Межгосударственные отношения, их место и роль в мировой политике
По мнению многих авторов, межгосударственные отношения выступают в качестве основного элемента международных отношений, представляющих собой совокупность интеграционных экономических, политических, правовых, дипломатических, военных и других связей и отношениймежду государствами, системами государств, а также различными государственными и общественными институтами, действующими на международной арене.
Политическая наука рассматривает межгосударственные отношения как большую, сложную динамичную систему, имеющую собственную структуру. В качестве своих составных частей она охватывает целый ряд подсистем, различных по форме и характеру общественных отношений. В современную эпоху, когда существующие на мировой арене общественные системы развиваются и взаимодействуют в условиях целостного мира, в каждой из них, в свою очередь, складывается своя сложная система межгосударственных отношений, различных по своей природе. Кроме того, внутри всемирной системы межгосударственных отношений можно выделить национальные, региональные системы в границах больших географических районов Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и др.
Субъектами межгосударственных отношений выступают государства и их союзы, военно-политические объединения, интеграционные группировки, международные межправительственные и общественные (неправительственные) организации.
В практике общения субъектов межгосударственных отношений можно выделить несколько уровней.
Первый — глобальный. Главным его субъектом выступает ООН — крупнейшая международная организация, учрежденная в 1945 г. на основе добровольного объединения усилий суверенных государств в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности. Главные органы ООН, и прежде всего Совет Безопасности, формально становятся пультом управления взаимозависимым миром, сознательного регулирования происходящих в нем сложных процессов. Большую роль играет и деятельность международного Суда ООН. Признание примата права в межгосударственных отношениях требует уважения и четкого соблюдения решений этого органа, разумного самоограничения государств международно-правовыми нормами.
Практическую направленность приобретает функционирование и такой специализированной структуры ООН как миротворческие международные силы, действующие в разных частях земного шара.
Второй уровень — надрегиональный. До распада СССР к ОВД это были два блока — империалистических и социалистических стран, а также группировка стран движения неприсоединения. Ныне остались две группировки — НАТО и связанные с ней страны (Япония, Южная Корея и др.) и движение неприсоединения (около 100 развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, Океании и Европы). Ведущей силой в международных отношениях являются блок НАТО и США, мировая гегемония которых стала сегодня реальностью.
Третий — региональный. Его субъектами являются государства определенного географического района. На их базе создаются соответствующие региональные организации (ЕС, ОАГ и др.).
Четвертый — двусторонний. Это наиболее широко распространенный уровень межгосударственных отношений, субъектами которых выступают два государства.
Перечисленные выше уровни межгосударственного общения довольно специфичны, главным образом, потому, чтона международной арене нет единого центра власти. Там действуют государства, союзы государств, которые в принципе юридически равноправны и отношения между ними складываются в результате борьбы, исторического соревнования, соперничества, переговоров, разного рода соглашений и компромиссов. Государство, обладая монополией власти в пределах собственных национальных границ, вне их является одним из множества суверенных государств, и отношения между ними складываются не на основе подчинения, а на основе сотрудничества или противоборства. Любому государству в отношениях с другими странами постоянно приходится считаться с условиями внешней среды, с вопросами военной и экономической безопасности, зависящим во многом от обстоятельств, над которыми данное государство не властно. Поэтому любое государство моделирует свое поведение по отношению к внешней среде. Это поведение определяется природой государства и потребностями общества. Большую роль играет также характер внешней среды, в которой государство действует. Внешняя среда формально может быть представлена системой международных договоров и соглашений, условий которых государство придерживается. Они заключаются при обязательном соблюдении и выражении экономических, социальных, политических и иных потребностей государства.
Взаимодействия между государствами в настоящее время поддерживаются не только государственными, но и общественными организациями. Политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, антивоенные, экологические, благотворительные и другие общественные движения вносят немалый вклад в политику сближения народов и государств, располагают профессионалами высокого класса: это и ученые, бывшие политики, опытные журналисты.
Воздействие т. н. «народной дипломатии» на межгосударственные отношения может осуществляться двумя путями:
1) посредством контактов различных негосударственных структур, включая органы местного самоуправления;
2) путем широкого использования СМИ, которые должны адекватно доносить до общества и его руководящих органов мнение сограждан.
Вывод: Современная международная обстановка объективно требует комплексного подхода к решению проблемы межгосударственных отношений, развития сотрудничества народов не в какой-то одной сфере общественной жизни (например, экономике, экологии) . а одновременно в ряде сфер. Успех в достижении этой цели неразрывно связан с утверждением полного доверия в отношениях между государствами мира.