Законодательная база благотворительной деятельности в РФ

Понятие благотворительности регламентируется следующими документами:

- часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.582);

- Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

- Федеральный закон от 04.05.1999 N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (ст.1);

- Закон Российской Федерации от 27.12.1991 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (пп. «в» п.1 ст.6);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.1999 №1046 «Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.1999 №1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации».

Согласно российскому законодательству, благотворительная организация - это разновидность некоммерческой организации. Для нее предусматривается несколько специфических юридических форм (общественная организация, фонд, учреждение)[32]. Юридический статус некоммерческих организаций устанавливается Гражданским кодексом РФ (далее - ГК) и Закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12 января 1996 г. (далее - ЗНО).

Коммерческие организации включают хорошо всем знакомые акционерные общества (закрытые и открытые), общества с ограниченной ответственностью, а также более экзотические общества с дополнительной ответственностью, товарищества (полные и коммандитные), производственные кооперативы, унитарные предприятия (государственные и муниципальные).

А вот для некоммерческих организаций кодексом предусмотрены совершенно иные организационные формы: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и другие фонды, «а также другие формы, предусмотренные законом». Что касается других форм, то ЗНО дополнительно к тем, что упомянуты в ГК, предлагает некоммерческое партнерство, автономную некоммерческую организацию и государственную корпорацию. Помимо этого, ЗНО устанавливает, что объединения (ассоциации, союзы) некоммерческих организаций также имеют статус некоммерческой организации, а равно и объединения коммерческих организаций, не ведущие предпринимательской деятельности.

Каждая из форм некоммерческой организации имеет свою специфику, устанавливаемую законом.

Общественные или религиозные организации - это добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Такие организации обладают ограниченной ответственностью и имеют полное право вести коммерческую деятельность для достижения своих уставных целей.

Деятельность различного рода организаций регулируется отдельными законами: «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О свободе совести и религиозных организациях» и др.

Фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели[33].

Таким образом, у фонда нет участников, он является объединением не граждан (или юридических лиц), а их имущества, которое переходит в собственность фонда. Надзор за деятельностью фонда осуществляет попечительский совет.

Учреждение - это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником[34].

Перейдем теперь собственно к благотворительным организациям. Их юридический статус определяется Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» №135-ФЗ от 11 августа 1995 г. (далее - ЗБД)[35].

Прежде всего закон дает определение благотворительной деятельности.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Для того чтобы такое бескорыстное пожертвование считалось благотворительностью, его цель должна соответствовать одному из пунктов закрытого списка, предлагаемого ЗБД. Список этот довольно длинный и включает (формулировки сокращены):

- социальную поддержку и защиту граждан;

- подготовку к преодолению стихийных бедствий;

- оказание помощи пострадавшим;

- укрепление мира;

- укрепление роли семьи;

- защиту материнства и детства;

- содействие образованию, науке, культуре;

- содействие охране здоровья;

- содействие физкультуре и спорту;

- охрану окружающей среды;

- охрану исторических памятников.

Особо законом оговорено, что помощь коммерческим организациям, а также политическим партиям, благотворительностью не является.

Отметим, что пожертвования в адрес религиозных организаций, во многих странах по определению считающиеся благотворительными, в списке отсутствуют.

Благотворительные организации могут создаваться не в любых формах, предусмотренных для некоммерческих организаций. ЗБД устанавливает, что благотворительные организации создаются в форме общественной организации (объединения), фонда или учреждения, «и в иных формах, предусмотренных федеральными законами»[36] (в настоящее время иных форм благотворительных организаций федеральными законами не предусмотрено). При этом благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, только если ее учредителем является другая благотворительная организация.

Благотворительная организация, помимо сбора пожертвований, имеет право вести коммерческую деятельность, получать доходы от учрежденных ею коммерческих организаций и т.д. При этом не менее 80% ее доходов должно идти на финансирование собственно благотворительных программ, и не более 20% - на оплату труда персонала организации.

Таблица 1. Распределение благотворительных организаций Москвы по организационно-правовым формам (по данным ведомственного реестра Министерства юстиции РФ)[37]

Организационно-правовая форма %
Некоммерческие фонды 37,6%
Общественные организации 33,6%
Общественные фонды 25,7%
Автономные некоммерческие организации 1,7%
Общественные движения 0,4%
Учреждения 0,3%
Некоммерческие партнерства 0,3%
Союзы/ассоциации 0,2%
Иные некоммерческие организации 0,2%

Установленный ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» перечень целей благотворительной деятельности является закрытым. Его расширение может осуществляться путем внесения соответствующих изменений в Закон.

Формулируемые в Законе цели благотворительной деятельности фактически являются третьим признаком, определяющим эту деятельность. То есть, как это следует из п. 1 ст. 2 Закона, деятельность, предусмотренная ст. 1 Закона, будет признана благотворительной только в том случае, если она направлена на реализацию целей, предусмотренных ст. 2[38].

Реализация целей благотворительной деятельности может осуществляться как «прямо» так и «опосредованно».

В первом случае речь идет, например, о выделении материальной помощи малообеспеченным гражданам, предоставлении грантов деятелям науки, культуры, выделении средств организациям здравоохранения, образования, организациям, осуществляющим природоохранные мероприятия и т. п.

Во втором - об оказании содействия другим лицам (прежде всего благотворительным организациям) в реализации ими целей благотворительной деятельности.

Статья 7. Формы благотворительных организаций

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций[39].

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

В соответствии с п.1 указанной статьи благотворительной организацией может быть признана организация, обладающая тремя признаками.

Во-первых, она является некоммерческой организацией. Под некоммерческой организацией ГК РФ понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях». Таким образом, организация для признания ее некоммерческой должна[40]:

- не иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли;

- не распределять прибыль, если таковая и получена, между участниками организации. Последнее требование к некоммерческой организации воспроизведено и в комментируемой статье Закона (п. 2 этой статьи).

Во-вторых, - это неправительственная (негосударственная и немуниципальная) организация.

В-третьих, благотворительная организация создается для реализации целей, предусмотренных ст. 2 Закона путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Из последнего следует, что благотворительная организация не может создаваться для оказания поддержки только своим учредителям, членам, какому-то конкретному человеку, организации или группе персонально поименованных лиц.

Названные признаки являются базовыми, определяющими признаками благотворительной организации. Вместе с тем она должна отвечать и другим предусмотренным Законом требованиям.

Итак, существующие организационно-правовые формы НКО благотворительной направленности и проблемы, которые встают перед ними, как нам представляется, тесно взаимосвязаны. В современном российском законодательстве есть несколько правовых актов, трактующих юридические формы некоммерческих организаций, в том числе благотворительных. Однако профильный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» называет только три формы: общественная организация (объединение), фонд и учреждение. Далее ст. 7 этого закона отсылает к «федеральным законам для благотворительных организаций». Таким образом, законодателями упущена возможность создания четкого перечня.

Наши рекомендации