Государственной итоговой аттестации
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Вид аттестационного испытания | государственный экзамен |
по «теории государства и права» | |
Направление подготовки | 40.03.01 «юриспруденция» |
для студентов внебюджетного факультета
Программа обсуждена
На заседании ученого совета
Протокол № 2 от 31.10. 2016 г
Москва
Тема № 1. Предмет и методология теории государства и права.
Общая характеристика науки «Теория государства и права». Становление, развитие и современное состояние теории государства и права. Понятие и содержание предмета науки теории государства и права. Функции теории государства и права.
Понятие и содержание методологии теории государства и права. Мировоззренческие подходы и методы, применяемые в ходе изучения теории государства и права (диалектика, синергетика, общенаучные, частнонаучные и частноправовые методы). Принципы научного исследования государства и права (историзма, объективности, системности, всесторонности, конкретности, плюрализма и др.).
Соотношение теории государства и права с гуманитарными науками, изучающими государство и право: философией, политологией, социологией и др. Место теории государства и права в системе юридических наук. Структура юридической науки.
Значение теории государства и права для юридической практики, правотворческой и правоприменительной деятельности.
Теория государства и права как учебная дисциплина, ее структура. Значение теории государства и права в подготовке юристов.
Тема № 2. Происхождение государства и права.
Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая революция») как фактор социального расслоения общества. Кризис первобытнообщинных отношений. Характеристика производящей экономики. Появление классов, собственности, государства, права.
Разнообразие подходов к проблеме происхождения государства. Характеристики теорий происхождения государства: теологической, патриархальной, договорной, психологической, органической, марксистской, насилия и др. Причины разнообразия теорий о происхождении государства.
Общее и особенное в происхождении государства у различных народов. Обусловленность процесса возникновения государственности конкретными факторами (историческими, социально-экономическими, военно-политическими, демографическими, экологическими и иными).
Закономерности возникновения права. Отличие права от социальных норм первобытного общества. Функции права в раннеклассовых обществах. Классовое и общесоциальное содержание в праве раннеклассовых обществ.
Тема № 3. Сущность и типы государства.
Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Понятие государственной власти и ее основные черты. Соотношение политической и государственной власти. Формы и способы осуществления государственной власти. Легитимность и легальность государственной власти.
Плюрализм в понимании государства. Сущность государства. Основные подходы к сущности государства. Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное в сущности государства. Признаки государства.Соотношение государства и общества. Социальная роль государства.
Понятие типа государства. Теоретические основы типологии государства. Факторы, определяющие тип государства.
Формационный подход: его достоинства и недостатки. Переходные типы государств. Преемственность в развитии государства. Характеристика отдельных типов государств в рамках формационного подхода.
Цивилизационный подход: его достоинства и слабые стороны. Диалектика соотношения формационного и цивилизационного подходов к типологии государства.
Тема № 13. Нормы права.
Понятие нормы права и ее основные признаки (общеобязательность, формальная определенность, связь с государством, представительно-обязывающий характер).
Структура правовой нормы. Общая характеристика гипотезы, диспозиции, санкции. Виды гипотез, диспозиций и санкций правовых норм.
Норма права и статья нормативного правового акта, их соотношение. Способы изложения правых норм в статьях нормативных правых актов.
Виды правовых норм (по содержанию; по предмету правового регулирования; по характеру содержащихся в нормах права правил поведения; по степени определенности изложения элементов правовых норм в статьях НПА; по кругу лиц; по способу правового регулирования; по времени действия; по методу правового регулирования и т.д.).
Тема № 15. Правотворчество.
Правообразование и правотворчество: понятие и соотношение. Цели, принципы и субъекты правотворчества. Виды правотворчества (непосредственное, делегированное, локальное и др.).
Законотворческий процесс, его основные стадии и содержание. Порядок опубликования законов в Российской Федерации.
Систематизация нормативных правовых актов: понятие и необходимость. Исторический опыт систематизации российского законодательства. Виды систематизации.
Понятие и виды инкорпорации. Хронологические и тематические собрания нормативных правовых актов. Консолидация законодательства, ее цели и особенности. Кодификация законодательства: понятие, цели и основные формы.
Учетно-справочная работа по законодательству как необходимое условие его систематизации и эффективного правоприменения.
