составляет не более 1200 т, грузового 6000 т (таблица 4.1). При массе поезда Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = 8000 т наивыгоднейшая расчетная скорость для тепловозов равна 27 км/ч, газотурбовозов 30—40 и электровозов 40—60 км/ч.

Наибольшую касательную мощность маневрового тепловоза, реализуемую при разгоне грузового поезда массой Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru до скорости Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , находят из уравнения

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru (2)

где Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - удельное сопротивление, Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = 30 Н/т; Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru — среднее ускоряющее усилие, Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = (50—80) Н/т; Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru — удельное сопротивление от подъема, Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = (0—20) Н/т; Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - средняя скорость при разгоне, Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = (7—8,5) км/ч

Таблица 4.1.

Рекомендуемые массы поездов и расчетные скорости движения

Вид тяги Масса поезда Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , т (не более) Скорость, км/ч
расчетная Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru Максимальная Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru
Тепловозная:      
на однопутных участках с малым грузооборотом 23-30 85-100
на участках с наибольшим грузооборотом 28-30
в пассажирском движении 800-1200 70-100 140-200
Газотурбовозная в грузовом движении 30-40
Электрическая:      
на постоянном токе в грузовом движении
на переменном токе в грузовом движении 110-120
на переменном токе в пассажир- ском движении 800-1000 80-100 160-200

Эффективную мощность (в кВт) – основной энергетический параметр автономного локомотива (тепловоза, газотурбовоза, паровоза), равный мощности его силовой установки, определяют по выражению

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , (3)

где Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - КПД передачи, Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = 0,77 для гидропередач, Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = 0,8 для электрических передач; Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - коэффициент свободной мощности.

Коэффициент Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru учитывает на локомотивах расход энергии на привод вентилятора холодильной установки, вспомогательных машин (компрессора, вспомогательного генератора и др.) и аппаратов. Для тепловозов коэффициент Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = 0,90 ÷ 0,92. У газотурбовозов отсутствует мощная холодильная установка, поэтому значение Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = 0 97. для газотурбовозов, оборудованных дизелем для вспомогательных нужд, Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = 1.

Мощность электровозов определяют как суммарную мощность на валах тяговых электродвигателей при их работе в часовом и длительном режимах движения. Мощность Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru наряду с другими параметрами используют для выбора энергетической установки проектируемого локомотива. В том случае, когда эффективная мощность установлена техническим заданием или принята по мощности энергетической установки, следует определить массу поезда, при которой локомотив может двигаться со скоростями, рекомендованными МТК РК.

Сцепной вес Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru является суммарной нагрузкой на движущие колесные пары локомотива и характеризует его способность развивать необходимую силу тяги без проскальзывания колес по рельсам.

Сцепной вес (в кН) для грузового локомотива вычисляют при условии его движения по расчетному подъему с установившейся скоростью без боксования из соотношения

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , (4)

где Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - коэффициент сцепления при скорости Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - коэффициент использования сцепного веса; для локомотивов с групповым приводом Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = 1, с индивидуальным Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = 0,85÷0,92.

Для получения значений коэффициента Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , близких к единице, рекомендуют использовать поводковые буксы, рядное расположение тяговых двигателей, низкое размещение шкворня, наклонные поводки тягового устройства, мономоторный привод, догружатели - устройства, ликвидирующие разгрузку колесных пар тележки.

Сцепной вес пассажирского локомотива из условия обеспечения заданного ускорения при разгоне поезда определяют по формуле

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , (5)

где Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - полное удельное сопротивление движению поезда в момент трогания с условной скоростью 5—8 км/ч на уклоне i (‰), Н/т;

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - удельное сопротивление от ускоряющего усилия, Н/т; Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru ( Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - ускорение поезда после трогания с места в зависимости от категории, поезда, равное 1200-1800 км/ч2);

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru — ускорение поезда, км/м2, при действии удельной ускоряющей силы 1 Н/т.

Для расчета можно принять Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = 80 Н/т. Значения Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru для грузовых и пассажирских поездов равны 12,2 км/ч2, электропоездов 12 км/ч2, дизель-поездов 11,8 км/ч2.

Выбрав значение Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , проверяют возможность реализации при этом заданного ускорения разгона по уравнению (5) при Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = 0 с более высокими скоростями движения. Если принятое значение Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru не выдерживается на участке, равном половине пути разгона, то вес Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru увеличивают.

