Лекция 1. Политология как наука, ее объект и предмет, структура, методы и функции, взаимосвязь со смежными дисциплинами
Человек – существо политическое. Эта истина была сформулирована еще великим древнегреческим философом Аристотелем. С давних времен каждый человек в той или иной мере оказывается вовлечен в политические отношения как подданный того или иного государства, член той или иной социальной общности, господствующий или починенный, защитник Отечества или завоеватель. Политика затрагивает интересы всех людей. Помочь молодому человеку самоопределиться в политической жизни, чтобы не стать объектом манипулирования политических лидеров, партий и движений, средств массовой информации и коммуникации и призвано изучение политологии.
Современная политическая наука – перманентно развивающееся знание, процесс бесконечного обновления и уточнения тех представлений, которые человек обрел, изучая мир власти. От описания жизни царей, правителей, героев и иных лиц, многие века находившихся на авансцене политической жизни, политическая мысль постепенно сосредоточивается на изучении поведения групповых субъектов, норм и институтов власти, своеобразии политических культур, психологических настроений и поведения людей.
По своему содержанию политология представляет собой особую междисциплинарную область обществоведческого знания, дающую системное представление о политико-властной организации и функционировании общества. Политология – не только теоретико-познавательная, но и прикладная наука. Используя богатый арсенал политико-социологических методов сбора, анализа и обработки информации прикладники-политологи всесторонне исследуют реальную политическую жизнь и политическую конъюнктуру. Не случайно, политологию очень часто называют «зеркалом политики», куда отправляющие власть государственные мужи смотрятся для того, чтобы разглядеть «лицо» своей политики и «ужаснуться» или «обрадоваться» его отражению. Политология – это и мировоззренческая дисциплина. Осваивая содержащиеся в ней общецивилизационные, в значительной степени деидеологизированные политические знания, человек становится политически грамотным, приобретает способность рационально-критически осмысливать политические процессы, свободно самоопределяться и самоидентифицироваться в условиях политического выбора и т.д. Существенно и то, что одновременно усваиваются азы кодекса политического поведения, присущего демократически организованному обществу. Именно эти цели начального политического образования студентов и преследует курс «Политология», который в качестве одного из базовых в структуре социально-гуманитарных дисциплин введен во все учебные планы подготовки специалистов высшей квалификации вне зависимости от форм этой подготовки и избранной специальности.
Функционирование и развитие политической науки в общественной жизни сочетается с выполнением ею целого ряда определенных функций:
1) дескриптивная функция, предполагающая необходимость всестороннего и полного описания внутренних и внешних связей политических явлений, их характерных признаков;
2) оценочная функция, предполагающая вынесение суждений о политических объектах и их свойствах с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для того или иного общественного субъекта;
3) сравнительная функция, предполагающая обязательное сопоставление различных политических явлений (систем власти, режимов правления, типов политической культуры и т.п.), прежде чем будут сформированы выводы и оценки относительно тех или иных явлений, тенденций их развития, типологий, закономерностей и т.д.
4) преобразовательная функция, вызванная потребностью общества в формировании таких знаний, которые, будучи включенными в практическую деятельность в сфере власти, смогут снизить издержки государственного управления, способствовать достижению большего соответствия результатов намеченным целям и т.п.;
5) прогностическая функция, выражающая потребность в разработке вероятностного знания, предвосхищающего возможные последствия предпринимаемых действий и пытающегося гипотетически определить изменения, сопутствующие достижению целей;
6) функция социализации, направленная на формирование политического сознания у людей, включающихся в систему властных отношений.
Особую сложность политической науке придает специфический предмет ее исследования. Можно сказать, что она в самом широком плане может изучать как тенденции и закономерности развития той или иной области жизни, так и ее отдельные институты, проблемы, факты, формы явлений. В содержании политики как объекта политической науки наряду с устойчивыми явлениями (формирующимися вокруг процессов распределения власти, управления государством, отношений государства и гражданского общества и т.д.) всегда включаются и те явления (из экономической, правовой и прочих сфер общественной жизни), которые лишь эпизодически приобретают политическое значение. Поэтому в качестве ее предмета могут рассматриваться как разнообразные внутренние грани (отношения, механизмы, компоненты и т.п.) политики, так и её внешние связи с другими сферами общества и мира.
