Documents of American History. Ed. By Commager. N. Y., 1945. P. 494-498. Цит. по: Хрестоматия по новейшей истории: В 3 т. М., 1960. Т.1. С. 529-532.
Документ № 11
Закон о социальном обеспечении
Закон о повышении, всеобщего благополучия путем организации федеральной системы социального обеспечения по старости, улучшения в некоторых штатах социального обеспечения престарелых, слепых, взятых на попечительство детей, детей-инвалидов, и матери и ребенка, путем развития там народного образования и проведения в жизнь законов о помощи безработным; и об организации управления по социальному страхованию
14 августа 1935 года
(извлечение)
Закон о социальном обеспечении от 14 августа 1935 г. является первым законом такого рода в истории Соединенных Штатов Америки. Он был принят в результате многолетней борьбы трудящихся масс, особенно обострившейся в годы кризиса, когда в США свирепствовала безработица. Упорный отказ правительства Г.Гувера принять закон о социальном обеспечении способствовал поражению республиканской партии на выборах 1932 г., а введение его укрепило положение правительства Ф. Рузвельта.
Управление будет утверждать все планы... за исключением тех, которые в качестве условия получения пенсии по старости предусматривают:
3) достижение возраста, превышающего 65 лет, если только план не предусматривает, что до 1 января 1940 г. возрастной ценз может достигать даже 70 лет, или
4) такой ценз оседлости, который не дает права на получение пенсии по старости любому жителю штата, подавшему об этом прошение и проживавшему в общей сложности не менее 5 лет в данном штате в предшествующий дате подачи прошения девятилетний период и не менее года непосредственно перед подачей прошения, или
(3) какие-либо требования в отношении гражданства, т.е. если они не дают любому гражданину Соединенных Штатов право на получение этой пенсии...
Лицу, отвечающему всем требованиям, дающим ему право на получение пенсии по старости, будет выплачиваться начиная со дня достижения им возраста 65 лет или с первого января 1942 года независимо от достигнутого им к этому времени возраста и до дня его смерти следующее вспомоществование (выплачиваемое, насколько это практически осуществимо, равными долями ежемесячно):
...Если его общий заработок, как это будет установлено управлением, за период с 31 декабря 1936 года и до достижения им возраста в 65 лет не превышает 3 тысяч долларов, выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 или 1 проценту от суммы его вышеупомянутого общего заработка...
В дополнение к другим налогам, настоящим устанавливается налог на индивидуальные доходы, который будет собираться, и выплачиваться в следующем процентном отношении к заработку того или иного лица...
Налоги для выплаты пенсионного обеспечения. Налог на работающих по найму:
*0 С заработка за 1937, 1938 и 1939 календарные годы -1%,
*1 с заработка за 1940, 1941 и 1942 календарные годы -1,5%,
*2 с заработка за 1943, 1944 и 1945 календарные годы - 2%,
*3 с заработка за 1946, 1947 и 1948 календарные годы - 2,5%,
*4 с заработка после 31 декабря 1948 года - 3%.
Сбор налога с работающих по найму
Этот налог будет собираться работодателем налогоплательщика путем удержания его из заработной платы.
Налог на предпринимателей
В дополнение к другим налогам каждый предприниматель обязан выплачивать налог за использование наемной рабочей силы в следующем процентном отношении к общей сумме выплачиваемой им заработной платы...
1. С общей суммы заработной платы, выплаченной в 1937, 1938 и 1939 календарных годах -1%,
2. с общей суммы заработной платы, выплаченной в 1940, 1941 и 1942 календарных годах -1,5%,
3. с общей суммы заработной платы, выплаченной в 1943, 1944 и 1945 календарных годах - 2%,
4. с общей суммы заработной платы, выплаченной в 1946, 1947 и 1948 календарных годах - 2,5%,
5. с общей суммы заработной платы, выплаченной после 31 декабря 1948 г. -3%.
Documents of American History. Ed. byH. Commager. N. Y., 1945. P. 506-512. Цит. по: Хрестоматия по новейшей истории: В 3 т. М., 1960. Т.1. С. 532-534.
