Типовые политические проекты

Поскольку политическим проектом может служить любая позитивная деятельность партии, ее лидеров и ее кандидатов в выборные органы власти, привести сколь либо законченный их перечень нереально. В данном параграфе мы ограничимся об­суждением набора достаточно универсальных типовых поли­тических проектов, которые может использовать практически любая партийная организация, либо непосредственно, либо как образец для организации своих оригинальных проектов.

Все политические проекты можно разделить на две категории:

– проекты общего характера, которые предполагают непо­сред­ственную работу партии и ее актива со всеми или же со зна­чительной частью избирателей округа;

– локальные проекты, не предполагающие непосред­ствен­но­го выхода партийного актива на массового избирателя.

Далее мы рассмотрим типовые проекты каждой из категорий.

7.14.1. Проекты общего характера

Политические проекты общего характера дают наибольшую от­дачу в плане партстроительства и подготовки к выборам. Поэто­му партийная организация не реже одного раза в год должна реализовывать по крайней мере один из таких проектов. Интен­сивность реализации проектов общего характера федерального уровня – не менее одного проекта в полтора–два года. Обяза­тельной составляющей проекта общего характера яв­ляется задей­ствование в нем таких форм агитации избирателей, как кампания «от двери к двери», адресная рассылка и телефонное внедрение (по крайней мере, одной из них). Именно исполь­зо­ва­ние этих форм делают проект эффективным в плане партстрои­тельства.

Ключевым моментом при разработке политического проекта общего характера является определение проблемы актуальной для достаточно многочисленной целевой группы избирателей, вокруг решения которой следует разворачивать проект. В рассмотренном нами в п. 3.2 примере такой проблемой стало водоснабжение. Естественно, для других регионов и проблема может быть другой. Если положенная в основу проекта проблема не будет достаточно значима для целевой группы избирателей, проект пройдет вхо­лостую. Поэтому перед принятием решения о реализации проек­та целесообразно провести социологические исследования на предмет того, насколько актуальна проблема проекта. Затраты на социологию в этом случае абсолютно несопоставимы со сред­ствами, усилиями и временем, которые могут быть выкинуты впус­тую на реализацию малоэффективного проекта.

К типовым политическим проектам общего характера отно­сят­ся сле­дующие.

1. Организация референдума(федерального, регионального или местного).

Данный проект включает:

– выявление актуальной проблемы, по которой целесо­об­раз­но провести референдум;

– формулировку вопроса референдума и создание ини­циа­тивной группы по сбору подписей под требованием референдума (в соответствии с действующим законодательством);

– сбор подписей граждан;

– представление собранных подписей в избирательную ко­миссию и официальное назначение референдума.

Если референдум назначен, партия начинает обычную кам­панию по поддержке требования референдума.

Данный проект является одним из самых эффективных. Он будет особенно выигрышным, если в его результате удается до­биться официального назначения референдума, причем в сроки, максимально близкие к дню голосования в той или иной изби­рательной кампании (совмещение дня выборов и дня голосования по референдуму не допускается законом). Еще один хороший вариант: совместить сбор подписей под требованием рефе­рен­дума с агитационным этапом одной из избирательных кампаний и вести агитацию за партийных кандидатов и за референдум па­раллельно.

Накануне выборов в Государственную Думу 1999 г. было не­сколько попыток реализации проекта «референдум»; в том числе, со стороны СПС. Однако ни один из этих проектов не принес полной отдачи.

Дело в том, что референдум является не только эффективным, но и весьма трудоемким, дорогим и довольно рискованным проек­том. В частности, при организации референдума федерально­го уровня, для сбора подписей в сроки, установленные законом, требуется хорошо развитая региональная партийная структу­ра. Кроме того, этот сбор должен с самого начала сопровождать­ся мощной рекламной кампанией в федеральных СМИ; иначе ниче­го не выйдет. В результате суммарные затраты на сбор подписей под требованием организации всероссийского референдума ока­зываются сопоставимыми со стоимостью федеральной кампании по выборам в Государственную Думу. Если речь, конечно, идет не о том, чтобы просто собрать подписи, а получить полноценную отдачу от проекта в виде усиления положительного образа партии и существенного увеличения ее актива и числа сторонников. Кро­ме того, власть практически всегда противится организации ре­ферендумов. Возможно, что именно по перечисленным причинам до сих пор ни один подобный проект в полной мере не оправдал возлагавшихся на него надежд.

Поэтому приняв решение о организации проекта «рефе­рен­дум», следует согласовать его сроки и график с графиком изби­рательной кампании и хорошо продумать действия партии в том случае, если в требовании референдума будет отказано. Провал (если его вовремя не интерпретировать и не отыграть) может быть воспринят как поражение партии; ослабить ее положительный образ и внести растерянность в ряды актива. Было бы неже­ла­тельно, чтобы такой провал случился ДО дня голосования.

Наши рекомендации