III. 1. Методы и технологии социальной работы

1. Григорьев, С. И. Социология: основы модернизации социального знания: учебник / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова. - М.: Гардарики, 2006. – 235 с.
В 4-й главе учебника освещаются социологические исследования социальных технологий адресной помощи населению, методические основы новых технологий формирования системы социальной поддержки семьи в регионе.

2. Григорьева, И. А. Теория и практика социальной работы: учебник / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. – 356 с.
Тема 5 издания рассматривает основные технологии социальной работы. Дается общая характеристика технологий социальной работы и социальная работа с семьей и детьми, с пожилыми людьми.

3. Григорьев, С. И. Социальная работа с молодежью: учебник / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова. - М. : Гардарики, 2008. – 204 с.
В учебнике излагаются теоретические и организационно-технологические основы социальной работы с молодежью. Анализируются социальные теории и модели социальной работы, социально-педагогическая модель организации работы и молодежью и технологические основы социальной работы с молодежью. Особое внимание уделено социальной логотерапии как модели и технологии социальной работы с молодежью. В конце каждой главы – задания и вопросы, литература. В конце издания – примерная тематика курсовых и дипломных работ. В приложениях: примерное положение о социальном приюте для детей и подростков; положение о региональном центре социальной реабилитации семьи, женщин и детей, проживающих или проживавших в районах, испытавших воздействие Семипалатинского полигона; словарь основных понятий.

4. Ерусланова, Р. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учебное пособие / Р. И. Ерусланова. - М. : Дашков и К, 2007. – 132 с.
В издании рассматриваются сущность и содержание технологий социального обслуживания лиц пожилого возраста на дому, технологии социокультурного обслуживания. Раскрывается опыт организации этой работы в отдельных регионах.

5. Золотарева, Л. К. Социальное консультирование: учебное пособие / Л. К. Золотарева. – Хабаровск: ДВАГС, 2007. – 196 с.
В учебном пособии отражены основные разделы социального консультирования: особенности консультирования, история становления, структура, модели консультативного процесса, личность и профессиональная позиция консультанта, современные консультативные техники и технологии. Представленный материал можно разбить на три основных блока: социальное консультирование как вид деятельности в социальной работе; общие подходы к технологии социального консультирования и технологии консультирования в различных сферах социальной деятельности.

6. Клиническая психология в социальной работе: учебное пособие / под ред. Б. А. Маршинина. - М. : Академия, 2002. – 224 с.
Проблемы социальной работы напрямую связаны с проблемами клинической психологии, особенно в сфере оказания практической помощи населению. В книге изложены современные знания по отдельным областям клинической психологии, применимые в социальной практике. Глава 4 освещает новые методы диагностики в клинической психологии – ценностно-ориентированную систему методик "Диагностика внутреннего конфликта" и возможности ее применения в сфере социальной работы: целевое назначение, тексты методик и анализ конкретного случая.

7. Комплексная реабилитация инвалидов: учебное пособие / под ред. Т. В. Зозули. - М. : Академия, 2005. – 304 с.
В главе 5 пособия раскрываются технологии социальной реабилитации - сущность и содержание социальной реабилитации; профессиональная реабилитация, роль средств культуры в социальной реабилитации инвалидов, роль социального работника в деятельности общественных организаций, занимающихся социальной реабилитации инвалидов.

8. Коряковцева, О. А. Комплексная поддержка молодой семьи: учебно-методическое пособие / О. А. Коряковцева, М. И. Рожков. - М. : ВЛАДОС, 2008. – 204 с.
В книге представлены теоретические и методологические подходы к работе с молодыми семьями. Раскрываются методы и технологии комплексной поддержки молодой семьи, содержание социально-педагогической и психологической помощи. В большом количестве приложений приводятся методики изучения этой категории населения и описание опыта работы с семьей.

9. Курбатов, В. И. Социальная работа: учебное пособие / В. И. Курбатов. - М.: Дашков и К; Ростов н /Дону: Наука-Пресс, 2006. – 480 с.
В учебном пособии освещаются методы социальной работы – количественные и качественные; всеобщие, научные и частные; социологические, статистические; в системе органов социальной защиты; с позиции взаимодействия клиента и социального работника; социальной педагогики. Анализируются основные достоинства и недостатки метода наблюдения.
4-я часть посвящена технологиям социальной работы – социальным, коммуникативным, конфликтологическим, социальному прогнозированию и проектированию.

