Правоприменение как особая форма реализации права
Правоприменение - это решение конкретного дела, жизненного случая, определённой правовой ситуации; приложение правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам. В качестве наиболее типичного примера применения права можно указать на деятельность суда по рассмотрению дела и вынесению соответствующего решения.
Применение права от других форм его реализации отличает то обстоятельство, что здесь немыслимо бездействие (пассивное поведение, как при соблюдении норм). Право на правоприменительную деятельность сливается с обязанностью её осуществления. Правоприменение носит производный характер, поскольку цель его состоит в обеспечении реализации права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других, отсюда правоприменение - комплексная правореализующая деятельность.
Наконец, правоприменение - это властная деятельность. И если некоторые действия граждан (дарение автомобиля, обращение с иском в суд и т.д.) и напоминают акты правоприменения, то признака государственной властности им явно недостает. Поэтому в основном уделом граждан является соблюдение правовых норм, использование принадлежащих им прав и исполнение возложенных на них обязанностей.
Правоприменение - организующая деятельность, направляющая развитие отношений между людьми и их объединениями в русло закона.
Применением закона и других правовых норм занимаются компетентные государственные органы и должностные лица. Причём они осуществляют эту деятельность строго в рамках предоставленных им полномочий.
Таким образом, деятельность государственных органов не заканчивается определением дозволенного и запретного в нормативных актах. Обычно государство оставляет за собой право вновь подключиться к правовому регулированию общественных отношений, но уже не в общей (абстрактной) форме, а на уровне конкретных отношений, реальных дел и жизненных ситуаций. Адресаты правовых норм не могут тогда реализовать свои предусмотренные законом права и обязанности без своего рода посредничества государственных органов. Нельзя, например, получить пенсию, очередное воинское звание или квартиру без решения компетентного органа, хотя и налицо все условия, предусмотренные законом. Другими словами, часть правовых норм реализуется только через правоприменение.
Отсюда применение права - это основанная на законе властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.
Правоприменитель вмешивается в естественный ход реализации права и закона только в следующих случаях: а) когда есть спор о наличии или мере субъективных прав и юридических обязанностей (в том числе при определении наказания за противоправное действие); б) при необходимости определить момент действия и факт прекращения чьих-либо прав или обязанностей; в) если надо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей. Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность - таковы задачи субъектов правоприменения.
Определённая последовательность совершения действий в ходе правоприменения даёт основание говорить о трёх его стадиях:
1) установление фактических обстоятельств дела;
2) установление юридической основы дела;
3) решение дела.
Основанием для начала процесса применения правовых норм является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств. Поэтому первая стадия правоприменения состоит в установлении юридических фактов и юридических составов (совокупности различных факторов). Это могут быть "главные факты" и факты, подтверждающие главные, но обязательно те и в том объёме, что требуются для нормального разрешения юридического дела. В ряде случаев круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначен в законе (например, при производстве дознания, предварительного следствия и разбирательстве уголовного дела в суде).
Часто сбор доказательств и предварительное установление фактов осуществляют одни лица (органы), а решение по делу выносят другие. Однако правоприменяющий орган в этом случае обязан убедиться в достаточности установленных фактов и их обоснованности. Ни прокурор, утверждающий обвинительное заключение, ни судья, который рассматривает уголовное дело, ни директор предприятия, издающий приказ о поощрении работника, не могут отнестись к своим обязанностям формально, слепо, полагаясь на представленные материалы.
Целью первой стадии правоприменительного процесса является установление объективной истины. Поэтому особое внимание законодательство уделяет доказыванию. Как правило закон предписывает, какие обстоятельства нуждаются в доказывании, а какие нет (общеизвестные, презумпции); какие факты доказываются строго определёнными средствами (например, экспертизой, письменными документами). Окончательная оценка доказательств всегда является делом правоприменителя.
Установление юридической основы дела предусматривает:
- нахождение нормы, подлежащей применению;
- проверку правильности текста того акта, в котором содержится искомая норма;
- проверку подлинности нормы и её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;
- уяснение содержания нормы.
Все указанные действия объединены одной целью - обеспечить правильную квалификацию установленных фактов.
И первая, и вторая стадия применения права имеют целью вынести правильное, эффективное решение. Процедура его принятия и доведения до сведения адресатов (и для всеобщего сведения) составляет особую стадию.
Акты реализации права
Каждая форма реализации права воплощается в определенном результате. Об актах реализации права можно говорить и по отношению к процессу реализации, и по отношению к его результату. Отсюда условно можно выделить акты соблюдения, исполнения, использования и применения права. Формы их многообразны: одни совершаются в письменной форме, для других свойственны знаковые действия, для третьих - это просто ничем не примечательное правомерное поведение, выраженное в бездействии. Выделяют так называемые конклюдентные действия - действия лица, выражающие его волю что-то совершить но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.
Наибольшее внимание уделяется актам применения права. Здесь решение дела, как своеобразный интеллектуальный процесс выведения определённого заключения из соотнесения фактических обстоятельств и юридических норм, вызревает постепенно. Оно не ограничивается формальным подведением жизненных обстоятельств под общие условия нормы. Это творческая деятельность.
Правоприменительные акты занимают подчинённое положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права.
Правоприменительный акт - это государственно-властный индивидуально-компетентный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью установления наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм.
Практическое значение имеет установление эффективности правоприменительного акта, что связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками.
Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели - и ближайшие, и отдалённые, и конечные - достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.
Существуют материальные, социально-политические, идеологические, организационные и юридические средства обеспечения эффективности правовых актов.
┌────────────────────────────────────────────────────────┐
┌───────┤ Виды актов применения норм права ├──────┐
│ └────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│ ┌────────────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────┐│
│ │По субъектам правоприменения │ │По сфере действия ││
│ │- акты органов государственной власти, │ │- во времени, ││
├──┤- акты органов государственного │ │- в пространстве, ├┤
│ │управления, │ │- по кругу лиц ││
│ │- судебные акты и т.д. │ │ ││
│ └────────────────────────────────────────┘ └───────────────────────┘│
│ ┌────────────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────┐│
│ │По отраслевой принадлежности применяемых│ │По наименованию ││
├──┤норм права │ │- приказы, ││
│ │- акты применения норм уголовного права,│ │- постановления, ││
│ │- административного и т.д. │ │- указания, ││
│ └────────────────────────────────────────┘ │- протоколы, ││
│ │- решения, ├┤
│ ┌────────────────────────────────────────┐ │- разрешения ││
│ │По функциональному признаку │ │- предупреждения, ││
├──┤- правообеспечительные акты, │ │- предписания, ││
│ │- акты-регламентаторы │ │- представления, ││
│ │ │ │- резолюции ││
│ └────────────────────────────────────────┘ └───────────────────────┘│
│ ┌────────────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────┐│
│ │По характеру содержащегося в них решения│ │По способу выражения - ││
│ │- обязывающие, запрещающие, │ │акты-документы, ││
│ │- управомочивающие │ │- удостоверительные, ├┘
└──┤- предупредительные, │ │- разрешительные │
│- поощрительные, │ │- акты-символы │
│- удостоверительные, │ │ │
│- разрешительные │ │ │
└────────────────────────────────────────┘ └───────────────────────┘
Рис. 1. Виды актов применения норм права
Пробелы и коллизии в праве
1. Понятие и виды пробелов в позитивном праве
2. Установление пробелов
3. Устранение пробелов
4. Преодоление пробелов в праве в процессе применения права
5. Коллизии в праве: установление, устранение и преодоление в процессе применения права