Политологию можно рассматривать как интегративную область знаний, собирающую под свои знамена все дисциплины, которые в той или иной мере исследуют разнообразные предметные грани политического мира. Политика взаимодействует с природой и обществом. Политика, рассмотренная в качестве органической составной части всей совокупности социальных и природных явлений, изучается политической философией. Связи политики со сферой космоса изучаются и описываются политической астрологией. Политику как составную часть социума, разновидность общественных отношений исследует политическая социология. Взаимосвязи политики с отдельными сферами социального – экономикой, правом, моралью и др. – изучаются соответствующими дисциплинами: политической экономией, политико-правовой теорией, политической этикой и др. Отдельные социальные явления (язык, СМИ, реклама и т.д.) в своих отношениях с политикой порождают целый круг субдисциплин: политическую лингвистику, политическую информатику и др. Внутренние связи и отношения, механизмы и институты политической жизни изучаются политологией, или политической наукой в узком смысле слова. В ее рамках формируется целый ряд дисциплин, занятых сравнительным исследованием политических систем (сравнительная политология), механизмов формирования политики (теория государственного управления, принятия решений), и политических изменений (политическая конфликтология, транзитология), неинституциональных аспектов политической жизни (теория политической культуры, политической идеологии, теория международной политики и т.д.). Взятая же в своем временном протяжении и рассматриваемая в качестве хронологической последовательности событий, политика уже является предметом политической истории.
История становления политологии продемонстрировала эволюцию методов познания. Безраздельно господствовавшие на протяжении I тыс. философско-нормативные и теологические способы познания, основанные на метафизических и априорно-дедуктивных подходах, постепенно утратили свою лидирующую роль к наступлению Нового времени, уступив место более рационализированным формально-юридическим, институциональным и историко-сравнительным приемам познания политики. Последние со второй половины XIX в. стали активно использоваться наряду или вместе с социологическими приемами изучения политической жизни, в основе которых лежали разнообразные правила и принципы инструктивной логики. В конце столетия это инициировала так называемую «бихевиоральную революцию», возвестившую ориентацию политических исследований на исключительно эмпирические методики, занимавшие практически монопольные позиции в науке с 20-х по 60-е гг. XX в. Во второй половине XX столетия, ознаменовавшей наступление постбихевиорального периода, было предложено более сложное сочетание традиционных и новых, количественных и качественных способов исследования политики.
Как междисциплинарная наука политология включает политическую философию, теорию политики, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, теорию международной политики, политическую географию. Политическая философия придает политологии мировоззренческий характер. Теория политики вычленяется из государствоведения и правоведения и находится на стыке с целым рядом дисциплин: теории государства и права, конституционного права, международного публичного права и т.д. теория политики развивается на базе обобщения эмпирического материала, конкретно-исторической практики. Для формирования общей теории политики большое значение имеет осмысление накопленных политической мыслью идей и концепций. Поэтому к общей теории политики тесно примыкает политическая история. Политическая история изучает политические идеи, теории, институты и события в их хронологической последовательности. Политическая социология исследует социальный срез политических явлений. Она выявляет зависимость политики от различных сфер жизнедеятельности общества, влияние на политическую систему, политические институты и политическое поведение экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Наиболее ярко социологический подход к политике представлен в работах К. Маркса, В.И. Ленина, М. Вебера. В марксизме политика трактуется как вторичное, надстроечное явление. М. Вебер, напротив, экономические и политические явления выводил из особенностей духовной жизни, культуры народов. Субъективные механизмы политических взаимодействий, связей и отношений, влияние на них сознания и подсознания человека, его разума, воли, эмоций, установок, убеждений, мотивации, ценностных ориентаций изучает политическая психология. Политическая антропология устанавливает связь политики с социобиологическими качествами человека, а также показывает влияние на политику социокультурных особенностей той или иной общности. Приоритетным направлением политико-антропологического исследования является выявление особенностей политической культуры того или иного народа, государства из особенностей его национальной культуры, «народного духа». Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.
Из всего цикла философских наук наиболее близкой политологии по объекту исследования является социальная философия. Социальная философия рассматривает политику под своим углом зрения – с общемировоззренческих и методологических позиций. В мировоззренческом плане социальную философию интересует место и роль политической сферы общественной жизни среди других сфер общественной жизни: материальной, духовной, социальной. Философское исследование политической сферы направлено не на раскрытие действия в нем конкретных механизмов (этим преимущественно занимается политология), а на формирование общей картины мира и уяснение в нем места человека. Важно философу прояснение взаимодействия в политическом сознании общественного и индивидуального личностного начала, исследование природы политических убеждений, верований, норм, ценностей и идеалов.
Тесная связь существует между политологией и социологией вплоть до того, что первую часто считают частью второй.
В современной политологии используются способы и приемы познания не только из общественных, но и естественных наук – географии, математики, системной теории, кибернетики, герменевтики и др. Структура приемов исследования политики чрезвычайно усложнилась. Так, ученые, использовавшие структурно-функциональный метод, рассматривали политику как скоординированное взаимодействие элементов, составляющих ее сложную структуру и обуславливающих выполнение ею определенных функций в рамках общественного целого. Системный метод ориентировал исследователей на рассмотрение политики в качестве определенной саморегулирующейся социальной целостности, постоянно взаимодействующей с внешней средой. Ее точки контакта с внешней средой, так называемые подсистемы «входа» и «выхода», фиксировали качественные особенности поведения граждан при выражении ими требований к власти, а также при выполнении ее решений. Политико-культурные методы заложили в основание исследований политики субъективные ориентации элитарных и массовых субъектов на политические объекты, которые в соответствии с ними видоизменяли формы своего поведения, характер деятельности политических институтов и другие параметры функционирования власти. Благодаря кибернетическим методам политика анализировалась через призму информационных потоков, построенных на принципе обратной связи, и сети целенаправленных коммуникативных действий и механизмов, обеспечивающих отношения управляющих и управляемых на всех уровнях взаимоотношений внутри общества и с внешней средой. Методы коммуникативного подхода требовали раскрывать свойства политики через изучение складывающихся в политическом пространстве способов общения людей, формирующихся между ними смыслозначимых контактов и т.д.