10. Луков, В. А. Социальное проектирование: учебное пособие / В. А. Луков. - 6-е изд., испр. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та; Флинта, 2006. – 240 с.
Учебное пособие содержит систематическое изложение теоретических принципов и технологии разработки социального проекта, оценки его жизнеспособности и организационных основ его реализации. В конце издания – предметный указатель.

11. Манько, Ю. В. Теория и практика социальной работы / Ю. В. Манько, К. М. Оганян. - СПб. : Петрополис, 2008. – 276 с.
В пособии рассматриваются основные проблемы теории и практики социальной работы как теории и профессиональной деятельности. Раздел 3 посвящен проблематике технологий социальной работы и практическому применению рассматриваемых методик. Прослеживается связь социальной работы и социальных технологий. Изложены базовые технологии социальной работы. В Практикуме технологиям посвящается гл. 15. Представлены ситуационные задачи, упраженения и деловые игры.

12. Нестерова, Г. Ф. Технология и методика социальной работы: учебно-методическое пособие / Г. Ф. Нестерова, И. В. Астэр. – СПб.: Имена, 2006. – 168 с.
В издании в систематизированном виде изложены основные представления о социальных структурах и социальных взаимодействиях, необходимые для понимания методологии исследований в социальных науках и материалы, делающие акцент на значении прикладных технологий и методик в практике социальной работы. Приведены методы и методики, используемые в основных областях исследований, необходимых для проведения социальной работы, в социальной диагностике, экспериментальных исследованиях, исследованиях эффективности практической социальной работы и социальных программ.
В разделе III автор раскрывает разрешение конфликтов как профилактическую технологию социальной работы, социальную реабилитацию и социальную адаптацию, технологии работы с различными группами населения, технологию социальной работы при девиантном поведении.

13. Никишина, В. Б. Психодиагностика в системе социальной работы: учебное пособие / В. Б. Никишина, Т. Д. Василенко. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
Пособие содержит комплекс методик, позволяющих проводить психодиагностическую и консультационную работу с различными категориями населения (детьми, взрослыми, пожилыми людьми, лицами, перенесшими сильные психотравмирующие воздействия) специалистами по социальной работе. В качестве наиболее универсального критерия, по которому выделены методы диагностики – возрастной критерий. В издании представлен комплекс методик, которые прошли проверку в работе психологов и доказали свою практическую ценность и стандартизированные психометрические тесты.

14. Николайшвили, Г. Г. Социальная реклама: Теория и практика: учебное пособие / Г. Г. Николайшвили. - М. : Аспект Пресс, 2008. – 191 с.
В учебном пособии систематизируются теоретические и прикладные знания в области российской и зарубежной социальной рекламы. Феномен социальной рекламы рассматривается в историческом, правовом, политическом, экономическом, психологическом ракурсах. Освещаются основные участники, технологии производства и размещения. Вторую часть издания занимает практикум. Изложение предметного материала подкрепляется анализом большого количества рекламных компаний. Часть кейсов содержательно дополняет теоретический материал книги. В конце учащимся предлагается тест для самопроверки. Обширный библиографический список объединяет в себе рекомендательный перечень и список цитируемых источников.

15. Новикова, С. С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учебное пособие / С. С. Новикова, А. В. Соловьев. - М. : Академ. Проект; Гаудеамус, 2005. – 496 с.
В учебном пособии дается общее представление о научной методологии, рассматривается специфика предмета исследования в социальных науках, описываются наиболее распространенные методы сбора социологической и психологической информации (опрос, наблюдение, анализ документов, тестирование), а также методы анализа данных (количественные и качественные).

16. Основы социальной работы: учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 3-е изд., испр. – М. : Академия, 2007. – 288 с.
Раздел III учебного пособия освещает основные методы социальной работы – коммуникативную технику, правовой инструментарий, медико-социальные, социально-психологические и педагогические методы.
В IV разделе рассматриваются общие технологии социальной работы: социальная диагностика, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная опека и попечительство, социальное консультирование, психотехнологии, социальное прогнозирование, проектирование и моделирование. Отдельная глава посвящена инновациям в социальной работе.

