КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ! '• ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА
Понятие государства включает в себя характеристику его сущности,
т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном
'' явлении, и социального назначения — служебной роли и исторической
' • цели. ' •
Марксизм научно обосновал, что политическая власть является ' одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.
. ' Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более семидесяти лет воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.
В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с классовых позиций, исходя из основополагающих указаний классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.
«Политическая власть в собственном смысле слова, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — это организованное насилие одного класса для подавления другого»1. «Государство, — утверждал Ф.Энгельс, — есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»2. Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим»3. «Государст-', во, — считал он, — есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом»)4.
Хотя приведенные и подобные им другие положения, выражавшие суть марксистского понимания государства в обществе с антагонистическими классами начиная со второй половины 40-х годов XIX в. и , вплоть до свершения Октябрьской революции и начала строительства социализма в России, играли прогрессивную роль в объяснении проис-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 447. |
2 Там же. Т. 22. С. 200-201.
3 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 73.
4 Там же. Т. 33. С. 8.
Тема 3. Сущность и типы государства
2. Классовое и общечеловеческое и сущности государства
хождения, сущности, функционирования и развития государства, нель
зя было придавать им всеобщего значения, превращать в догму и рас
пространять на все времена и страны, тем более в изменявшихся на
глазах исторических условиях. .
Такой подход обеднял и в известной мере искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене. Поэтому понятно, что в связи с коренными изменениями, происшедшими в мире после Второй мировой войны, трактовка государства исключительно с .классовых позиций вступила в противоречие с ходом развития государства не только в капиталистических странах Запада, но и в Советском Союзе, а после его распада — в России и других странах СНГ.
Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государ
ства необоснованно отвергал как идеалистические и ненаучные много
численные немарксистские учения о государстве от Аристотеля до Ка
утского, его нынешних последователей в западноевропейской социал-
демократии и современных буржуазных теорий. Несмотря на разнооб
разие и особенности этих учений, в том числе и в дореволюционной
России (Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин,
Н.М. Коркунов, М.М. Сперанский, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич
и др.), в большинстве своем представляющих огромную духовную цен
ность, почти все они, в той или иной мере отражая многовековой опыт
мирового развития, сходятся в понимании государства как института
социального компромисса и достижения общего блага. Однако при
всей привлекательности такого подхода он также односторонен: тогда
как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-на
сильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают
в государстве лишь другую его сторону — общесоциальную, общечело
веческую. • ' !
В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капита
ле» мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельнос
тью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы
всякого общества, и специфические классовые функции.
К сожалению, данный тезис, затронутый Марксом лишь мимохо
дом при рассмотрении другого вопроса применительно к рабовладель- '
ческому и буржуазному государству, не получил дальнейшей специ
альной разработки ни в самом, «Капитале», ни в более поздних трудах
Маркса, не повлиял на суть понимания государства его последовате
лями. - '
Между тем именно в приведенном суждении Маркса получает краткое синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и в немарксистском подходе к государству; делается шаг в направлении преодоления односторонности в трактовке государства, понимания его как единства двух его тесно взаимосвязанных сторон — общечеловеческой и классовой.
И действительно, любое государство, наряду с решением сугубо
классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой
не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел
относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных
.потребностей общества: организация здравоохранения, образования,
/социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство
ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью,
, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п. ••
: Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспе-: чения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.
Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.
Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности.
Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая полностью отказаться от классового подхода, ограничившись лишь общечеловеческим.
Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и
классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, это не застыв
шее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономи
ческого и политико-государственного развития, достигнутый уровень
прогресса и демократии. i
Соответственно в определенных условиях, например, в рабовладельческих и феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в ха-
4-1934
Тема 3. Сущность и типы государства
рактеристике сущности и социального назначения государства на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление.
Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых государствах Америки и Европы и в современном Российском государстве.
Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т.д.
Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого — признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.
Закрепление в статье 1 Конституции РФ нормы о том, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» не означает, однако, что правовое государство у нас уже создано, что ныне существующее государство стало правовым.
В действительности в приведенном положении Конституции РФ правовое государство рассматривается как цель, к которой мы стремимся, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России. Данный процесс должен быть органически пережит обществом, которое само должно созреть для этого экономически, политически, духовно, юридически. Вместе с тем нельзя не заметить, что процесс формирования и фактического утверждения правового Российского государства находится все еще в начальной стадии, осуществляется не вполне последовательно и недостаточно интенсивно.
Поэтому на первый план все более выдвигается задача тесного соединения теоретических представлений о том, каким должно быть правовое государство, с повседневной практической деятельностью государственных органов и муниципальных учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан по его реальному созданию.
В связи с этим важно иметь в виду, что демократия, правовое государство ничего общего не имеют с анархистским своеволием, правовым нигилизмом, распущенностью, вседозволенностью. Напротив, они
3. Признаки государства, отличающие его от др. организаций классового общества 51
предполагают необходимые для всего общества законность и правопо
рядок, при которых все равны перед законом и судом, закон обязателен
для всех без исключения, и никто из тех, кто нарушит его, не сможет
уйти от ответственности. |
Последовательное обеспечение законности и правопорядка — основа жизнеспособности и прочности демократии и правового госу-, дарства. '• , Подводя итог вышесказанному о двуединой общечеловеческой и
, классовой природе сущности и социального назначения государства, можно предложить один из возможных вариантов его краткого общего
' определения. Государство — это организация политической власти, не-
:! обходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел,
', вытекающих из природы всякого общества.
Учитывая, что государство весьма сложное явление, в ряду факторов (начал), оказывающих непосредственное влияние на его сущность и социальное назначение, кроме рассмотренных выше, в конкретных исторических условиях развития отдельных стран следует также иметь
' в виду религиозный фактор (Иран, Пакистан, Афганистан), нацио
нальный фактор (государства Балтии) и некоторые другие. Сказанное,
однако, не означает, что все эти факторы должны быть отражены в
определении государства вообще. При этом достаточно исходить из его
наиболее общих начал — общечеловеческого и классового. ;