Смысловой модуль 1. Предмет «религиоведения». Генезис религии.
1.Религия как предмет. Категории религии.
Религия - это сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины, правды, справедливости. Этот идеал является целью духовных устремлений верующего. В нем он находит смысл и оправдание своего существования. Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.. В таковом качестве она представляет собой:
-необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них;
-способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;
-отражение действительности;
-общественную подсистему;
-феномен культуры. Вероятно, синтез различных определений позволяет глубже понять сущность религии.
Структура религии
В структуре религии выделяют:
1. религиозное сознание;
2. религиозную деятельность;
3. религиозные организации.
1. Религиозное сознание. Выделяют два уровня религиозного сознания:
a. уровень идеологии
b. уровень психологии.
Религиозная идеология включает теологию, религиозную философию, теологические концепции экономики, политики, права, искусства и т. д. На уровне общественной психологии религия предстает в виде религиозных образов, чувств, настроений, иллюзий, привычек и т. д. На этом уровне религиозное сознание, в отличие от уровня идеологий, не выступает как нечто цельное, систематизированное, а предстает в виде разрозненных взглядов и представлений. Доминирующую роль здесь играет религиозное чувство, т. е. элемент эмоциональный.
2. Религиозная деятельность: a. внекультовая- осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность составляет производство религиозных идей, сочинение богословских трудов. К практической внекультовой деятельности относятся миссионерская деятельность, преподавание религии, пропаганда религии через СМИ, в контактных группах и т. п. b. культовая деятельность имеет целью достижение непосредственного общения с Богом.
К средствам культовой деятельности относятся храм и различные культовые предметы (крест, свечи, облачения священников и т. д.). Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. Это могут быть элементарные культовые акты (поклоны, коленопреклонение, крестное знамение и др.), а также более сложные (жертвоприношения, богослужения, проповеди и т. д.
3. Религиозные организации, т. е. объединения последователей определенного вероучения. Различают три основных типа религиозных объединений: a. церковь - широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором, а традицией. Отсутствует фиксированное членство. Верующие делятся на мирян и иерархически организованное духовенство; b. секта - возникает как оппозиционное к господствующему учению направление. Характерные особенности: фиксированное членство, принцип добровольности, претензия на исключительность и избранничество, выраженная тенденция к изоляции от мира, отсутствие особого священства; c. деноминация - возникает, когда секта избавляется от крайностей, от замкнутости и противопоставления миру; появляются профессиональные служители культа; сохраняется строго фиксированное членство.
Тип религий | Основное направление | Краткая характеристика |
Родоплеменные | Анимизм | Культ на основе веры в одушевление живой и неживой природы |
Тотемизм | Культ на основе веры в сверхъестественные свойства растений и животных, которые считаются прародителями рода или клана | |
Фетишизм | Культ на основе веры в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов | |
Магия | Вера в способность сверхъестественным образом воздействовать на природу и других людей | |
Национальные | Индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, зороастризм, даосизм и др. | Религии привязаны к определенному этническому ареалу, в период своего расцвета являлись государственными |
Мировые | Буддизм: хинаяна, махаяна, ваджраяна, дзен-буддизм | Религия спасения, отрицающая мир |
Христианство: католицизм, православие, протестантизм | Положительная религия спасения | |
Ислам: суннизм, шиизм | Религия нравственности | |
Синкретические | Кибангизм, вуду, сантерия, палерия, каоданзм, (каодаи), растафари | Догматика и культ на основе слияния разнородных религиозных элементов, принадлежащих к разным этническим культурам |
2. Функции и роль религии в обществе.
Функцией предмета или явления называется проявление этого предмета в действительной жизни по отношению к другим предметам и явлениям. Религия как сложное общественное образование выполняет разнообразные функции в обществе.
Важнейшей функцией религии, присущей только ей, является удовлетворение мистической потребности — успокоение тайных душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека.
Регулятивную функцию религия выполняет наряду с другими формами сознания и деятельности человека и общества, такими как мораль и право. Эта функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека во всех, даже в самых интимных отношениях, таких как питание и сексуальная сфера.
Компенсаторная (утешительная) функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.
Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии, даст им определенные мировоззренческие ориентиры.
Воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие.
Таким образом, можно сделать вывод, что религия является одной из сфер жизни общества, способом практически-духовного освоения мира, одной из областей духовного производства. Она представляет собой необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, активно действующий компонент. Религия является одной из областей культуры, изучением которой занимается история религии.