Документ № 12
Рузвельт Ф. Сто дней реформ
24 июля 1933 года
В политической практике США подводятся итоги деятельности президента и его администрации за 100 дней. Что сделано, как реализуются предвыборные обещания. 100 дней нахождения в Белом доме Ф. Д. Рузвельта приходились на 16 июня 1933 года. Практически к этому времени сформировались основные направления «Нового курса». В Конгресс внесено 15 проектов - законов, направленных на государственное регулирование вывода страны из «Великой депрессии». Они касались помощи безработным, организации общественных работ, создания служим занятости и др.
Рузвельт в своем выступлении обосновывает, почему правительство берет на себя роль лидера в преодолении депрессии. Предшествующий опыт показал, что разрозненные усилия ни на федеральном уровне, ни местных властей не имели успеха. Правительство может и должно серьезно влиять на экономические силы. Главное — не допустить повторения, когда «люди были охвачены погоней за незаработанным богатством, а их лидеры во всех сферах деятельности не желали ничего знать, кроме собственных корыстных интересов и легкой наживы».
После того, как пять недель назад на исторической специальной сессии Конгресса был объявлен перерыв, я намеренно воздержался от прямого обращения к вам по двум очень веским причинам.
Во-первых, полагаю, нам всем нужно было время, чтобы спокойно осмыслить, охватить умом события, которыми были насыщены эти сто дней, когда приводился в движение механизм «Нового курса».
Во-вторых, мне требовалось несколько недель, чтобы создать новый административный орган и увидеть первые плоды наших тщательно разработанных планов.
Задолго до вступления в должность я пришел к убеждению, что ни усилия отдельных людей, ни усилия местных властей, ни даже разрозненные усилия на федеральном уровне не имели, и не будут иметь успеха. Следовательно, назрела необходимость в сбалансированном руководстве со стороны федерального правительства об этом говорит и теория, и фактическое положение. Однако первым делом нужно было поддержать и укрепить кредитоспособность правительства Соединенных Штатов, поскольку без этого никакое руководство невозможно. Годы правительство жило не по средствам, поэтому первейшая задача состояла в том, чтобы привести наши регулярные расходы в соответствие с доходами. Это было сделано.
Таким образом, как вы видите, мы сохранили свою кредитоспособность. В это время всеобщего смятения мы заложили гранитный фундамент в виде федерального кредита. Этот фундамент послужит основой для всего плана восстановления.
Затем настал черед той части проблемы, которая касалась кредита самих частных граждан. Все мы знаем о банковском Кризисе и о большой угрозе, возникшей для сбережений наших людей. Шестого марта все национальные банки были закрыты. Месяц спустя 90 процентов вкладов в национальных Панках уже были снова доступны для вкладчиков. На сегодняшний день только 5 процентов вкладов в национальных банках остаются замороженными. В отношении банков штатов положение в процентных показателях не так благоприятно, но общее число замороженных вкладов в них устойчиво сокращается, и, в целом, результат гораздо лучше, чем мы ожидали три месяца назад…
Было жизненно необходимо восстановить покупательную способность наших граждан путем сокращения для них бремени долга и процентных платежей…
(…) В этот ряд мы с полным основанием можем поставить и широкую программу общественных работ, на которую выделено более 3 млрд. долларов. Эти средства пойдут на строительство дорог, ремонт судов, предотвращение наводнений, развитие речного судоходства, а также тысячи самостоятельных проектов по улучшению среды на уровне городов и штатов. Что касается распределения средств и управления этими проектами, следует подчеркнуть две вещи. Во-первых, мы с величайшим вниманием следим за тем, чтобы отбирались действительно полезные, дающие скорую отдачу проекты, которые создадут рабочие места и не станут «кормушкой» для подрядчиков. Во-вторых, мы рассчитываем, что, по меньшей мере, половина затраченных денег будет возвращена правительству, поскольку ряд проектов со временем окупится.
(…) Теперь перехожу к тем звеньям, из которых сложится наше благополучие на более длительное время. Я уже говорил, что мы не сможем его достичь, если половина нации будет процветать, а другая половина — бедствовать. Если у всех наших граждан есть работа и справедливая заработная плата или справедливые прибыли, то каждый может покупать то, что произведено соседями, и бизнес идет хорошо. Но если отнять зарплату и прибыль у половины, то дела ухудшатся вдвое. Положения не спасет даже сильное процветание удачливой половины. Лучше всего, когда достигается всеобщее разумное благосостояние.