Сцепной вес маневрового локомотива (тепловоза) зависит от характера и условий его работы: сортировочных маневров на горке, вывозных операций на магистральных дорогах и т. д. При горочной работе потребный сцепной вес определяют при трогании поезда с места после остановки у горба горки из соотношения

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , (6)


где Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - удельное сопротивление движению, равное для грузовых поездов 70 Н/т; Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - среднее сопротивление при подъеме по надвижной части горки, Н/т.

Сопротивление Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , для всех видов подвижного состава численно
равно 10-кратной величине подъема, которую находят из выражения

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , (7)


где Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - подъемы участков надвижной части горки, ‰;

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - длины участков надвижной части горки, м;

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - длина поезда, м.

В условиях вывозной работы требуемый сцепной вес локомотива находят из уравнения (4) при расчетной скорости Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = 10÷16 км/ч.

Служебную массу определяют количеством материалов, вложенных в конструкцию машины. У тележечных локомотивов, которых все колесные пары движущие, служебная масса (в т) равна 0,1 Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru . У маневровых локомотивов обычно служебной массы недостаточно для получения расчетного сцепного веса. В этом случае в экипажной части предусматривают дополнительную массу (балласт). Магистральные пассажирские локомотивы, особенно скоростные, имеют служебную массу, которая обеспечивает действительный сцепной вес, превосходящий расчетный. У таких локомотивов можно снизить служебную массу путем уменьшения расхода материалов при их изготовлении. Служебную массу для построенных локомотивов определяют на специальных весах для взвешивания локомотивов. В начальной стадии проектирования служебную массу можно подсчитать по формуле

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , (8)

где Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - удельный показатель служебной массы, рекомендуемый для перспективных локомотивов, кг/кВт.

Для электровозов в показатель вводится мощность часового Режима Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , кВт. В таблице 4.2 приведены значения удельного показателя служебной массы для современных локомотивов.

Таблица 4.2

Удельные показатели служебной массы

Тепловозы ТЭП70 ТЭ121 ТЭМ7 ТЭМ2
Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru
Электровозы ВЛ60 ВЛ60р ВЛ80 ЧС4
Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru 33,4 29,7 29,3 26,3

Число колесных пар зависит от массы локомотива и нагрузки от колесной пары на рельсы. Если в расчете использовать служебную массу, то будет определено полное число колесных пар, если сцепной вес — число движущих колесных пар. Для одной секции локомотива число Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru может быть равно 2, 3, 4, 6 и 8. Если Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru больше, то локомотив формируют из двух секций.

Наметив для проектируемого локомотива число колесных пар, необходимо проверить статическую нагрузку на рельсы по выражению

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , (9)

где Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - допускаемая статическая нагрузка от колесной пары на рельсы, кН.
Допускаемая нагрузка Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru зависит от конструкции и состояния верхнего строения пути и устанавливается техническими требованиями МТК РК. На дорогах с рельсами Р50 и Р65, уложенными на деревянных шпалах и щебеночном балласте, допускаются следующие значения Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = 226 кН для грузовых локомотивов, Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru = 206 кН - для пассажирских. На реконструированных участках допускаемая нагрузка от колесной пары на рельс равна 246 кН .

Диаметр движущих колес локомотивов зависит от многих факторов, из которых надежность и минимальная неподрессоренная масса являются основными.

В настоящее время на тяговом подвижном составе железных дорог СНГ применяют три типоразмера колес: диаметром 1050 и 1220 мм для тепловозов, 950 мм для дизель-поездов и части электропоездов и 1220 и 1250 мм для электровозов. Для унификации ходовых частей экипажей тепловозов и электровозов рекомендуется использовать колеса диаметром 1220 и 1250 мм, что снизит эксплуатационные и ремонтные расходы, увеличит пробег между обточками бандажей, понизит контактные напряжения в рельсах и т. д. Однако при применении колес с большим диаметром возрастает масса колесной пары и увеличивается эксцентриситет главной рамы относительно автосцепки. Требуемый диаметр колеса (мм) подсчитывают по формуле

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , (10)

где Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru — допустимая нагрузка на 1 мм диаметра колеса, равная от 0,2—0,22 до 0,27 кН/мм.

