Определение (предусмотрение) юридических фактов
Все охарактеризованные элементы механизма правового регулирования имеют сходство в том, что в них проявляется организационная (координирующая) роль права. Здесь еще нет того непосредственного регулирования, которое характеризуется большей степенью конкретности в определении юридически возможных и должных поступков. С известной степенью условности можно говорить о том, что эти формы характеризуют начальную стадию механизма правового регулирования. Для того чтобы процесс правового регулирования был упорядоченным, его участники должны отвечать определенным требованиям: гражданин должен иметь соответствующую правосубъектность, орган государства - компетенцию, общественное объединение - правовое положение. Эти элементы наглядно показывают, что право отличается от других средств социального регулирования именно тем, что его участники имеют определенные правовые качества, им указаны условия, в которых они могут совершать те или иные поступки, указаны пределы возможных и должных действий и т.п. Однако наличие этих элементов для участников регулируемых отношений было бы недостаточным, неполным, если бы оно ограничивалось только указанием предпосылок, условий, при которых участники регулируемых отношений могут действовать как субъекты права, но не предусматривало бы дальнейших путей реализации праводееспособности, компетенции и т.д. Поэтому в нормах права указываются обстоятельства, с которыми связываются различные юридические последствия для участников регулируемых отношений юридические факты.
Определение юридических фактов составляет следующий важнейший элемент механизма правового регулирования. Фактами, имеющими юридическое значение, являются лишь такие жизненные обстоятельства, которые предусмотрены нормами права. Ведь эти жизненные обстоятельства порождают те или иные юридические последствия не сами по себе, а в силу того, что они предусмотрены в соответствующих правовых нормах*(66). Другими словами, факты общественной жизни сами по себе не обладают каким-то изначальным, имманентным свойством, быть им или не быть юридически значимыми. Они становятся таковыми тогда, когда в праве определяется их юридическое значение. Следовательно, юридический факт - это не просто жизненный факт, имеющий какое-то важное значение, а факт, предусмотренный нормами права в качестве юридически значимого. Именно нормы права выступают тем инструментом, посредством которого осуществляется юридическая оценка разнообразных фактов общественной жизни. Для того чтобы можно было судить о действиях людей с юридической точки зрения, нужно заранее предусмотреть те последствия, которые наступят в результате совершения лицом определенного действия, иначе оценить юридическое значение этого действия в данный момент будет невозможно.
Рассматриваемый элемент механизма правового регулирования является промежуточным между нормой и правоотношением и имеет вполне характерные, самостоятельные правовые признаки: событие, действие (бездействие); правомерное, неправомерное действие и т.п.
Определение юридических фактов в нормах права является необходимой предпосылкой их успешного воздействия на общественные отношения. Юридические факты всегда вызывают наступление тех или иных правовых последствий для участников регулируемых отношений, поэтому они играют важнейшую роль в деле координации действий граждан, государственных органов и общественных объединений. Здесь уже наблюдается непосредственное регулирующее действие юридических норм, так как с наступлением юридического факта возникает правоотношение и у одних субъектов права возникают конкретные права (например, субъективные у граждан), а у других - конкретные обязанности.
Как уже было сказано, правовое регулирование не заканчивается на стадии юридического факта. Оно продолжается в форме конкретных правовых отношений, где субъекты права ставятся в соответствующие юридические рамки, определяемые рамками правоотношения. В этой стадии на первое место выступают субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения, которое может быть регулятивным или охранительным. Особенности этих правоотношений рассмотрены в главе "Правовые отношения".
Заключительной стадией механизма правового регулирования выступают акты реализации, когда достигаются цели правового регулирования, претворяются в жизнь правовые установления, удовлетворяются интересы участников регулируемых отношений.
Достижение целей правового регулирования, удовлетворение интересов участников регулируемых отношений осуществляются в следующих основных формах: соблюдении правовых предписаний, исполнении правовых требований, использовании правовых средств и применении норм права.
Соблюдение правовых предписаний считается весьма универсальной формой реализации, так как субъекты, соблюдая правовые предписания, создают нормальные условия для деятельности всех других участников регулируемых отношений, делают правовое поле благоприятным для удовлетворения их интересов.
Исполнение правовых требований - это более активная форма реализации, так как участники регулируемых отношений должны совершать определенные действия.
Использование правовых средств участником регулируемого отношения, как правило, направлено на удовлетворение личного интереса, на достижение определенных желаемых результатов, получение благ (поступление в вуз, участие в выборах, приобретение акций и т.п.).
Применение норм права - особая стадия в механизме правового регулирования. Здесь предполагается принятие компетентным органом власти специального решения, специального правового акта, посредством которого реализуется норма права. Этот акт (решение, приговор суда, приказ руководителя и т.д.) является необходимым дополнительным юридическим средством достижения целей, получения результата в механизме правового регулирования.
В силу особой важности правоприменительных действий, которые сами зачастую выступают в роли юридических фактов и тем самым порождают новые правоотношения, продолжая процесс правового регулирования, правоприменение в учебниках и учебных курсах рассматривается в качестве самостоятельной темы.
Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие механизма правового регулирования?
2. Каковы основные элементы механизма правового регулирования?
3. Каково соотношение правового воздействия и правового регулирования?
4. Охарактеризуйте действие механизма правового регулирования?
Литература:
1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1966.
2. Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. М., 1985.
3. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования. М., 1972.
4. Шундиков К.В. Механизм правового регулирования. Саратов, 2001.