Культура первой половины ХХ столетия
(…) Панорама художественной культуры начала XX века весьма разнообразна, но её специфической особенностью явилось наличие такой художественной системы как модернизм. Понятием «модернизм» обозначают всю совокупность тенденций и стилей культуры ХХ в.: экспрессионизм, футуризм, дадаизм, имажизм, сюрреализм, «новый роман», «театр абсурда» и т. д. Модернизм – общее условное обозначение направлений искусства XX века, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития: декадентством( лат. dekadentia - упадок) бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем; авангардом(франц. - avantgarde - передовой отряд), манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.
Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости, преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно, в различных видах искусства это выразилось: в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве; в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке; в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д. Наиболее яркие направления модернизма, проявившие себя динамично в первой половине XX в. в таких направлениях как дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм.
Большое влияние на практику модернизма оказали идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше; учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского; психоанализ 3. Фрейда и К. Г. Юнга; экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю; теории социальной философии Франкфуртской школы: Т. Адорно и Г. Маркузе.
Модернизм в литературе зарождается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета в 20 – е гг. одновременно во всех странах Западной Европы и в Америке. Одним из отцов-основателей этого направления в литературе стал М. Пруст (1871 – 1922 гг.) К числу ярких проявлений модернизма в литературе относятся произведения, написанные в технике «потока сознания»: Дж. Джойса, Г. Стайна, У. Фолкнера. Модернизм в литературе имел такие особенности как: моделирование реальности, убежденность в том, что сознание первично, представление о том, что понятие реальности растворяется в аллюзиях, реминисценциях, цитатах, воспоминаниях; освещение того, что конфликт уходит вглубь сознания (Дж. Джойс, «Улисс»; У. Фолкнер, «Шум и ярость»), подчёркнутость того, что понятия «семейности» и связанных с ней проблем отсутствует (Э. Хемингуэй, Г. Гессе), либо - распад семьи (У. Фолкнер), бессмысленность войны (А.Барбюс)
В поэзии начала XX в. особое место занимает творчество испанского поэта Ф.Г.Лорки (1898 - 1936 гг.). Важнейшие мотивы поэзии Лорки - Любовь и Смерть, Любовь как Судьба и как синоним Свободы, Смерть как насилие, противопоставление, столкновение. Яркий образный язык поэта создает необыкновенные образы, олицетворяя силы природы, которые играют особую эмоциональную роль в передаче тонкого и точного видения мира («Стихи о Канте Хондо», «Цыганское романсеро»).
Экспрессионизм в литературе представлен творчеством Ф.Кафки (1883 - 1924гг.). В его абсурдных произведениях предстает перед читателем страх и растерянность героев перед лицом враждебного человеку мира, бессилие и вместе с тем смятенные поиски выхода.
В конце 20-х гг. XX в. складывается литература «потерянного поколения» , появившаяся после окончания Первой мировой войны и представлена произведениями Р. Олдингтона(1892 - 1962 гг.), Э.М. Ремарка (1898 – 1970 гг.) и Э. Хемингуэя(1899 – 1961 гг.). В отличие от искусства модернизма, показавшего войну как универсальное безумие, мистическое и непредсказуемое, литература «потерянного поколения» пыталась найти конкретные социальные и психологические, нравственные и политические причины безумия и показать его как вину цивилизации, не сумевшей противостоять войне.
Ещё одним направлением в литературе начала века был экзистенциализм(лат. exsistentia – существование), который не был распространён широко, однако он окрашивал мироощущение таких писателей, как Ф. Кафка и У. Фолкнер. Усиление интереса к экзистенциализму в кругах западной интеллигенции началось в годы фашистской экспансии. Причиной увлечения им является разочарование в возможностях и человеческой личности, и культуры, не сумевших противостоять фашизму. Идейным вдохновителем экзистенциализма стал Жан-Поль Сартр (1905 - 1980 гг.). Восприняв идею Ницше «бог умер», Сартр в своей философской системе отталкивался от абсурда как объективной бессмыслицы человеческого бытия.
