Documents of American History. Ed. By Commager. N. Y., 1945. P. 494-498. Цит. по: Хрестоматия по новейшей истории: В 3 т. М., 1960. Т.1. С. 529-532.

Документ № 11

Закон о социальном обеспечении

Закон о повышении, всеобщего благополучия путем орга­низации федеральной системы социального обеспечения по старости, улучшения в некоторых штатах социального обеспечения престарелых, слепых, взятых на попечительст­во детей, детей-инвалидов, и матери и ребенка, путем раз­вития там народного образования и проведения в жизнь зако­нов о помощи безработным; и об организации управления по социальному страхованию

14 августа 1935 года

(извлечение)

Закон о социальном обеспечении от 14 августа 1935 г. яв­ляется первым законом такого рода в истории Соединенных Штатов Америки. Он был принят в результате многолетней борьбы трудящихся масс, особенно обострившейся в годы кризиса, когда в США свирепствовала безработица. Упор­ный отказ правительства Г.Гувера принять закон о социальном обеспечении способствовал поражению республикан­ской партии на выборах 1932 г., а введение его укрепило положение правительства Ф. Рузвельта.

Управление будет утверждать все планы... за исключением тех, которые в качестве условия получения пенсии по старости предусматривают:

3) достижение возраста, превышающего 65 лет, если только план не предусматривает, что до 1 января 1940 г. возрастной ценз может достигать даже 70 лет, или

4) такой ценз оседлости, который не дает права на полу­чение пенсии по старости любому жителю штата, подавшему об этом прошение и проживавшему в общей сложности не менее 5 лет в данном штате в предшествующий дате подачи прошения девятилетний период и не менее года непосредственно перед подачей прошения, или

(3) какие-либо требования в отношении гражданства, т.е. если они не дают любому гражданину Соединенных Штатов право на получение этой пенсии...

Лицу, отвечающему всем требованиям, дающим ему право на получение пенсии по старости, будет выплачиваться начи­ная со дня достижения им возраста 65 лет или с первого ян­варя 1942 года независимо от достигнутого им к этому времени возраста и до дня его смерти следующее вспомоществование (выплачиваемое, насколько это практически осуществимо, рав­ными долями ежемесячно):

...Если его общий заработок, как это будет установлено управлением, за период с 31 декабря 1936 года и до достиже­ния им возраста в 65 лет не превышает 3 тысяч долларов, вы­плачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 или 1 проценту от суммы его вышеупомянутого общего заработка...

В дополнение к другим налогам, настоящим устанавли­вается налог на индивидуальные доходы, который будет собираться, и выплачиваться в следующем процентном отношении к заработку того или иного лица...

Налоги для выплаты пенсионного обеспечения. Налог на работающих по найму:

*0 С заработка за 1937, 1938 и 1939 календарные годы -1%,

*1 с заработка за 1940, 1941 и 1942 календарные годы -1,5%,

*2 с заработка за 1943, 1944 и 1945 календарные годы - 2%,

*3 с заработка за 1946, 1947 и 1948 календарные годы - 2,5%,

*4 с заработка после 31 декабря 1948 года - 3%.

Сбор налога с работающих по найму

Этот налог будет собираться работодателем налогопла­тельщика путем удержания его из заработной платы.

Налог на предпринимателей

В дополнение к другим налогам каждый предприниматель обязан выплачивать налог за использование наемной рабочей силы в следующем процентном отношении к общей сумме вы­плачиваемой им заработной платы...

1. С общей суммы заработной платы, выплаченной в 1937, 1938 и 1939 календарных годах -1%,

2. с общей суммы заработной платы, выплаченной в 1940, 1941 и 1942 календарных годах -1,5%,

3. с общей суммы заработной платы, выплаченной в 1943, 1944 и 1945 календарных годах - 2%,

4. с общей суммы заработной платы, выплаченной в 1946, 1947 и 1948 календарных годах - 2,5%,

5. с общей суммы заработной платы, выплаченной после 31 декабря 1948 г. -3%.

Documents of American History. Ed. byH. Commager. N. Y., 1945. P. 506-512. Цит. по: Хрестоматия по новейшей истории: В 3 т. М., 1960. Т.1. С. 532-534.

