Право и иные социальные нормы
Право и обычаи
Несмотря на имеющиеся отличия, нормы обычая также тесно взаимодействуют с правом.
- Древнейшее право возникло именно из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая тем самым юридический характер. И сегодня распространение получила такая форма права как санкционированный обычай.
- В некоторых случаях участники общественных отношений в рамках правового регулирования могут руководствоваться непосредственно обычаями.
Так, ст. 5 ГК РФ предусматривает, что в отдельных случаях участники гражданского оборота могут учитывать обычаи делового оборота. Ст. 129 Кодекса торгового мореплавания РФ устанавливает, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при его отсутствии - обычаями данного порта.
- Правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавая для них режим наибольшего благоприятствования, стимулировать их осуществление (празднование юбилеев, приведение соответствующих лиц к присяге и т.п.).
- Правовые нормы могут запрещать социально вредные обычаи, изгонять их из жизни, ограничивать сферу их действия. Так, в п. «л» ст. 105 УК РФ устанавливается ответственность за убийство, совершенное на почве кровной мести, то есть предусмотрено наказание за соблюдение обычая кровной мести.
- К обычаям, не носящие ярко выраженного социально ценного, либо вредного характера право относится нейтрально (торжественная регистрация брака, празднование дня рождения и т.д.).
Право и корпоративные нормы
Корпоративные нормы, в отличие от моральных и обычаев, имеют сходство с нормами права по формам существования. Они так же, как и право, закреплены в соответствующих источниках (уставах, положениях). Однако они отличаются от правовых норм как по действию и по кругу лиц, так и по характеру отношений. Нормы права общеобязательны, корпоративные же обязательны только для членов этих организаций. Если нормы права призваны регулировать широкий круг разнообразных общественных отношений, то корпоративные нормы регулируют только внутриорганизационные отношения.
По отношению к праву корпоративные нормы имеют тройственный характер.
Отдельные нормы и содержащие их акты, остаются нейтральными к праву (Устав общественной организации).
Другие (поскольку корпоративные нормы имеют письменные источники существования) могут санкционироваться государством без изменения текста. Причем, санкционирование может быть как предварительным (регистрация устава коммерческой организации), так и последующим. В частности, нормы, действующие в рамках отдельного предприятия (например, правила внутреннего трудового распорядка), согласно действующему законодательству (Трудового кодекса РФ) имеют непосредственно правовой характер. В науке они носят название «локальные правовые акты».
Правовые и корпоративные нормы могут взаимодействовать между собой в сфере установления правоспособности общественных объединений (кооперативных, профсоюзных) при оценке правомерности принятой общественной организацией решения.
Правовые нормы могут издаваться совместно органами общественных организаций и органами государства (например, совместные Постановления ЦК и Совета министров СССР).
Отдельные общественные объединения могут осуществлять в рамках права правоприменительные решения (примером могут служить имевшие место в СССР постановления товарищеского суда ).
Правовые нормы ( например, ст.30 Конституции Российской Федерации, ст. 4,6,17 Федерального закона «Об общественных объединениях») определяют сферу действия и направление регулирования корпоративных норм, корректируют их, показывают степень их обеспечения.
Существует такая форма санкционирования, как делегирование, когда с санкции государства общественные организации проводят самостоятельное правовое регулирование в отдельных сферах общественной жизни. В Советском Союзе такое право было, например, предоставлено профсоюзам, центральные органы которых своими нормативными актами могли регулировать отношения санаторно-курортного лечения, вопросы туризма и т.д.
Право и религиозные нормы
При характеристике взаимодействия права и религии следует различать два вида правовых систем. В одних (в государствах, где господствующей религией является ислам) нормы права полностью соответствуют требованиям Корана, содержащего религиозные догмы.
В других правовых системах (например, романо-германской) в условиях отделения церкви от государства религиозные и правовые нормы действуют параллельно. Однако следует иметь в виду, что право как самостоятельное социальное явление имеет и религиозные основания. В частности, многие правовые положения соответствуют заповедям Моисея.[19]
С другой стороны религиозные положения, нормы уставов религиозных объединений не могут противоречить Конституции и иным Законам государства.