Направлением,провозгласившим изображение сферы бессознательного главной целью искусства, являлсясюрреализм (от франц. surrealisme - надреализм, сверхреализм). Как самостоятельное художественное направление сюрреализм возник в 20-х годах XX в. во Франции. В литературе этого направления определяющим стал принцип «автоматического письма», то есть скоростной записи первых пришедших в голову слов или обрывков речи во всем их причудливом сочетании, проявившиеся в произведениях А. Бретона, Л. Арагона, П. Элюара.
Другим направлением модернизма стал дадаизм (франц. dadaisme от dada – лошадка, конек; в переносном смысле – бессвязный детский лепет) – авангардистское направление в западноевропейском искусстве, сложившееся главным образом в Швейцарии, Франции и Германии во время Первой мировой войны.Основателями дадаизма являлись поэты Т. Тцара и Р. Гюльзенбек, художник Г. Арп. Единственной реальностью дадаисты считали воображение, подчиняющееся единственному закону – случайности. В Германии появились так называемые «политические дадаисты» - Р. Гюльзенбек, Р. Хаусман, В. Меринг, выступавшие против традиционных ценностей и военной угрозы.
Важнейшим литературным и культурологическим понятием эпохи рубежа веков является декаданс (позднелат. decadentia – упадок) – выражение кризисных, пессимистических, упадочных в искусстве и культуре. Наиболее отчётливо он проявился в романах Ж. – К. Гюисманса, пьесах О. Уайльда. Отдельными чертами декаданса отмечено творчество Д.Г. Россетти, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинка и других.
Особое место в литературе начала века занял реализм,представителями которого были С.Цвейг, Б.Шоу,Т.Манн, Дж.Голсуорси, Т.Драйзер.
Разнообразие литературных направлений, жанров, форм, стилей, расширение тематики, проблематики и сферы изображаемого, новаторские изменения в поэтике, – все это стало следствием сложного парадоксального характера эпохи.
Живопись стиля модерн наполнена аллегорическими мотивами, выражающими отношение живописцев к войне, смерти, греху, любви. Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм(от франц. fouves — дикие). Фовистами назвала французская критика группу молодых художников, в которую входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке особенно активно выставлявшие свои работы в 1902-1907гг. Для фовистов характерно стремление к яркому открытому цвету, который они широко использовали в жанре пейзажа.
Характерный для всех группировок дадаистов протест против общепринятого взгляда на искусство как отражение прекрасного, вылился в отрицание искусства. Основой творческого процесса становится алогизм, случайные процессы, импровизация, фотомонтаж, набор сюжетов. Среди живописцев-дадаистов наибольшую известность приобрёл М. Дюшан, пытавшийся ввести в художественную культуру так называемую ready - made (англ, «вещь промышленного производства»). В 20-е годы во Франции большинство дадаистов переходит к сюрреализму, а в Германии - к экспрессионизму.
Наиболее ярко сюрреализм проявил себя в творческом постулате «соединения несоединимого». В этой связи особую популярность получило творчество известного испанского художника С. Дали (1904-1989 гг.). В Германии начало экспрессионизму положила деятельность художников Дрезденской группы «Мост» : Э. Кирхнер, Э. Хеккель, О. Мюллер
Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до середины 20-х годов XX века. Однако, главная его черта - обостренно-контрастное видение мира - серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и Америки.
Другим направлением в живописи этого периода является кубизм.Его основные принципы были созданы в Париже в 1907-1914 годах П. Пикассо и Ж. Браком. Кубизм демонстративно использовал плоскую, двухмерную плоскость картины, отрицал традиционные приёмы передачи оптической перспективы, геометрическую проекцию, светотень, моделирование пространственных объёмов.
В начале века особое внимание было обращено на новые строительные материалы — металлы, железобетон, стекло, в облицовке — керамику, поливные изразцы, которые осмысливались эстетически. Архитекторы модерна предпочитали асимметрию в группировке объемов зданий и в расположении оконных и дверных проемов. Они придавали отдельным частям домов и декоративным деталям «обтекаемые» формы, вялые, неопределенные очертания. В отделке нашли широкое распространение манерный абстрагированный орнамент, мотивы водорослей, стилизованных болотных растений, женских голов с распущенными волосами. Нередко декоративные мотивы модерна смешивались с сильно измененными формами «исторических» стилей. Крупнейшими представителями модерна были венские архитекторы О.Вагнер (1841 – 1917 гг.) и И. Ольбрих (1867 – 1908 гг.), бельгийский архитектор Ван-де-Вельде (1863 – 1957 гг.), американский – Л. Салливэн (1856 – 1924 гг.), английский – Ч. Макинтош (1869 – 1928 гг.).