Использование электронно-вычислительной техники для учета и систематизации законодательства.
Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации нормативных актов. Средства, правила и приемы как элементы юридической техники. Юридическая конструкция. Правовые символы. Правовые аксиомы, презумпции и фикции.
Тема № 16. Система права.
Понятие и признаки системы права. Отличие системы права от правовой системы и правовой семьи. Структура системы права.
Понятие отрасли права. Подотрасль права. Предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей в системе права. Характеристика основных отраслей российской системы права. Комплексные отрасли российской системы права.
Институт права: понятие и виды. Субинститут права.
Публичное и частное право, их соотношение.
Материальное и процессуальное право.
Соотношение национального и международного права. Система российского права и международное право.
Понятие системы законодательства и ее соотношение с системой права. Зависимость системы законодательства от формы государственного устройства.
Вопросы
Методика и критерии оценки
Знания и умения выпускников в ходе государственного экзамена проверяются путем оценки ответа на теоретические вопросы в ходе экзамена, а также с помощью постановки перед ними дополнительных вопросов.
Результаты аттестационных испытаний определяются оценками «отлично» («5»), «хорошо» («4»), «удовлетворительно» («3»), «неудовлетворительно» («2»).
«Отлично» –выпускник правильно и полно (самостоятельно, без дополнительных и наводящих вопросов) раскрыл все вопросы экзаменационного билета, в ходе ответа показал всестороннее знание нормативных актов, основной и дополнительной литературы по теме, умело увязывает теоретические положения с проблемами будущей практической деятельности (раскрывает практическую значимость излагаемых вопросов).
Экзаменуемый свободно владеет юридической и специальной терминологией, убедительно аргументирует свои выводы, логично формулирует теоретические положения.
В ответе выпускника выделены вводная, основная части и заключение, речь соответствует нормативным языковым требованиям.
«Хорошо» – выпускник грамотно раскрыл все вопросы экзаменационного билета допуская незначительную неполноту, но на все дополнительные вопросы дает правильные ответы, в основном увязал теоретические положения с потребностями практики. Выпускник свободно владеет юридической и специальной терминологией, не допустил неточностей в ответе.
«Удовлетворительно» – выпускник в основном раскрыл все вопросы экзаменационного билета, однако допустил неполноту и неточности, при ответе на 1-2 дополнительных вопроса, не увязал теоретические положения с практическими проблемами, не смог раскрыть практическую значимость тех или иных концепций.
Экзаменуемый недостаточно владеет юридической терминологией, допускает неточное толкование и употребление терминов, допускает логические ошибки. Ответ недостаточно последователен и аргументирован, речь не в полной мере удовлетворяет нормативным языковым требованиям.
«Неудовлетворительно» –выпускник ответил на вопросы билета не полностью, испытывал затруднения при ответах и решении одного из его вопросов, неполно раскрыл вопросы билета, не по существу отвечал на основные и дополнительные вопросы, дал неправильные ответы на 3 и более дополнительных вопроса. Выпускник не владеет юридической и специальной терминологией, слабо знает содержание рекомендованной литературы, нормативно-правовые акты. Ответ не аргументирован и нелогичен, речевые обороты не соответствуют нормативным языковым требованиям.
Обсуждение результатов аттестационного испытания в отношении каждого выпускника производится на закрытом заседании государственной экзаменационной комиссии. Решение об оценке принимается простым большинством голосов членов государственной экзаменационной комиссии, при равном числе голосов голос председателя государственной экзаменационной комиссии является решающим.
Приложение:
Таблица«Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания».
Требования к содержанию аттестационных материалов
Для проведения государственного экзамена должны быть представлены следующие аттестационные материалы: экзаменационные билеты, программа государственного экзамена, список экзаменующихся, протоколы заседания государственной экзаменационной комиссии, учебные карточки и зачетные книжки выпускников.
Заведующий кафедры теории и
истории государства и права
доцент Макаренко В.М.
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Вид аттестационного испытания | государственный экзамен |
по «теории государства и права» | |
Направление подготовки | 40.03.01 «юриспруденция» |
для студентов внебюджетного факультета
Программа обсуждена
На заседании ученого совета
Протокол № 2 от 31.10. 2016 г
Москва