Наряду с указанными методами, способами изучения политики важное значение имеют также социологические (объясняющие политические действия людей с точки зрения различных параметров их общественного положения – социальных ролей, статуса и т.п.), антропологические (интерпретирующие политические события в качестве разнообразных проявлений человеческой природы), психологические (абсолютизирующие эмоционально-чувственную детерминацию политических действий человека), институциональные (квалифицирующие организационные структуры как основные звенья политики) и некоторые другие методы.
В социологической науке существует два подхода к изучению социальной структуры: классовый и стратификационный. С позиций первого, присущего в основном марксистскому обществоведению, центральное место в социальной структуре занимают классы, обусловленные общественным разделением труда и производственными отношениями. Согласно марксизму, классы – это большие группы людей, которые отличаются друг от друга по их месту в исторически определенной системе общественного производства; по отношению к средствам производства (т.е. по формам собственности); по роли в общественной организации труда (т.е. по характеру и содержанию труда); по способу получения и размерам дохода и по возможности одной группы людей присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в общественном хозяйстве. В рамках такого подхода марксизм выделяет в обществе два основных класса: класса имущих, т.е. тех, кто владеет собственностью на средства производства и является экономически (а в силу этого и политически) господствующим классом. И класс неимущих, т.е. тех, кто лишен собственности на средства производства и подвергается эксплуатации со стороны имущих. Эти два класса взаимодействуют друг с другом как классы-антагонисты и находятся в состоянии перманентного противостояния и борьбы. Все другие «классоподобные» общности относятся к разряду промежуточных.
В западной социологической науке классовому подходу противопоставляется теория «социальной стратификации», которая исходит из того, что экономические, производственные отношения не являются главной и единственной предпосылкой социальной дифференциации. В обществе существует бесчисленное множество «страт» (групп людей), объединенных каким-либо общим социальным признаком (не только имущественным, но и профессиональным, уровнем образования, доступом и объемом власти, стилем жизни и т.д.). Эти статусно-дифференцированные группы располагаются на «иерархической лестнице», т.е. имеют более высокое и более низкое социальное положение. Именно так определяет социальную стратификацию общества американский социолог П. Сорокин, представляя ее как «дифференциацию данного населения на иерархически расположенные классы». Такого рода неравенство носит объективный характер и обусловливается, с одной стороны, «генетически», тем, что уже сама природа генерирует людей исходно неравными друг другу физически, умственно и т.д. С другой – разной общественной значимостью и ценностью тех социальных ролей и функций, которые люди играют в общественном воспроизводстве.
В анализе социальной структуры общества очень важным является выяснение вопроса о социальной мобильности, т.е. информация о том, кто из каких групп и в какие перемещается, насколько эти перемещения интенсивны или, напротив, затруднены. Различают два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную. Первая подразделяется на два подвида: восходящую, принимающую форму «социального карьеризма» (человек из низов взбирается на самый верх социальной лестницы), и нисходящую, принимающую форму деклассирования, конечным пунктом которого выступает люмпенство (человек опускается на самое дно, превращается в нищего или бомжа). Горизонтальная мобильность может быть обозначена как «профессиональный карьеризм». Человек, начав с ученика на заводе, становится затем квалифицированным рабочим, мастером и т.д. С понятием социальная мобильность тесно связано понятие «маргинализация». Под этим понятием имеются в виду процессы распада социальных связей, незавершенного социального перемещения, когда человек как бы «зависает» между социальными структурами.
С точки зрения распределения богатства и бедности, социальная структура общества носит или «пирамидальный», или «ромбовидный» характер. «Пирамидальная» социальная структура присуща слаборазвитым или отсталым обществам, в которых позиции индивидов и групп резко поляризованы: на одном полюсе концентрируется богатство (у меньшинства), на другом – бедность (у большинства). Социальные перемещения или существенно затруднены, или не возможны вообще. «Ромбовидная» социальная структура характерна для развитых стран. При наличии сверхбогатого и бедного меньшинства подавляющее большинство людей образует так называемый «средний класс» (в США, например, в эту категорию входят 3/4 всего населения). Социальные перемещения в таких сообществах не вызывают особых затруднений и человек при наличии соответствующих качеств всегда может «сделать себя» (self maid man).