Занятие 1. Политическая система и ее функционирование
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: Подготовиться к контрольной работе, используя лекционный материал и учебную литературу.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Понятие политической системы, структура, функции, типология.
2. Основные концепции политических систем.
3. Политический режим: сущность, особенности, классификации.
4. Характеристика тоталитарного политического режима.
5. Характеристика авторитарного политического режима.
6. Особенности демократического политического режима.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1998.
2. Бегунов Ю.К. 13 теорий демократии. СПб., 2002.
3. Гуськов Ю. Миролюбие современной демократии: мифы и реальность. // Власть. – 2005. - №2.
4. Дарендорф Р. Искушение авторитаризмом. // Россия в глобальной политике. – Т.3 – 2005. - №5.
5. Дорожкин Ю. Актуальные проблемы модернизации политической системы России. // Власть. – 2012. - №10.
6. Иноземцев В.Л. «Превентивная» демократия. Понятие, предпосылки возникновения, шансы для России. // Полис. – 2012. - №6.
7. Лебедева Е.Б., Бусыгина И.М. Административно-территориальное деление в РФ: реформы и фактор политического режима. //Полис. – 2012. - №3.
8. Лейпхарт А. Сообщественная демократия. // Полис. – 1992. - №2-3.
9. Согрин В.В. Управляемая демократия: американский вариант. // Общественные науки и современность. – 2005. - №1.
10. Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм как политический феномен ХХв. // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - №1.
11. Сумбатян Ю.Г. Авторитаризм как категория политической науки. // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - №6.
12. Устименко С. Проблемы модернизации политической системы современной России
13. Хазов А. Характеристика политических режимов в постсоветской России. // Власть. – 2012. – №2.
14. Хайек Ф. Дорога к рабству. // Вопросы философии. – 1990. - №10-11.
Образцы тестовых и контрольных заданий:
1.Согласно Г.Алмонду, политическая система представляет собой:
а) совокупность институтов (таких как парламенты, суды, бюрократия), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп;
б) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;
в) совокупность устойчивых взаимодействий по поводу распределения власти;
г) совокупность стандартных отношений исполнителей политических ролей.
2.Целью исполнительных институтов власти является:
а) разрешение возникающих конфликтов и интерпретация правил;
б) применение негативных санкций по отношению к нарушителям норм;
в) воплощение в жизнь принятых решений;
г) законотворчество.
3. Какому типу политического режима соответствует следующая формулировка: «Неограниченная власть одного человека или группы людей, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества вне политических сфер»?
а) тоталитаризм;
б) либеральная демократия;
в) национал-социализм;
г) авторитаризм.
Используемая образовательная технология:
Контрольная работа
Занятие 2. Избирательные системы.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: Подготовиться к тестированию.
Темы для подготовки к тестированию:
1.Понятие и структура избирательной системы.
2.Выборы.
3.Мажоритарная избирательная системы
4.Пропорциональная избирательная система.
5.Смешанная избирательная система.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. Учебник. М., 2003.
2. Балашова Л.М. Избирательный маркетинг: формирование команды кандидатов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2002. - № 1.
3. Беляев А. ибирательные кампании: консолидация или разобщение общества? // Власть. – 2012. - №8.
4. Буглак О. Политическая реклама как составляющая часть предвыборной агитации. // Власть. – 2012. - №8.
5. Кошелюк М.Е. Технологии политических выборов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2004.
6. Лукашина Ю. Политические технологии в XXI веке. // Власть. – 2012. - №1.
7. Ляпина Т.В. Политическая реклама. - К. : Альтерпрес, 2000.
8. Мальцева Н.М. Грязные избирательные технологии: Мифы и реальность. - М., 2003.
9. Старцева С. Выборы как основная форма политического участия молодежи. // Власть 2012. - №1.
10. Урсу Н. Причины актуализации использования технологий политического манипулирования в СМИ в современной России. // Власть. – 2012. - №1.
Вопросы для дискуссии
1. Какую роль играют выборы в демократической политической системе?
2. Каковы достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?
3. Основная проблема при выборе избирательной системы состоит в определении того, какое правительство лучше: более сильное или более представительное? Что Вы думаете на этот счет?
4. Какие недостатки и отрицательные явления Вы видите в нынешней избирательной системе? Каким образом их можно устранить?
5. Как бороться с «черным» PR?
Образцы тестовых и контрольных заданий:
1.Что собой представляет мандат с точки зрения избирательного права:
а) удостоверение личности;
б) документ, удостоверяющий права и полномочия какого-либо лица;
в) документ, удостоверяющий право голосовать на выборах;
г) разрешение на участие в выборах.
2.Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что:
а) выборы являются всеобщими и равными;
б) победителем признается кандидат, получивший большинство голосов в своем округе;
в) голосование на участках является тайным;
г) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений.
3.Агитационный период избирательной кампании начинается:
а) со дня создания соответствующего избирательного фонда;
б) со дня выдвижения кандидата или федерального списка кандидатов;
в) со дня регистрации кандидата избирательной комиссией;
г) все неправильно
Используемая образовательная технология:
Тестирование. Для дискуссионных вопросов время обсуждения 5-7 минут.