Контроль в сфере исполнительной власти
Контроль – система наблюдения и проверки функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.
Виды государственного контроля:
1) президентский контроль; 2) контроль органов законодательной (представительной) власти; 3) контроль органов исполнительной власти; 4) судебный контроль.
Основные цели контроля – соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования.
Основные принципы контроля – законность; объективность; независимость; гласность; экономичность; сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны
1) Президентский контроль.
Контрольные полномочия (определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение в жизнь которой возлагается на органы исполнительной власти).при формировании Правительства и других федеральных органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц; вправе председательствовать на заседаниях Правительства, руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций).
Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти (им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия КРФ, ФЗ и указам Президента; в определенных случаях он вправе приостановить действие актов высшего должностного лица субъекта РФ, органов исполнительной власти субъектов).
Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие структуры (Контрольное управление как подразделение Администрации Президента организует систематический контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей; при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах РФ; по результатам проверок вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности указанных органов, в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, ФСБ и другие органы материалы о выявленных нарушениях).
2) Контроль органов законодательной (представительной) власти.
СФ осуществляет контроль (при утверждении указов Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, за решением Президентом вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами РФ).
Контрольные полномочия ГД в сфере исп власти (дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности).
Одна из наиболее важных форм контроля за исп вл – рассмотрение и утвер ФС представляемого Прав РФ бюджета РФ.
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета образуется Счетная палата, ее задачи (организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета.
3) Контроль органов исполнительной власти.Правительство РФ (в пределах своей компетенции организует исполнение ФКЗ, ФЗ, нормативных указов Президента, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства).
Правительство вправе (отменять или приостанавливать акты федеральных органов исполнительной власти; направлять в законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов РФ проекты своих решений по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ).
Правительство (обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ и способствует их взаимодействию; разрешает споры и устраняет разногласия между ними; вносит предложения Президенту о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия КРФ, ФКЗ, ФЗ, международным обязательствам РФ).
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль (для некоторых органов контроль является основной деятельностью (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам), большинство – осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности (контроль осуществляют федеральные службы)).
Для осуществления межотраслевых контрольных функций создаются также специализированные инспекции, специальные структурные подразделения внутри федеральных органов исполнительной власти (межотраслевой контроль осуществляется за определенными сферами деятельности не подчиненных органов и должностных лиц).
В субъекта РФ контрольными полномочиями наделены администрации, соответствующие министерства, управления и другие органы исполнительной власти.
Методы контроля органов исполнительной власти (ревизии; проверки фактического состояния дел; заслушивание отчетов должностных лиц; проверка сообщений печати, жалоб, актов управлений).
4) Судебный контроль.Контрольные полномочия КС РФ (разрешает дела о соответствии КРФ нормативных актов Президента, Правительства и органов исполнительной власти субъектов РФ, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов).
КС РФ, выявив конкретные нарушения КРФ и законодательства может обратить на это внимание органа исполнительной власти и должностных лиц (представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, в месячный срок; КС РФ уведомляется о результате рассмотрения и мерах по его реализации).
Контрольные полномочия судов общей юрисдикции (контр фун осущ в процессе рассм уг, граж, адм и иных дел).