При выборе диаметра колес следует руководствоваться стандартными размерами бандажей для подвижного состава широкой колеи на колесные пары для тепловозов и электровозов. Бандажи толщиной 75 мм устанавливают на колеса с осевой нагрузкой до 206 кН, толщиной 90 мм — на колеса с осевой нагрузкой более 206 кН.

Длину локомотива по осям автосцепок Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru устанавливают в процессе компоновки оборудования. На начальной стадии проектирования длина, мм,

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru (11)

для локомотивов мощностью 1470-2300 кВт;

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru (12)

для локомотивов мощностью свыше 2900 кВт;

В общем случае ориентировочно

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru (13)

где Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - рекомендуемая длина, приходящаяся на единицу
кости, мм/кВт.

Максимальная длина локомотива ограничивается техническими требованиями на ремонтные стойла депо, минимальная Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - прочностью путевых сооружений. Для проверки Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru используют уравнение

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , (14)

где Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - допускаемая нагрузка на единицу длины пути, равная 73,5 кН/м для эксплуатируемых и 88,5 кН/м для проектируемых локомотивов.

База локомотива Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru - это расстояние между шкворнями или геометрическими центрами тележек одной секции. Она определяется условия компоновки экипажной части «по низу» и надежность сцепляемости автосцепки локомотива и вагона. предварительно база локомотива

Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , (15)

где е - числовой коэффициент, равный 0,5-0,54 для экипажной части с длиной Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru до 20 м и 0,55-0,6 длиной свыше 20 м.

База тележки Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru зависит от размеров тягового привода, тяговых электродвигателей и других элементов, размещаемых на тележках. Расстояние между смежными колесными парами у современных тележек локомотивов равно 1,85-2,3 м. Меньшие значения относятся к тележкам с групповыми приводами, большие – с индивидуальными приводами. Исходя из этого, можно выбрать базу тележки до разработки конструкции экипажа: в пределах 3,7-4,6 м для трехосных тележек и 5,5 -7 м для четырехосных тележек с индивидуальным приводом. Для исключения больших ошибок при оценке линейных размеров Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru и Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru их следует сравнить с аналогичными показателями современных локомотивов (таблица 4.3).

В процессе проектирования основные параметры локомотивов могут уточняться с учетом требований перспективного развития и возможностей их осуществления (таблицы 4.4и 4.5).

Таблица 4.3

Основные показатели линейных размеров локомотивов

Показатель 2ТЭ10В ТЭП70 ТЭМ2 ВЛ60
Длина:        
Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , мм/кВт 8,7 7,0 19,2 4,5
Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , мм/т 141,5
Отношение Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru 0,54 0,55 0,505 0,56
Расстояние от шкворня до головки автосцепки
База тележки Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , мм

Таблица 4.4. Рекомендуемые параметры тепловозов

Тепловозы мощностью Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , кВт Сцепной вес, кН Сила тяги при Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , кН Скорость Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , км/ч Нагрузка Определение основных характеристик проектируемого локомотива - student2.ru , кН Число движущих осей
Грузовые:          
2х2210 2х1355 2х260 1х6
2х2945 2х1355 2х300 2х6
2х4420 2х1960 2х480 2х8
Пассажирские:          
Маневровые:          
157-143 9-9,5 177-167
11,0
10,5

Таблица 4.5. Рекомендуемые параметры электровозов

Наименование Переменного тока Постоянного тока
грузовой пассажирский
Мощность на валу тягового двигателя в часовом режиме, кВт 850-900 850-900 650-750
Скорость в часовом режиме, км/ч 50-60 80-100 47-50
Сила тяги в часовом режиме, приходящаяся на ось, кН 54-60 32-37 50-55
Максимальная скорость, км/ч 110-120 160-180 110-120
Нагрузка от колесной пары на рельс, кН 197-206

Задание № 4.

Определить основные характеристики проектируемого локомотива согласно варианту:

1. Определить сцепной вес и служебную массу локомотива

2. Определить число осей и диаметр колес локомотива

3. Определить геометрические размеры локомотива

4. Построить тяговую характеристику локомотива

Таблица 4.6. Исходные данные для расчета

Наши рекомендации