Социальная ценность права
Таким образом, право является не просто одним из регуляторов общественных отношений. Это самый эффективный, наиболее значимый регулятор. Он безусловно занимает центральное место в системе социальных регуляторов. Это положение определяют и его признаки, и функции, и принципы деятельности. Действительно, как мы выяснили, право обладает такими свойствами (нормативность, системность, общеобязательность, формальная определенность, государственная принудительность, особый порядок реализации), которые обеспечивают полноту и определенность регулирования, реальность правовых предписаний, их практическую реализуемость. Одновременно праву свойственны специфические демократические и гуманистические принципы (гуманизм, справедливость, законность и т.д.). Именно благодаря им в общественную жизнь вносятся идеи добра, справедливости, гуманизма и человечности. Наконец, право воздействует на общественные отношения в самых различных направлениях, осуществляет самые разнообразные функции (статическую, динамическую, охранительную, воспитательную), что позволяет обеспечить динамику и устойчивость общественных отношений, их стабильность и защиту.
Учитывая эти особенности права, можно сказать, что оно не просто эффективный регулятор, а социальное явление, имеющее известную ценность. Причем в науке отмечается две стороны ценностной оценки права. Отдельные авторы утверждают, что право имеет инструментальную ценность. Действительно, право является важнейшим инструментом в руках государства. Без права государство не только не могло бы осуществлять свои функции, но и не могло бы существовать как самостоятельное явление.
Однако большинство авторов не ограничиваются такой характеристикой, а видят в нем самостоятельную социальную ценность. Ценность права чрезвычайно широка.
Оно весьма ценно для личности, отдельного человека. Благодаря праву обеспечивается социальная свобода личности, обеспечиваются и охраняются от нарушений ее права, такие, как право на жизнь, на собственность, политические и личные права и свободы.
С другой стороны, право весьма ценно не только для отдельной личности, но и для общества в целом. Благодаря праву обеспечивается его стабильность, эффективное и целенаправленное развитие. Из общественной жизни благодаря праву исключается произвол, своеволие и бесконтрольность отдельных индивидов и их групп, обеспечивается соответствие социальной системы иным социальным ценностям и идеалам. И, наконец, как указывалось, право ценно и для государства, ибо без права не было бы государства как явления, способного осуществлять присущие ему функции.
Следовательно, право представляет собой высочайшую самостоятельную социальную ценность наряду с такими ценностными, общественно значимыми явлениями как свобода, власть, государство. Поэтому дальнейшее развитие общества невозможно без постоянного совершенствования права, улучшения его функционирования, совершенствования его принципов, форм и методов регулирования.
Вместе с тем, значимость права не беспредельна. При характеристике его ценности и эффективности следует видеть и учитывать их пределы. Как указывалось в литературе, «право – фактор общественного развития, пределы действия которого детерминированы социально обусловленной мерой использования его социально полезных свойств» [20]. Прежде всего, следует учесть, что посредством права в эксплуататорском обществе осуществлялись различные формы эксплуатации (в частности, рабовладельческом праве рабы не признавались его субъектами). В тоталитарных режимах господствующая элита использовала право в том числе и для снижения демократизма, ущемления прав и свобод индивидов. Именно с помощью права формировались такие недемократические режимы, как фашистский, расистский и др. Ненадлежащая использование в целом полезных свойств права может привести к негативным результатам. В частности, формальная определенность права может породить его «формализм», исключающий учет не только индивидуальных особенностей, но и излишнюю «зарегулированность», снижающую свободу деятельности, участников отношений. Излишний формализм процесса способен привести к его затягиванию. Государственно - принудительный характер права при соответствующих политических условиях может привести к усилению репрессивных мер, к ущемлению прав и свобод человека. Поэтому, подчеркивая социальную ценность, положительные свойства права, следует учитывать и пределы, и границы возможностей права.
Литература к теме
Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. - М.: Наука, 1988.
Берман Г. Вера и закон: примирение права и религии. - М., 1998.
Выгорбина А.Е. Этика права. - М.: Вузовская книга, 2005.
Болдырева Д.П. Правовая культура. - М.: Моск. юрид. институт, 1988.
Козлихин И.Ю. Право и политика. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.
Корпоративное право: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.
Мальцев Г.В. Нравственные основания права. - М.: Изд-во СГУ, 2008.
Минниахметов Р.Г. Право и социальные нормативы общества. - М.:Изд. дом «Право и государство», 2005.
Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. - М., 1986.
Папаян Р.А. Христианские корни современного права. - М.: Норма, 2002.