3. Зороастризм
Зороастризм, одно из замечательных религиозных учений Востока, выработался в Древнем Иране. Подобно соплеменникам своим, арийцамДревней Индии, иранцы тоже обоготворяли сначала силы природы. Солнце, прогоняющее зимний холод и массы снега на горах; утренняя заря, рассеивающая ночные туманы, вспыхивающий огонь, земной отблеск небесного света, – огонь, который разрастающимся пламенем символически обозначает стремление души человеческой к вечному источнику света, представлялись божествами пастушеским народам Ирана, как и арийцам на Инде. Напротив, сухие ветры, ужасы степи и пустыни, где живут духи ночи и разрушения, внушали им страх, как враждебные демоны. Под улыбающимся небом Индии, где природа показывает себя только с благодетельной стороны своей, выработались понятие о божественной душе мира, от которой исходить все созданное, понятие о благом Провидении; напротив в Иране, где в природе, в климате ощутимы величайшие противоположности, развилось лежащее в основании всякой естественной религии верование в добрых и злых духов, в благодетельные силы света и враждебные силы мрака
4. Синтоизм: основные формы.
Синтоизм, или религия шинто – традиционная религия японцев. Если говорить кратко, то суть ее – в одушевлении и обожествлении сил природы, некоторых явлений и даже предметов. У каждой вещи есть дух, или душа, в общем – некая духовная субстанция – ками (яп. 神). Материальные объекты, такие как деревья, камни, священные места могут являться вместилищем ками. По поверьям японцев существуют духи гор, леса – причем, вполне конкретных гор и лесов, т.е. дух или ками покровительствует определенному месту и в нем же обитает.
При определенных условиях даже обычные предметы быта могут иметь свой дух, дух вещи или цукумогами. Некоторые ками олицетворяют природные явления или космические объекты, например, Аматэрасу - богиня Солнца.
Японцы также почитают духов умерших предков, которые являются покровителями и защитниками рода. Религия шинто – это не столько религия, основанная на вере в божество, сколько эзотерическая практика, направленная на взаимодействие с тонким миром. Поэтому широко распространена магия и применение различных амулетов для защиты от злых ками или для подчинения ками при помощи ритуалов для дальнейшего служения человеку. Этим, в частности, занимаются онмедзи.
Основной принцип синтоизма, если кратко – жизнь человека и окружающей его природы в гармонии и согласии друг с другом. Люди и духи живут бок о бок, и те, и другие вовлечены в круговорот рождения и смерти, т.е. идея реинкарнации применима в той же степени для духов, или же объектов и предметов, как и для людей
5. Иудаизм: возникновение и формирование, основные направления.
Иудаизм — это не просто религия еврейского народа, а свод законов, регламентирующий не только религиозную, этическую и идеологическую, но и практически все стороны жизни приверженцев этого учения. Собственно иудаизм является Законом с точки зрения иудеев. В иудаизме определены 613 мицвот (248 повелений и 365 запретов), которые описывают аспекты жизни иудея, как-то: прием пищи, гигиена, отношения в семье и др. Из них выделяются семь правил, обязательных для исполнения всеми людьми (и евреями, и гоями):
запрет идолопоклонства,
запрет Богохульства,
запрет кровопролития,
запрет воровства,
запрет разврата,
запрет жестокости по отношению к животным,
повеление справедливости в суде и равенства человека перед законом.
Согласно Торе, за добро и зло человеку воздается в этой жизни. В эпоху Второго храма (1 век н.э.) распространяется вера в воздаяние и в будущей жизни. В то же время появляется применительно к этим правилам новый специфический элемент — «радость мицвы» — внутреннее удовлетворение от исполнения заповедей. Хотя мицвы не ставят целью удовольствие исполняющих их, истинная радость и святость могут быть достигнуты только благодаря их выполнению.
Среди этих правил есть, например, предписания, касающиеся земледелия: запрещается засеивать поле разнородными семенами, срывать плоды дерева в первые три года плодоношения, обрабатывать землю в течение более чем шести лет подряд; другие предписания касаются «восстановления исторической справедливости»: раз в 50 лет отпускать рабов на волю и возвращать землю ее первоначальному владельцу.
Возникновение иудаизма было революционным шагом в развитии культуры человечества, т.к. он был первой монотеистической религией.
Предпосылками появления иудаизма была так называемая «Вера патриархов». Еврейская теология считает Авраама родоначальником новой веры.
