Типовые политические проекты
Поскольку политическим проектом может служить любая позитивная деятельность партии, ее лидеров и ее кандидатов в выборные органы власти, привести сколь либо законченный их перечень нереально. В данном параграфе мы ограничимся обсуждением набора достаточно универсальных типовых политических проектов, которые может использовать практически любая партийная организация, либо непосредственно, либо как образец для организации своих оригинальных проектов.
Все политические проекты можно разделить на две категории:
– проекты общего характера, которые предполагают непосредственную работу партии и ее актива со всеми или же со значительной частью избирателей округа;
– локальные проекты, не предполагающие непосредственного выхода партийного актива на массового избирателя.
Далее мы рассмотрим типовые проекты каждой из категорий.
7.14.1. Проекты общего характера
Политические проекты общего характера дают наибольшую отдачу в плане партстроительства и подготовки к выборам. Поэтому партийная организация не реже одного раза в год должна реализовывать по крайней мере один из таких проектов. Интенсивность реализации проектов общего характера федерального уровня – не менее одного проекта в полтора–два года. Обязательной составляющей проекта общего характера является задействование в нем таких форм агитации избирателей, как кампания «от двери к двери», адресная рассылка и телефонное внедрение (по крайней мере, одной из них). Именно использование этих форм делают проект эффективным в плане партстроительства.
Ключевым моментом при разработке политического проекта общего характера является определение проблемы актуальной для достаточно многочисленной целевой группы избирателей, вокруг решения которой следует разворачивать проект. В рассмотренном нами в п. 3.2 примере такой проблемой стало водоснабжение. Естественно, для других регионов и проблема может быть другой. Если положенная в основу проекта проблема не будет достаточно значима для целевой группы избирателей, проект пройдет вхолостую. Поэтому перед принятием решения о реализации проекта целесообразно провести социологические исследования на предмет того, насколько актуальна проблема проекта. Затраты на социологию в этом случае абсолютно несопоставимы со средствами, усилиями и временем, которые могут быть выкинуты впустую на реализацию малоэффективного проекта.
К типовым политическим проектам общего характера относятся следующие.
1. Организация референдума(федерального, регионального или местного).
Данный проект включает:
– выявление актуальной проблемы, по которой целесообразно провести референдум;
– формулировку вопроса референдума и создание инициативной группы по сбору подписей под требованием референдума (в соответствии с действующим законодательством);
– сбор подписей граждан;
– представление собранных подписей в избирательную комиссию и официальное назначение референдума.
Если референдум назначен, партия начинает обычную кампанию по поддержке требования референдума.
Данный проект является одним из самых эффективных. Он будет особенно выигрышным, если в его результате удается добиться официального назначения референдума, причем в сроки, максимально близкие к дню голосования в той или иной избирательной кампании (совмещение дня выборов и дня голосования по референдуму не допускается законом). Еще один хороший вариант: совместить сбор подписей под требованием референдума с агитационным этапом одной из избирательных кампаний и вести агитацию за партийных кандидатов и за референдум параллельно.
Накануне выборов в Государственную Думу 1999 г. было несколько попыток реализации проекта «референдум»; в том числе, со стороны СПС. Однако ни один из этих проектов не принес полной отдачи.
Дело в том, что референдум является не только эффективным, но и весьма трудоемким, дорогим и довольно рискованным проектом. В частности, при организации референдума федерального уровня, для сбора подписей в сроки, установленные законом, требуется хорошо развитая региональная партийная структура. Кроме того, этот сбор должен с самого начала сопровождаться мощной рекламной кампанией в федеральных СМИ; иначе ничего не выйдет. В результате суммарные затраты на сбор подписей под требованием организации всероссийского референдума оказываются сопоставимыми со стоимостью федеральной кампании по выборам в Государственную Думу. Если речь, конечно, идет не о том, чтобы просто собрать подписи, а получить полноценную отдачу от проекта в виде усиления положительного образа партии и существенного увеличения ее актива и числа сторонников. Кроме того, власть практически всегда противится организации референдумов. Возможно, что именно по перечисленным причинам до сих пор ни один подобный проект в полной мере не оправдал возлагавшихся на него надежд.
Поэтому приняв решение о организации проекта «референдум», следует согласовать его сроки и график с графиком избирательной кампании и хорошо продумать действия партии в том случае, если в требовании референдума будет отказано. Провал (если его вовремя не интерпретировать и не отыграть) может быть воспринят как поражение партии; ослабить ее положительный образ и внести растерянность в ряды актива. Было бы нежелательно, чтобы такой провал случился ДО дня голосования.