Право и другие социальные нормы !ч

Право отличается от иных социальных норм в основном теми же
признаками, что и от моральных. Соотношению права и морали было
уделено сравнительно большее внимание потому, что это — два наибо­
лее важных и распространенных регулятора общественных отношений,
с которыми люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни.
С указанными регуляторами непосредственно и прежде всего связана
юридическая наука. Однако необходимо кратко остановиться и на вза­
имодействии права с другими социальными нормами, выяснить специ­
фику и роль последних. ;^>:

Соотношение права и обычаев. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связа­ны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими соци­альными нормами. Исторически право как система норм в значитель­ной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались: луб"

1 См.: НГ-Религии. ШЭ.Зфевр. '

личной властью по мере практической необходимости. Уже в этом заключается их генетическое родство. Данный процесс в принципе яв­ляется постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин,'корней, тра­диций.

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распро­страненные в определенной сфере правила поведения, которые в резуль­тате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки — мощное сред-, ство формирования менталитета личности. Не зря говорят: привы-1 чка — вторая натура.

Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста, рамадана). Подобные социальные стереотипы име­ются у всех нарбдов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древней­шая форма социальной регуляции.

Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем ис­полнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощу­щается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважа­ющего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососед­ство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочув­ствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устрой­ство свадьбы, новоселий и т.д.). Традиции обязывают...

Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего досто­инства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как. завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой воро­ной», эгоистом и т.д.

В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обыч­ное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи по­тому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, Им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразу-^еваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм, всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно



Тема 14. Право в системе социальных норм

4. Право и другие социальные нормы




право и другие социальные нормы !ч - student2.ru

руководствоваться1. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: «Гра^. данин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество если иное не вытекает из закона или национального обычая». ;

Но во всех случаях правовые обычаи должны находится в пределах
правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их граница­
ми. И, конечно, они не могут противоречить действующему законода­
тельству.: Правовые обычаи призваны способствовать правореализаци-
> онному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического
опосредования разнообразных общественных отношений. Правовой
обычай является одним из источников (форм) права. ;«

Примеры правовых обычаев. Статья 5 ГК РФ, посвященная рбы-
чаям делового оборота, гласит: «Обычаем делового оборота признается
сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правопри­
менительной деятельности правило поведения, не предусмотренное за­
конодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо
документе». В ст. 848 того же Кодекса говорится: «Банк обязан совер­
шать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида
законом, установленными в соответствии с ним банковскими правила­
ми и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборо­
та, если договором банковского счета не предусмотрено иное». Анало­
гичные ссылки на обычаи содержатся в статьях 852, 853, 862 и других
нормах Гражданского кодекса. , ^.

Статья 129 действующего Кодекса торгового мореплавания от 31 марта 1999 г. гласит, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — обычаями данного порта.

Статья 99 Конституции РФ, не употребляя слова «обычай», тем не
менее закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому
«первое заседание Государственной Думы открывает старейший по
возрасту депутат». По мнению Е.В. Колесникова, именно на основе
соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне Госу­
дарственного флага РФ, о символике России, о возвращении некото­
рым городам и населенным пунктам их старинных названий; введена
процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народов
президентов и губернаторов, принятия ими присяги2. Сохраняется
обычай увековечивать память выдающихся людей — государственных
и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художни­
ков; лиц, погибших в Великой Отечественной войне. |.

1 Подробнее см.: Сергеева Т.В. Обычай гак источник права// Правоведение. 1997. № !••
"•' См.: Колесников Е. В. Источники российского конституционного права. Capa'i0"'
1998. С. 179-190. : •••

Что касается неправовых (общегражданских) обычаев, то их вели­кое множество, и те из них, которые носят прогрессивный характер, право поддерживает; к другим относится безразлично (нейтрально), поскольку они не причиняют никакого вреда, с третьими (вредными) ведет борьбу, стремится вытеснить их (пьянство, некоторые местные традиции горских народов — калым, выкуп невесты, кровная месть, феодально-байские пережитки в семье, разного рода предрассудки, от­дельные нормы шариата, публичные казни и т.д.). Есть обычаи, кото­рые связаны с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством

полов и т.д.

Но, например, ношение холодного оружия (кинжала) как атрибута
национального костюма допускается. Снисходительно относится
право и к умыканию невесты (чаще всего — с согласия «похищаемой»)
при условии, что жених ее не обесчестил. Хотя по закону такое деяние
наказуемо. Право, государство подходят к тем или иным обычаям
дифференцировано — старые, неугодные отсекаются; новые, полезные
поощряются. Следует иметь в виду, что в обычаях есть немало кон­
сервативного, застывшего, неприемлемого. Это — наслоение ушедших
времен. .