Документ № 12

Рузвельт Ф. Сто дней реформ

Documents of American History. Ed. By Commager. N. Y., 1945. P. 494-498. Цит. по: Хрестоматия по новейшей истории: В 3 т. М., 1960. Т.1. С. 529-532. - student2.ru 24 июля 1933 года

В политической практике США подводятся итоги деятельности президента и его администрации за 100 дней. Что сделано, как реализуются предвыборные обещания. 100 дней нахождения в Белом доме Ф. Д. Рузвельта приходились на 16 июня 1933 года. Практически к этому времени сформировались основные направления «Нового курса». В Конгресс внесено 15 проектов - законов, направленных на государственное регулирование вывода страны из «Великой депрессии». Они касались помощи безработным, организации общественных работ, создания служ­им занятости и др.

Рузвельт в своем выступлении обосновывает, почему правительство берет на себя роль лидера в преодолении депрес­сии. Предшествующий опыт показал, что разрозненные уси­лия ни на федеральном уровне, ни местных властей не имели успеха. Правительство может и должно серьезно влиять на эконо­мические силы. Главное — не допустить повторения, когда «люди были охвачены погоней за незаработанным богатством, а их лидеры во всех сферах деятельности не желали ничего знать, кроме собственных корыстных интересов и легкой на­живы».

После того, как пять недель назад на исторической специальной сессии Конгресса был объявлен перерыв, я на­меренно воздержался от прямого обращения к вам по двум очень веским причинам.

Во-первых, полагаю, нам всем нужно было время, чтобы спокойно осмыслить, охватить умом события, которыми были насыщены эти сто дней, когда приводился в движение меха­низм «Нового курса».

Во-вторых, мне требовалось несколько недель, чтобы со­здать новый административный орган и увидеть первые плоды наших тщательно разработанных планов.

Задолго до вступления в должность я пришел к убежде­нию, что ни усилия отдельных людей, ни усилия местных властей, ни даже разрозненные усилия на федеральном уровне не имели, и не будут иметь успеха. Следовательно, назрела необходимость в сбалансированном руководстве со стороны федерального правительства об этом говорит и теория, и фактическое положение. Однако первым делом нужно было поддержать и укрепить кредитоспособность правительства Соединенных Штатов, поскольку без этого никакое руко­водство невозможно. Годы правительство жило не по сред­ствам, поэтому первейшая задача состояла в том, чтобы при­вести наши регулярные расходы в соответствие с доходами. Это было сделано.

Таким образом, как вы видите, мы сохранили свою кредитоспособность. В это время всеобщего смятения мы заложили гранитный фундамент в виде федерального кредита. Этот фундамент послужит основой для всего плана восстановления.

Затем настал черед той части проблемы, которая касалась кредита самих частных граждан. Все мы знаем о банковском Кризисе и о большой угрозе, возникшей для сбережений на­ших людей. Шестого марта все национальные банки были закрыты. Месяц спустя 90 процентов вкладов в национальных Панках уже были снова доступны для вкладчиков. На сегод­няшний день только 5 процентов вкладов в национальных банках остаются замороженными. В отношении банков штатов положение в процентных показателях не так благопри­ятно, но общее число замороженных вкладов в них устойчиво сокращается, и, в целом, результат гораздо лучше, чем мы ожидали три месяца назад…

Было жизненно необходимо восстановить покупательную способность наших граждан путем сокращения для них бре­мени долга и процентных платежей…

(…) В этот ряд мы с полным основанием можем поставить и широкую программу общественных работ, на которую вы­делено более 3 млрд. долларов. Эти средства пойдут на строительство дорог, ремонт судов, предотвращение на­воднений, развитие речного судоходства, а также тысячи самостоятельных проектов по улучшению среды на уровне городов и штатов. Что касается распределения средств и уп­равления этими проектами, следует подчеркнуть две вещи. Во-первых, мы с величайшим вниманием следим за тем, что­бы отбирались действительно полезные, дающие скорую от­дачу проекты, которые создадут рабочие места и не станут «кормушкой» для подрядчиков. Во-вторых, мы рассчитыва­ем, что, по меньшей мере, половина затраченных денег бу­дет возвращена правительству, поскольку ряд проектов со временем окупится.

(…) Теперь перехожу к тем звеньям, из которых сложится наше благополучие на более длительное время. Я уже говорил, что мы не сможем его достичь, если половина нации будет про­цветать, а другая половина — бедствовать. Если у всех на­ших граждан есть работа и справедливая заработная плата или справедливые прибыли, то каждый может покупать то, что произведено соседями, и бизнес идет хорошо. Но если отнять зарплату и прибыль у половины, то дела ухудшатся вдвое. Положения не спасет даже сильное процветание удач­ливой половины. Лучше всего, когда достигается всеобщее разумное благосостояние.