Рациональная архитектура родилась после Первой мировой войны, когда появилась большая потребность в жилье. Главные её принципы сводятся к рациональности и функциональности. Основным стала демонстрация и использование новых материалов – стекла, стали, армированного бетона. Предпочтение отдавалось кубическим и призматическим формам с плоскими крышами. Принцип симметрии был заменен на асимметрию. Представителями этого направления в архитектуре являются: А. Лоосс (1870-1933 гг.) в Австрии, Мис Ван дер Ройя (1886-1965 гг.) в Америке, Ле Корбузье (1887-1965 гг.) во Франции, Д. Терраньи (1904-1943 гг.) в Италии. К этому же направлению относится школа Баухауса.
Архитектура неопластичная и органическая появилась в Голландии в рамках движения «De Stijl», по названию журнала, созданного Т. Ван Доесбургом (1883-1931 гг.) и П. Мондрианом (1912-1872 гг.). Лейтмотив этого направления – «превзойти естественную форму и убрать всё, что противостоит чистоте художественного выражения» - по сути означал: убрать исторические формы.
На практику архитектуры огромное влияние оказали взгляды Ш. Э. Ле Корбюзье (1887-1965 гг.), который одним из первых в своих зданиях использовал железобетонный каркас, крыши-террасы, большие плоскости остекления на фасаде, открытые опоры в нижних этажах здания, свободную планировку этажей. Органическая архитектура была введена Ф. Л. Райтом (1869-1959 гг.), который проповедовал принцип свободной архитектуры в свободном пространстве, идеалом которой является целостность и единение с природой.
Экспрессионистская архитектура зародилась в Германии после Первой мировой войны. Эта архитектура ориентирована на форму, фантазию, нерациональность. К этому направлению относятся представители так называемой Novembergruppe, такие как Э. Мендельсон (1887-1953 гг.) и Б. Таут(1880-1938 гг.).
Музыкальное искусство начала XX века прошло под знаком поиска новых форм выражения. Одной из особенностей музыкального языка этого периода стало обращение к принципам и жанрам, характерным для эпохи барокко, классицизма и позднего Возрождения, а также обращение к фольклору, музыкальным традициям различных европейских национальных школ.
Расцвет и одновременно кризис романтического направления в музыке проявился в творчестве Р. Штрауса (1864-1949 гг.) и Г. Малера (1860-1911 гг.).
Музыкальный импрессионизм нашёл своё выражение в творчестве К. Дебюсси; черты его проявились и в музыке М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмитта, Ж. Ж. Роже-Дюкаса .
В противоположность этому явлению во Франции появилось направление, которое критики определили как «музыкальный конструктивизм». Его выразителями стали Л.Дюррей, Ж.Мийо,Ф Пуленк.
Революцию в музыкальном искусстве совершил джаз – форма музыкального выражения, сложившаяся на основе африканкой и европейской музыкальной культуры в США. Импровизация стала основой джазовых произведений Л. Армстронга, А.Ходеса, Б.Гудмена.
Модерн помог стать одним из видов искусства кинематографу. Одним из основоположников киноискусства является директор одного из парижских театров Ж. Мельес (1861-1938 гг.). Он первым стал снимать фильмы по сценариям, использовать трюки и спецэффекты. Одним из наиболее известных фильмов Мельеса является «Путешествие на Луну» (1902 г.). В 1908 г. во Франции уже появляется понятие «фильм д'арт» - «художественный фильм». К кино во Франции перестали относиться как к развлечению, и признали его искусством. На студии снимались талантливые актеры, одна из которых – Сара Бернар (1844-1923гг.).