В связи с развитием в России рыночных отношений и переходом от запретительных методов правового регулирования к дозволительным роль юридических обычаев возрастает. К этому ведет расширение эко­номической свободы личности, действие принципа «не запрещенное законом разрешено», стимулирование предпринимательства, частной

инициативы.

Право и религия. Как известно, церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нрав­ственной, культурной жизнью. Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим

фактором. !

Все представители религиозных организаций, объединений, кон­фессий, общин, которые существуют на территории Российской Феде­рации, руководствуются при осуществлении ими конституционного права на свободу совести как своими внутрирелигиозными правилами и убеждениями, так и действующим законодательством РФ. В настоя-Щее время только Русская Православная Церковь насчитывает 127 епархий, свыше 19 тыс. приходов и 478 монастырей.

Последним основным правовым актом, регулирующим деятель­ность всех видов религий в России (христианство, иудаизм, ислам, Уддизм), является Федеральный закон «О свободе совести и о рели-Гиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.



Тема 14. Право в системе социальных норм

4. Право и другие социальные нормы




Данный закон определяет также взаимоотношения между церко­вью и официальной властью, в нем переплетаются правовые^ неко­торые религиозные нормы. Церковь уважает право, законы, установ­ленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма. Свобода вероисповедания — важ­нейшая черта гражданского демократического общества. Возрождение религиозной жизни, уважение чувств верующих, восстановление по­рушенных в свое время храмов — несомненное духовное достижение новой России.

0 тесной взаимосвязи права и религии говорит тот факт, что многие
христианские заповеди, такие, например, как «не убий», «не укради»,
«не лжесвидетельствуй» и другие закреплены в законе и рассматрива­
ются им как преступления. В мусульманских странах право вообще
основывается в значительной мере на религиозных догматах (нормах
адата, шариата), за нарушение которых предусмотрены весьма суровые
наказания. Шариат — это исламское (мусульманское) право, а адат -
система обычаев и традиций1. • '

В первые годы советской власти у нас тоже допускалось в порядке
исключения применение подобных норм в некоторых местностях
Средней Азии и Кавказа. А, например, в Чечне они до сих пор приме­
няются, но уже без одобрения федеральных властей. В 1997 г. чечен­
ский шариатский суд приговорил несколько человек, в том числе одну
женщину, к расстрелу, и приговор публично был приведен в исполне­
ние. Шариатское право заменило собой светское законодательство. Это
значит, что Чечня постепенно становится мусульманским государст­
вом. Высший шариатский суд республики пытается стать над .всеми
структурами власти, влиять на деятельность парламента, президента,
правоохранительных органов; он снимает и назначает ответственных
чиновников, подвергает их наказаниям. Создана служба шариатской
безопасности. . ' • м

Религиозные нормы как обязательные правила поведения верую­щих содержатся в таких известных исторических памятниках, как. Ста­рый Завет, .Новый Завет, Коран, Талмуд, Сунна, Священные: книги буддизма, а также в текущих решениях различных соборов, коллегии, собраний духовенства, руководящих структур церковной иерархии. Русской Православной Церкви известно каноническое право. f,;

В Конституции РФ, говорится: «1. Российская Федерация — свет­ское государство. Никакая религия не может устанавливаться в каче-

1 Подробнее об этом см.: СюкчяйкечЛ. Р. Шариат: религия, нравственность, прап°
// Государство и право. 1996. № 8. '' :.

стве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14). «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними» (ст. 28).

«Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение воинской службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» (п. 3 ст. 59). Однако закон об альтернативной гражданской службе пока не принят.

Следует отметить, что в последнее время свобода вероисповедания все чаще стала вступать в противоречие с идеями прав человека, гума­низма, нравственности и других общепризнанных ценностей. Сегодня в России действует около 10 тыс. так называемых нетрадиционных религиозных объединений. Не все из них выполняют действительно общественно полезные или по крайне мере безвредные функции. Име­ются отдельные культовые группы, секты, чья деятельность далеко не­безобидна и носит, по сути дела, социально деструктивный, морально осуждаемый характер, особенно зарубежные, в том числе католичес­кие, протестантские. Штаб-квартиры некоторых религиозных сооб­ществ находятся в США, Канаде и других странах. , .