На протяжении многих лет двумя большими препонами на пути к нормальному благополучию были низкие цены на сельскохозяйственную продукцию и прогрессирующий паралич в виде безработицы. В силу этих факторов покупательная способность населения страны сократилась вдвое. Я обещал, что приму решительные меры. Конгресс сделал свое и но, одобрив законы о фермерских хозяйствах и восстанов­лении промышленности. Теперь мы приводим эти законы в действие, и они будут работать, если люди поймут заложен­ные в них простые цели.

(…) Очевидно, что если мы сильно повысим покупательную способность тех десятков миллионов людей, которые зара­батывают на жизнь фермерством или сбытом сельскохозяй­ственной продукции, то сильно увеличим и потребление то­варов, производимых промышленностью.

Это подводит меня к заключительной части плана: воз­вращению промышленности на прочные рельсы. Прошлой осенью я неоднократно высказывал убеждение, что с помощью демократической самодисциплины в про­мышленности мы сможем добиться общего повышения ста­вок заработной платы и сокращения рабочего дня. В резуль­тате промышленность будет платить работникам достаточ­но, чтобы они были в состоянии покупать и потреблять про­изводимую ими продукцию. Это можно осуществить только в том случае, если мы разрешим и поддержим объединен­ные действия в промышленности, поскольку очевидно, что без объединения, эгоистичное меньшинство в каждой группе конкурентов будет продолжать платить работникам ни­щенскую заработную плату и заставлять их перерабатывать. Остальным придется либо следовать их примеру, либо зак­рывать дело. Мы видели результат такого рода действий - неуклонное скатывание в экономический ад, которое про­должалось последние четыре года…

Основываясь на таком принципе общих совместных дей­ствий, мы начинаем наступление на безработицу по всей стране. Оно будет успешным, если наши граждане поймут его суть, на больших заводах и в мелких мастерских, в крупных городах и в поселках. В этом принципе нет ничего сложного и нет ничего особенно нового. Мы просто возвра­щаемся к той основной идее, на которой построено обще­ство и сама нация, — что группа людей, действуя совместно, может свершить такое, о чем они не могли бы и мечтать, действуя врозь.

(…) Мы не допустим повторения прошедшей зимы. Я сомневаюсь, чтобы какой-нибудь другой народ когда-либо с подоб­ным мужеством и оптимизмом переживал столь трудное вре­мя. Мы не можем просить Америку и дальше терпеть ненуж­ные лишения. Пришло время для мужественных действий, и Чакон о восстановлении дает нам средства победить безрабо­тицу точно так же, как мы покончили с детским трудом…

Наше предложение сводится к следующему. Если все ра­ботодатели, действуя сообща, сократят рабочий день и под­нимут заработную плату, то мы сможем вернуть людей на работу. Ни один работодатель не пострадает, поскольку отно­сительный уровень издержек производства поднимется для всех конкурентов на одну и ту же величину. Если же какая-то значительная часть работодателей будет медлить или увили­вать от этого, мы упустим великую возможность и получим еще одну отчаянную зиму. Этого не должно случиться.

(…) Я хочу обратиться к тем мужчинам и женщинам, чьи жиз­ни омрачены безработицей или страхом потерять работу. Я вправе сказать им обнадеживающие слова, потому что ко­дексы и соглашения, которые уже приняты или вот-вот бу­дут приняты, доказывают, что план действительно приводит к повышению заработной платы и действительно возвраща­ет людям работу. На каждого работодателя, принявшего наш план к действию, нужно смотреть как на человека, который вносит вклад в общее дело и заслуживает уважения со сто­роны всех людей труда. Что касается тех, кто уклоняется, то нам, как и мне, наверное, ясно, что хотя они могут выгадать, продавая товары дешевле своих конкурентов, это будет вы­года за счет благосостояния своей страны.

(…) Сейчас не время для придирок и сомнений по поводу стандартов, установленных типовым соглашением. Сейчас время для терпения, взаимо­понимания и единства действий. По этому закону рабочие страны наделены правами, которых у них нельзя отнять, и никому не будет позволено свести эти права на нет. С дру­гой стороны, теперь нет нужды занимать агрессивную позицию, чтобы этими правами овладеть. Вся страна объединит­ся, чтобы вам их обеспечить. Принцип, который применим к предпринимателям, применим так же и к рабочим, и я прошу рабочих сотрудничать с правительством в том же духе.

Наши рекомендации