После внутриполитической стабилизации в начале 20 века до н.э., позволившей Египту восстановить контроль над Эрец-Исраэль (территорией современного Израиля), на которой наряду с кочевым, существовало также оседлое земледельческое население; во второй половине 18 века до н.э. Гиксосы, захватив Сирию и Эрец-Исраэль, проникли в Египет и около 1720 года до н.э. установили контроль над большей его частью. Именно эта эпоха отражена, по мнению современных историков, в библейских сказаниях о патриархах — прародителях еврейского народа.
Согласно Библии, отец Авраама Терах проживал со своим семейством за рекой Евфрат и поклонялся иным богам. Бог повелел Аврааму (впервые после изгнания Адама Бог обращается к человеку) идти в Ханаан, обещая сделать его потомство великим народом, которому будет отдана земля от реки Египетской до реки Евфрат. Через некоторое время Бог скрепляет это обещание заключением договора — завета. Авраам, Исаак и Иаков (сын и внук Авраама) считаются по еврейской традиции патриархами.
Согласно Библии, когда Авраам со своим окружением покинули долину Евфрата, что-то изменилось в их духовной жизни. И началось формирование новой системы религиозных представлений. Имя Иакова было изменено на теофорное Исраэль, символизируя начало новой духовной жизни.
Содержательная сторона религиозных представлений эпохи патриархов может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Религия патриархов основывается на идее, что глава клана вправе избирать любое нравящееся ему имя для бога своих отцов, с которым он устанавливает особую личную связь, своего рода союз или завет. Уникальной в этой вере была идея особой близости между богом и человеком (или группой людей) и требование исполнять все заповеди этого бога. Некоторые библеисты определяют сущность религии патриархов как генотеизм, так как из библейских источников видно, что патриархи допускали (пусть подспудно) существование различных божественных наименований. Эта вера, не будучи обычным политеизмом, была началом того пути, который завершился бескомпромиссным монотеизмом Моисея, провозгласившего Яхве «единым Богом вселенной».
Иудаизм представляет собой неоднородное религиозно-философское учение. Традиционно он подразделяется на несколько течений. В иудаизме выделим следующие течения. Во-первых: фарисеи, ессеи и саддукеи.
Фарисеи – наиболее ревностно соблюдающие правила иудаизма. Считается, что они отстаивают интересы всего еврейского народа.
По мнению ессеев, мир настолько осквернён, что его уже невозможно устроить на принципах морали, поэтому ессеи уходили в пустыню, вели аскетический образ жизни, отказывались от всякой собственности и проводили время, как правило, в молитвах и работе.
Саддукеи акцентируют внимание на политической организации жизни евреев. Признают только Письменную Тору, причём понимали её не в метафорическом смысле, а в буквальном. Отрицают идею воскрешения из мёртвых. Именно из их среды выходили первосвященники. В I в., в ходе первой иудейской войны, погибло большинство представителей этих течений.
Во-вторых, существует и другая классификация направлений в иудаизме:
1. Караимы. Караимы организованы в Багдаде Ананом Бен Давидом (740–800 гг.). Слово караимы происходит от слова караим – читающий. Они считают основой учения иудаизма Письменную Тору. От Талмуда они отказались.
2. Каббала – получение, предание. Собственно говоря, это предание, мистическое учение, которое тайно передаётся от учителя к ученику. Основная книга каббалы – Зогар(сияние), написанная на арамейском языке. Учение кабалы должно подготовить человека к восприятию истины, сделать его активным соучастником Бога.
3. Ещё одно направление в иудаизме – хасиды – возникло в Польше в XVIII веке, где в это время проживало множество бедных евреев. Хасиды все свои силы тратили на получение начального образования и на работу, чтобы прокормиться. Поэтому у них не оставалось сил и времени для изучения Торы. Хасиды считали, что спастись возможно не через изучение священных текстов, а через доброту сердца.
В современном мире основными направлениями иудаизма считаются следующие:
1. В ортодоксальном направлении утверждается, что мир меняется, но законы Божьи вечные. Ортодоксы всегда ходят в головных уборах и соблюдают все обряды и правила иудаизма.
2. Направление реформистов возникло в XVIII в. Его представители считают, что изменения в мире должны сопровождаться адаптацией отдельных частей учения к новым условиям.
3. Среднее положение между первыми двумя направлениями занимают консерваторы, изначально бывшие в среде реформистов и отколовшиеся от них в XIX в.