В прессе обращается внимание на то, что как только граждане Рос­сии начали проявлять массовый интерес к религии, в страну хлынул поток всевозможных миссионеров с настойчивым намерением втянуть в орбиту своих вероучений как можно больше людей. Открывают у нас свои представительства, центры, резиденции. Известно, что на протя­жении 70 лет религиозные устремления советских граждан всячески глушились, подавлялись, но потом вдруг все сразу было разрешено. " результате возник процесс, который фактически стал неуправляе­мым и не отвечающим общественному благу. Из одной крайности уда-рились в другую.

Недаром некоторые религиозные структуры называются «тотали­тарными», например, такие, как «Белое братство», «Свидетели Иего-ВЬ1>>, «Адвентисты Седьмого дня», «Мормоны», «Глобальная страте-Ия», «Харизматическая церковь», «Церковь последнего завета», дви-*ение «пятидесятников» и др. Их «тоталитаризм» состоит в том, что °ни пытаются всю жизнь человека поставить под свой контроль, огра-1 ичивают всякие иные связи и отношения — личные, общественные, е^ейные, гражданские; отговаривают от службы в армии, навязывают в°и правила, стремятся полностью завладеть душой «верующего»,



Тема 14. Право в системе социальных норм

4. Право и другие социальные нормы




подчинить себе его волю. Человеку, попавшему в ту или иную секту
трудно потом из нее выйти. Иногда от члена секты требуют жертво­
приношения, на это.й почве совершаются ритуальные убийства и само­
убийства. ,.• •"'.•.• .;,

Как невиданный вандализм, оскорбление чувств верующих, разжи­гание религиозной вражды и экстремизма была расценена российской общественностью акция на выставке-распродаже в столичном Манеже, где каждый желающий мог за|небольшую плату разрубить православ­ные иконы или нарисовать на них свастику, т.е. надругаться. По данно­му факту было возбуждено уголовное дело. Решительно осудил осквер­нение святынь Патриарх Московский и всея Руси Алексий II'i i,

Таким образом, в сфере реализации права на свободу совесщзаро-
дились:и активно распространяются негативные тенденции, которым
право, власть, законы должны эффективно противостоять, не допус­
кать разрушения многообразного духовного мира личности, благотвор­
ного влияния на жизнь общества традиционного для нашей страны
православия, других цивилизованных религий. ;

Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы — это'пра-
вила поведения, по которым живут и действуют различные обществен­
ные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры,
союзы и другие образования негосударственного характера (професси­
ональные, творческие, научные, женские, молодежные, ветеранские,
просветительские, спортивные, культурные, экологические, оборон­
ные, технические и т. д.). :

Эти правила содержатся в соответствующих уставах, решениях, по­
ложениях, программах, других документах указанных структур. 'Кор­
поративные нормы тесно связаны с правовыми, особенно теми, кото­
рые определяют порядок образования, регистрации и деятельности;'об-
щественных организаций и объединений. Специфика корпоративных
форм во многом зависит от специфики той или иной организации, а
многообразие форм — от разнообразия норм общественной самодея­
тельности, граждан. ' :

Конституция РФ провозглашает: «Каждый имеет право на объеди­нение, включая право создавать профессиональные союзы для зашиты своих интересов. Свобода деятельности общественных организаций га­рантируется» (ст. 30). «Общественные объединения равны перед зако­ном» (ст. 13).

Однако существуют и определенные ограничения. Так, в упомяну
той статье 13 (п. 5) говорится: «Запрещается создание и деятельность
общественных объединений, цели которых'или действия которых: на-
----------------------------------------------------------------------------------------------- ,| ,|

1 См.: Российская газета. 1998. 29 дек. л

правлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопаснос­ти государства, создание вооруженных формирований, разжигание со­циальной, расовой, национальной и религиозной розни».

При этом признается политическое многообразие, многопартий­ность, фиксируется, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Хотя само собой разу­меется, что у Российского государства есть определенные жизненные идеалы и ориентиры.

Корпоративные нормы — один из видов социальных норм, они вхо­дят в общую нормативно-регулятивную систему общества. Нормы об­щественных организаций регламентируют в основном их внутренние вопросы и отношения (цели, задачи, функции, права и обязанности членов, условия выступления и выхода или отчисления, формирование руководящих органов, меры ответственности, взыскания, членские взносы и т.д.).