С 1910 года в Германии снимаются первые художественные киноленты с большей продолжительностью и положенной в основу литературной составляющей (например, «Пражский студент» режиссёра П. Вегенера). Среди первых немецких кинозвёзд - Хенни Портен и датчанка Асту Нильсен. К 1916 году в Германской империи насчитывалось свыше 2000 постоянных мест кинопоказа. В 1917 году с основанием наполовину государственной кинокомпании УФА (Universum Film AG) немецкая киноиндустрия обретает структурированность и поддержку Рейха. С конца 1920 годов до 1933 года, наступает эпоха звукового кино. Снимаются такие будущие классические ленты, как фильмы «Голубой ангел» (1930 г.) с Марлен Дитрих, «Берлин, Александерплатц» (1931 г.), а также экранизация брехтовской «Трёхгрошовой оперы» (1931) - все в постановке Йозефа фон Штернберга. Фриц Ланг снял несколько своих шедевров, среди которых его первый звуковой фильм «М». С приходом в Германии к власти национал-социалистов в кинопроизводстве произошли свои изменения. Лени Рифеншталь (1902-2003 гг.) режиссёр-документалист, в своих кинолентах о съездах национал-социалистической партии Германии и проходивших в Берлине Олимпийских играх 1936 года, показала высочайший уровень владения техникой киносъёмки, создав такие картины, как «Триумф воли» (1934 г.) и «Олимпия» (1938 г.).
В первые десятилетия XX в. Италия занимает положение одной из ведущих кинематографических держав. К 1914-1915 гг. оно уже пережило свой «золотой век»: историческая драма «Камо грядеши» Э.Гуаццони и «Кабирия» Дж.Пастроне, «Затерянные во мраке» Н.Мартольдо и «Ассунта Спина» Г.Серены. Кризис кинематографии начался одновременно со вступлением страны в Первую мировую войну и только перед Второй мировой войной и во время войны стали появляться картины, Д.Поцци-Беллини, А.Блазетти, Л.Висконти, В. Де Сика. Эти картины предвещали приход неореализма.
Бум в английском кинопроизводстве начался с появления фильма «Частная жизнь Генриха VIII» (1933 г.) режиссёра А. Корды, организовавшего кинокомпанию «Лондон филмс»(1932 г.).
В 1920-х в США начинает формироваться киноиндустрия, фильмы ставятся на поток. Одними из наиболее успешных из продукции американского кинематографа в 1920-е стали комедии, особенно с участием Чарли Чаплина (1889-1977 гг.). В 1927 г. в США был снят первый в мире звуковой фильм «Певец джаза» (1927 г.) режиссера А. Кросленда. В 1939 г. в США был снят один из первых цветных фильмов – «Унесённые ветром» с Вивьен Ли и Кларком Гейблом в главных ролях. В США появились первые крупные кинокомпании «Парамаунт»(1912 г.), «Юнайтед артистс» (1919 г.), «Метро - Голдвин - Майер» (1924 г.), «Уорнер бразерс» (1925 г.). В 20-е гг. Голливуд был средоточием кинематографа Америки, так что остро встала необходимость обустройства всего штата кинодеятелей. Началось строительство домов для сотрудников крупных компаний, открывались театры, кинотеатры, рестораны, кафе, банки, складывалась киноиндустрия, а Голливуд превратился в «фабрику грёз». Здесь в год снималось более 800 фильмов, Голливуд становился синонимом роскошной жизни, киномира, богемы.
В театральном мире веяния XX в. повлияли на появление большого количества режиссерских теорий, актерских школ и концепций нового театра. А. Арто – «театр жестокости» (1896 — 1948 гг.), Б. Брехт – «эпический театр» (1898 — 1956 гг.), Э. Ионеско «театр абсурда» (1912-1994 гг.), С. Беккет «антидрама» (1906-1989 гг.), Т.Кантор «театр смерти» (1915-1990 гг.), Е.М.Гротовский «антропологический театр»(1933 г.) – все они по-своему разрабатывали тему подлинного театра и рассматривали задачи донесения до зрителя идей драматургов и режиссеров. Целью всех театральных теорий, техник и систем было одно – достижение наиболее устойчивого, живого контакта со зрителем, диалог с ним.