Тенденции в развитии современного государства
Правовой и социальный этапы не завершают развития современного государства. Некоторые политологи считают, что современные демократические государства вступают в новую экологическую стадию. Для нее характерно выдвижение на первый план проблемы выживания человечества, обеспечения экологических прав личности. В новых условиях государства совместно с обществом призваны предотвратить ядерную и экологическую катастрофы, наладить поддерживающий экологическое равновесие образ жизни.
В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из них —деэтатистская — состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, усилении самоуправленческих начал. Вторая тенденция —этатистская — проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного начала.
Вывод: Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные, информационные процессы, с помощью налоговой, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в хозяйственной сфере.
Заключение
В общем объеме государственной деятельности заметно сокращается удельный вес функции принуждения. Оно все реже используется для решения крупных общественных проблем, уступая место кооперации различных общественных субъектов. В целом же изменения, происходящие в государстве и обществе, не дают никаких оснований говорить об отмирании государства в обозримом будущем, как это утверждают анархизм и марксизм.
Развитие государства сопровождается значительным измененном характера его связей с другими элементами политической системы и прежде всего политическими партиями и движениями.
Лекция 5
Политический режим как способ функционирования политической системы. Типология политических режимов.
Понятие и признаки политического режима
Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen- управление). Политический режим - это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражающий уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.
Понятие политического режима получило распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.
Политический режим определяется следующими признаками:
~степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;
~соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированностью прав и свобод личности;
~характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе; степенью реализации политической власти непосредственно народом;
~положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;
~местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;
~соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти; характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;
~типом политического поведения; характером политического лидерства;
~учетом интересов меньшинства при принятии политических решений; доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;
~степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни; принципами взаимоотношения общества и власти;
~политическим и юридическим положением и ролью в обществе "силовых" структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);
~мерой политического плюрализма, многопартийности; существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.