Некоторым общественным организациям государством делегиро­
вано право издавать отдельные нормативно-правовые акты, например,
профсоюзным, кооперативным, хозяйственным, коммерческим и дру­
гим. В этом случае создаваемые ими нормы, опираются уже на прину­
дительную силу государственной власти, за их нарушение могут пос­
ледовать юридические санкции. Немало подобных норм содержится в
уставах конкретных колхозов, жилищных, строительных, дачных, га­
ражных и других кооперативов. Нередко эти уставы просто дублируют
нормы соответствующих ведомственный инструкций и поэтому мало
чем отличаются от правовых, за исключением сугубо внутриорганиза-
Ционных. :

В период выборов многие общественные объединения, политичес­кие партии, движения выступают субъектами государственно-право­вых отношений, они имеют право выдвигать своих кандидатов в депу­таты, назначать своих представителей в избирательные комиссии, при этом несут соответствующие обязанности и ответственность за соблю­дение законодательства.

Правовые и политические нормы. Право и политика традиционно Рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообу-сдовленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внут­ренней и внешней политики любого государства реализуется через пРаво, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями Проводниками этой политики. Если же иметь в виду такой ведущий Равовой акт, как Конституция, то она, как известно, закрепляет осно-Ь1> принципы, цели, направления государственной политики, фикси-и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие



Тема 14. Право в системе социальных норм

5. Правовые презумпции и аксиомы




в государственной, и общественно-политической жизни страны^ Кон­ституция представляет собой политико-юридический документ.

Со времен Аристотеля политика обычно трактуется как искусство управления людьми, обществом, государством. Управление же осу­ществляется опять-таки с помощью права, юридических средств; и ин­ститутов. Особенно это характерно для правовых государств с развитой демократией, совершенными законами, правовой культурой. Но даже и тоталитарные, полицейские государства не могут обойтись без права. Другое дело — в каких целях оно используется.

' Политика есть также искусство возможного, искусство компромис­
сов, согласования желаемого и объективно достижимого, умение счи­
таться с реальностью. За пределами возможностей начинается волюн­
таризм, субъективизм, а нередко и авантюризм, все то, что находится
уже вне правового поля, вне юридических процедур. Свободная от
права политика есть произвол, своеволие. > < v.

Б более строгом смысле слова политика определяется в науке как
особая, обширная область взаимодействия между классами, партиями,
нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и
населением, гражданами и их объединениями. Конечно, это наиболее
общая, абстрактная дефиниция, но она верно отражает важнейший и
сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир поли­
тических ценностей, идеалов, интересов. Данную сферу как раз урегу­
лируют политические нормы. , \:

Политические нормы — это правила поведения многочисленных и
разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллектив­
ных), участников политического процесса, политических отношений.
Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, лро-
граммах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических
партий и движений. ' • . • ,-;;,

В тех случаях, когда политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых. Во­дораздел между политическими и юридическими нормами провести порой весьма трудно, так как они тесно переплетены, а.чаще всего сливаются (например, в статьях Конституции). Это наблюдается^ в Д£" ятельности как законодательной, так и исполнительной власти/ 'Ведь законы, иные нормативные акты имеют, как правило, не только эконо­мическое, но и политическое обоснование. Но между правовыми ч политическими нормами могут быть и противоречия.

В политической области имеются свои традиции, общепринятые правила, требования, принципы, эталоны. Существует политическая этика, т.е. свод устоявшихся канонов, которых обычно придерживают ся честные, добросовестные политики. Главные из них — это соблЮД6

ние законов, морали, установленного порядка, уважение оппонентов, правдивость, служение общественному долгу, благу.

К сожалению, современная российская политика — не самая, мягко говоря, чистая сфера отношений между людьми. Жизнь постоянно де­монстрирует примеры нарушения (несоблюдения) элементарных пра­вил политического поведения. Особенно это проявляется в период вы­боров (война компроматов, дискредитация соперников, распростране­ние о них ложной информации, интриги, подкуп избирателей, пустые обещания кандидатов в депутаты, теневое финансирование, заказные статьи в прессе, проникновение во власть криминала и т.д.).

Участники политических баталий очень часто действуют по прин­ципу: цель оправдывает средства, победителей не судят. Создаются и используются так называемые избирательные технологии, имиджмей-керовские фирмы, другие хитроумные приемы. Оказывается психо­логическое давление на избирателей вплоть до угроз; вошло в практику манипулирование общественным мнением. Власть, право, законы при­званы эффективно противостоять всем этим явлениям, пресекать наи­более грубые извращения нормальной, цивилизованной, политики. Политические нормы должны также строго соблюдаться, как и пра­вовые.

Наши рекомендации