Политическая система общества
Общество состоит из множества подсистем: экономической, политической, социальной, духовно-идеологической, правовой и др. Политическая система, представляя собой одну из подсистем совокупной общественной системы, занимает в ней особое место. Дело в том, что политическая система осуществляет политическую власть в обществе и в связи с этим она доминирует над всеми иными подсистемами.
Политическая система - это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть. Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативно-правовую и функционально-коммуникативную.
Институциональная подсистема включает в себя всю совокупность политических институтов, как формализованных, так и неформализованных. К формализованным институтам относятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно-политические объединения и организации, группы давления и др. Формализованные институты, по сути, создают политическую организацию общества с относительно устойчивой структурой и функционально-ролевой определенностью. К неформализованным относятся институты, не имеющие своего «постоянного» места (и роли) в политической организации. Они возникают спонтанно (эпизодически) по мере необходимости, но тем не менее, могут оказывать значительное влияние на принятие политических решений. К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов и др.) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов. В этот период, как правило, появляется большое количество политических блоков, движений, групп поддержки и т. д. На выборах, по сути, каждый избиратель становится субъектом политики, от которого зависит формирование тех или иных органов власти или стратегия развития политической системы и общества.
Каждый институт занимает определенное место в политической системе и эти места неравнозначны. Поэтому одни институты имеют больше возможностей влиять на политический процесс. Но тем не менее, каждый институт выполняет свои функции по принятию политических решений и контролю за их исполнением.
Нормативно-правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают пределы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу нормативно-правовой подсистемы составляют нормы конституционного права.
Нормативно-правовая подсистема задает общую направленность во взаимодействии всех субъектов политики, предписывает им общие «правила игры», придает системную целостность всем институтам политической системы.
Функционально-коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической «г системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культурой, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствами информации и др.
Форма политической системы зависит не только от наличия тех или иных политических институтов и правовых норм, но и оттого, какими людьми «наполняются» эти институты и какие отношения между ними возникают; имеют ли возможности и способности эти люди исполнять принятые законы, защищать свои интересы и «играть по правилам». Например, в политической системе Советского Союза имелись в наличии все необходимые для демократического общества институты, а конституция СССР 1937 года до сих пор считается одной из самых демократических в мире. Однако приоритет одной партии (ВКПб КПСС) над всеми иными политическими институтами и доминирование патриархальной политической культуры в обществе, позволили партийно-государственной элите установить тоталитарный режим власти в стране.
Демократическая политическая система предполагает правовое равенство основных политических институтов и соблюдение принципа их функциональной независимости. А определенный уровень политической культуры является необходимым условием для поддержания и воспроизводства демократических политических отношений.
Основные функции политической системы
Каждый институт политической системы имеет свои специфические функции и отражает (защищает) интересы определенных политических сил, социальных слоев, групп или общества в целом. Эти интересы, как правило, в чем-то противоречат друг другу или не совпадают принципиально. Поэтому функционирование потштической системы складывается из взаимодействий и противодействий различных субъектов политики (государственных органов, политических партий, общественно-политических движений и т. д.). Принимаемые политические решения, как правило, являются результатом компромисса различных политических сил, И тем не менее, существует ряд функций, которые являются обязательными для сохранения и развития политической системы в целом. Перечислим их:
· Согласование интересов различных социальных слоев, классов, групп. Снятие социального напряжения в обществе.
· Определение общих целей, задач и путей развития общества.
· Разработка конкретных программ деятельности и организация их выполнения.
· Распределение, перераспределение материальных и духовных ценностей между различными социальными общностями и сферами жизнедеятельности общества.
· Политическая социализация граждан: подготовка и включение индивидов в систему сложившихся политических отношений. В ходе политической социализации индивиды усваивают существующие в обществе правовые нормы и образцы политического поведения, становятся полноправными участниками политического процесса.
· Контроль за сохранением существующих институтов и правовых норм и внедрение новых.
· Легитимизация собственной деятельности: внедрение в сознание масс представлений о правомочности и эффективности функционирования существующей политической системы.
Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества. В ходе своего функционирования политическая система аккумулирует интересы и потребности различных субъектов политики, ранжирует их по значимости, приоритетности и вырабатывает соответствующие решения для их удовлетворения. Таким образом, система реагирует на требования социальной среды и адаптируется к ее изменениям.
Отношения в обществе находятся в постоянном движении и развитии. Чтобы соответствовать динамично развивающимся общественным отношениям, политическая система вынуждена так же развиваться. Жесткие статические системы, как правило, приходят в противоречие с общественным развитием и, рано или поздно, разрушаются или радикально реформируются.
Поэтому нормально функционирующая политическая система представляет собой синергетическую (саморазвивающуюся) систему, активно реагирующую на требования внешней среды.
Типология политических систем
Основным институтом политической системы является государство. длительный исторический период времени государство являлось единственным институтом политической системы, так как других политических институтов попросту не существовало. С возникновением негосударственных институтов (политических партий, общественно-политических организаций и др.), политическая система расширяет свои рамки и приобретает современные формы. Однако и в современном мире, в тех странах где существуют тоталитарные режимы и вся политическая сфера находится под контролем государства, политическая система, по сути, сводится только к государству.
Каждая политическая система является по своему уникальной. Но для удобства исследования их можно сопоставлять, типологизировать, выделяя общие признаки. для определения типа политической системы существуют различные основания. Рассмотрим некоторые из них:
· В зависимости от типа общества и характера политического режима политические системы можно разделить на тоталитарные, авторитарные и демократические.
· В зависимости от типа господствующей в обществе идеологии коммунистические, фашистские, либеральные, исламские и др.
· Формационный (классовый) подход предполагает деление политических систем по типам общественно-экономических фармации: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические.
· Цивилизационный подход предлагает деление политических систем по типам цивилизаций: традиционная (доиндустриальная), индустриальная, постиндустриальная (информационная).
· По степени открытости к внешней среде и способности к восприятию инноваций извне на открытые и закрытые.
· По характеру взаимоотношений между центром и местами - на децентрализованные и централизованные.
Существуют и другие основания типологизации политических систем.
Краткие выводы
· Политическая система - система институтов и отношений, определяющих жизнь общества и осуществляющих государственную власть.
· Политическая система включает в себя следующие институты:государство, политические партии и движения, общественно-политические организации и т. д.
· Кроме институтов в политическую систему входят политические отношения, политические нормы и принципы, политическое сознание и культура.
· Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества, в том числе и распределением ресурсов.
· В современном мире существует множество различных типов политических систем: демократические, авторитарные, тоталитарные и др.
Лекция 4