На протяжении многих лет двумя большими препонами на пути к нормальному благополучию были низкие цены на сельскохозяйственную продукцию и прогрессирующий паралич в виде безработицы. В силу этих факторов покупательная способность населения страны сократилась вдвое. Я обещал, что приму решительные меры. Конгресс сделал свое и но, одобрив законы о фермерских хозяйствах и восстановлении промышленности. Теперь мы приводим эти законы в действие, и они будут работать, если люди поймут заложенные в них простые цели.
(…) Очевидно, что если мы сильно повысим покупательную способность тех десятков миллионов людей, которые зарабатывают на жизнь фермерством или сбытом сельскохозяйственной продукции, то сильно увеличим и потребление товаров, производимых промышленностью.
Это подводит меня к заключительной части плана: возвращению промышленности на прочные рельсы. Прошлой осенью я неоднократно высказывал убеждение, что с помощью демократической самодисциплины в промышленности мы сможем добиться общего повышения ставок заработной платы и сокращения рабочего дня. В результате промышленность будет платить работникам достаточно, чтобы они были в состоянии покупать и потреблять производимую ими продукцию. Это можно осуществить только в том случае, если мы разрешим и поддержим объединенные действия в промышленности, поскольку очевидно, что без объединения, эгоистичное меньшинство в каждой группе конкурентов будет продолжать платить работникам нищенскую заработную плату и заставлять их перерабатывать. Остальным придется либо следовать их примеру, либо закрывать дело. Мы видели результат такого рода действий - неуклонное скатывание в экономический ад, которое продолжалось последние четыре года…
Основываясь на таком принципе общих совместных действий, мы начинаем наступление на безработицу по всей стране. Оно будет успешным, если наши граждане поймут его суть, на больших заводах и в мелких мастерских, в крупных городах и в поселках. В этом принципе нет ничего сложного и нет ничего особенно нового. Мы просто возвращаемся к той основной идее, на которой построено общество и сама нация, — что группа людей, действуя совместно, может свершить такое, о чем они не могли бы и мечтать, действуя врозь.
(…) Мы не допустим повторения прошедшей зимы. Я сомневаюсь, чтобы какой-нибудь другой народ когда-либо с подобным мужеством и оптимизмом переживал столь трудное время. Мы не можем просить Америку и дальше терпеть ненужные лишения. Пришло время для мужественных действий, и Чакон о восстановлении дает нам средства победить безработицу точно так же, как мы покончили с детским трудом…
Наше предложение сводится к следующему. Если все работодатели, действуя сообща, сократят рабочий день и поднимут заработную плату, то мы сможем вернуть людей на работу. Ни один работодатель не пострадает, поскольку относительный уровень издержек производства поднимется для всех конкурентов на одну и ту же величину. Если же какая-то значительная часть работодателей будет медлить или увиливать от этого, мы упустим великую возможность и получим еще одну отчаянную зиму. Этого не должно случиться.
(…) Я хочу обратиться к тем мужчинам и женщинам, чьи жизни омрачены безработицей или страхом потерять работу. Я вправе сказать им обнадеживающие слова, потому что кодексы и соглашения, которые уже приняты или вот-вот будут приняты, доказывают, что план действительно приводит к повышению заработной платы и действительно возвращает людям работу. На каждого работодателя, принявшего наш план к действию, нужно смотреть как на человека, который вносит вклад в общее дело и заслуживает уважения со стороны всех людей труда. Что касается тех, кто уклоняется, то нам, как и мне, наверное, ясно, что хотя они могут выгадать, продавая товары дешевле своих конкурентов, это будет выгода за счет благосостояния своей страны.
(…) Сейчас не время для придирок и сомнений по поводу стандартов, установленных типовым соглашением. Сейчас время для терпения, взаимопонимания и единства действий. По этому закону рабочие страны наделены правами, которых у них нельзя отнять, и никому не будет позволено свести эти права на нет. С другой стороны, теперь нет нужды занимать агрессивную позицию, чтобы этими правами овладеть. Вся страна объединится, чтобы вам их обеспечить. Принцип, который применим к предпринимателям, применим так же и к рабочим, и я прошу рабочих сотрудничать с правительством в том же духе.