Особенности PR-технологий в бизнесе
Основным выразителем имиджа организации является ее персонал. Поэтому одним из важнейших направлений PR-деятельности в бизнесе является непрерывная работа, направленная на формирование благоприятной внутренней среды организации («внутреннее состояние дома»). Основные задачи: формирование среди работников атмосферы «единой команды», укрепление веры в свои силы для достижения успеха компании, поддержание оптимизма в отношении ее будущего, что позволяет создавать «бесконфликтную среду», повысить эффективность работы.
Общей целевой аудиторией внутренних PR являются все работники организации. Но и здесь важно провести сегментацию, поскольку интересы персонала разных уровней могут различаться настолько, что доходит до конфликтов. Для этого проводится внутренний аудит персонала с использованием методов опроса (анонимность при этом повышает степень достоверности), интервьюирования, анкетирования и т.д.
Основными направлениями такого аудита могут стать следующие:
1) оценка уровня отождествления персоналом себя с организацией, ее миссией, стратегическими и текущими программами;
2) изучение динамики взаимоотношений менеджмента с коллективом, оценка мнения работников о руководителях;
3) анализ эффективности кадровой политики и системы оплаты труда; опенка отношения к сложившейся в этой области практике;
4) изучение мнения (позитив и негатив) работников о деятельности организации и ее руководства;
5) исследование уровня обеспечения коллектива необходимой информацией о деятельности предприятия и его руководства;
6) выявление ситуации или мест, где работники чаще всего сталкиваются с трудностями и проблемами (интерьер, организация рабочих мест и т.д.);
7) определение степени доверия персонала к руководству компании.
Обобщение полученных данных следует проводить в разрезе приоритетных (сегментных) групп (например, рядовые работники по отделам, управленческий персонал по уровням и т.п.). Возможно, для позиционирования каждой группы возникнет необходимость привлечь дополнительные данные: количественный состав, возраст, характер отношений с другими группами, степень влияния в коллективе, адекватность оценки своей роли в осуществлении миссии организации.
Исходя их полученных результатов формулируется внутрикорпоративная PR-проблема.Как свидетельствует практика России, ее основными составляющими чаще всего становятся:
1) недостаточность информации. Главным источником информации об организации работники считают своего непосредственного руководителя. Не получая от него достаточного объема сведений, они ищут другие источники, что приводит к рождению слухов, искажающих реальную ситуацию;
2) обособленность ведущего менеджмента компании от коллектива. Это ошибка руководителей многих компаний, полагающих, что возможно реально управлять людьми, не общаясь с персоналом;
3) недовольство поверхностным отношением менеджмента к проблемам работников. Работники хотят, чтобы руководители прислушивались к их мнению и учитывали его при принятии решений.
В соответствии с теорией PRследующим этапом действий является определение целей и задач PR-кампании. Целью в данном случае следует считать налаживание эффективной системы коммуникаций, гармонизация интересов приоритетных групп в соответствии с миссией организации.
В зависимости от ситуации задачи могут быть разделены на этапы, сформулированы в отношении отдельных групп работников или по степени предполагаемого воздействия на систему коммуникаций (от корректировочных мероприятий до реструктуризации организации). Одновременно предполагается соблюдение следующих общих принципов работы внутри компании.
Взаимоуважение — та основа, на которой возможно построение стабильных коммуникативных связей и управление ими.
Объективная оценка работников — стимул для осознания работником своего положения в компании, что позволяет адекватно выстраивать отношения в коллективе. Здесь важно соблюсти баланс обсуждения положительных и негативных сторон, не доводя ситуации до конфликта.
Признание вклада работника в успех компании, что способствует созданию желаемой ситуации отождествления работника с предприятием, гармонизации личных и корпоративных интересов.
Поощрение как показатель уважения. Основной формой считается материальное поощрение. Но и устное одобрение играет важную роль в налаживании коммуникаций. «Важно не только то, чем вы поощряете, а как вы это делаете».
Доверительное общение, основанное на убеждении, что всякое PR-сообщение для сотрудника — правда.
Непрерывность внутреннего PR.
Соблюдение указанных принципов — основное требование к персоналу внутрифирменных PR-служб.
Методы работы с внутренней аудиторией для построения прямых связей многообразны. Наиболее эффективными признаются общие собрания с выступлениями руководства и обсуждением актуальных проблем, газеты, информационные бюллетени и листки, периодические отчеты, составляемые для персонала различного уровня, и т.д. Сложнее — налаживание обратных связей, т.е. изыскание способов получения достоверных мнений работников о деятельности компании и ее руководства. Главное в этом направлении — показать, что менеджмент уважает и учитывает мнение рядового работника.
Отлаженные, основанные на достоверной информации внутренние коммуникации позволяют предотвращать появление неконтролируемых коммуникаций, в частности слухов, зачастую становящихся исходной точкой развития кризиса внутрикорпоративных отношений.
Управление внутренними коммуникациями является составной частью еще одной важной цели — формирования корпоративной этики. Для этого чаще всего разрабатываются корпоративные кодексы (правила деловой этики, уставы, принципы и морально-этические ценности). Они содержат конкретные нормы поведения персонала, вплоть до внешнего вида, дисциплинарные меры в отношении нарушителей. Кодексы помогают работникам «влиться в команду» и играть в ней по определенным правилам.