17. Павленок, П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева; под ред. П. Д. Павленка. - М. : ИНФРА-М, 2009. – 272 с.
В учебном пособии рассматривается вторая группа технологий - технологии социальной работы с различными группами населения, а также различные технологии оказания им необходимой помощи.
В конце каждой главы – вопросы и задания, литература.

18. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. - СПб. : Речь, 2006. – 365 с.
В книге подробно с психологической точки зрения описывается процесс социализации индивида и его адаптации к социальному миру. Раскрываются фундаментальные основы социализации и адаптации человека; психологические факторы и эффекты социализации, проблемы неудачной социализации и формирования дезадаптивных форм мышления и поведения.
В приложениях – психобиографическая анкета и терминологический словарь.

19. Сафонова, Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы: учебное пособие / Л. В. Сафонова. - М. : Академия, 2008. – 224 с.
В учебном пособии представлены методика и технология индивидуальной психосоциальной работы; методика работы с группой – содержание и процесс; частные методики и технологии профилактической и реабилитационной работы с социально неблагополучными группами; практические аспекты реализации технологий первичной психологической помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Материал представлен в виде конспектов лекций, практикума и методических рекомендаций.

20. Сафронова, В. М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие / В. М. Сафронова. - М. : Академия, 2002. – 192 с.
В пособии рассматриваются базовые вопросы методологии, теории и организации научного прогнозирования и моделирования социальных процессов, различные виды и типы прогнозов и моделей. Особое внимание уделено формированию умений реализовать теоретико-методологические принципы прогнозирования и моделирования в социальной практике. В качестве иллюстраций к теоретическим положениям приводится обширный опытно-экспериментальный материал. Каждая глава включает конкретный и наглядный материал, имеющий прикладное значение для практических социальных работников.
Список литературы для углубленного изучения и словарь основных терминов повышают практическую значимость издания.
В приложениях сосредоточен вспомогательный и учебно-методический материал.

21. Сафронова, В. М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие / В. М. Сафронова. - М. : Академия, 2007. – 240 с.
Особенностью этого издания является рассмотрение, наряду с базовыми вопросами методологии, теории и организации научного прогнозирования и моделирования социальных процессов, различных видов и типов прогнозов и моделей - истории организации научного прогнозирования и моделирования, социального проектирования, демографии в системе социального прогнозирования, инновационных технологий моделирования, глобального моделирования, отечественного и зарубежного опыта в этой сфере.

22. Социальная работа: учебное пособие / под общ. ред В. И. Курбатова. - 4-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. – 480 с.
Главы 4,5,6 пособия освещают технологии социальной работы в различных сферах человеческой жизнедеятельности - функциональные и частные технологии; прогнозирование, проектирование и моделирование социальной реальности.

23. Технологии социальной работы: учебник / под ред. И. Г. Зайнышевой. - М. : ВЛАДОС, 2002. – 236 с.
Учебное пособие раскрывает теоретико-методологические основы технологии социальной работы, инструментарий работы с различными категориями граждан. Рассматриваются технологический процесс в социальной работе, типология социальных технологий, социальная диагностика, социальная терапия, методы в социальной работе и их классификация, консультирование и посредничество и др.

24. Технологии социальной работы: учебник / под общ. ред. Е. И. Холостовой. - М. : ИНФРА-М, 2004. – 400 с.
Учебник включает материал по теоретическим основам технологии социальной работы, общим технологиям социальной работы (диагностика, социальная экспертиза, социальное предвидение, метод групповой работы, коммуникативные навыки в социальной работе, технологии связи с общественностью), междисциплинарным технологиям и методикам социальной работы (организационно-управленческие технологии, социально-экономические методы технологии поддержки населения, социологические и психологические технологии, социально-педагогические технологии и технологии медико-социальной работы) и конкретным технологиям социальной работы – с семьей, с женщинами, с пожилыми людьми, с дезадаптированными детьми и подростками, с молодежью, инвалидами; с мигрантами и беженцами, с национальными меньшинствами; с военнослужащими и их семьями.

25. Технология социальной работы: учебник / под ред. А. А. Чернецкой. - Ростов н/ Дону: Феникс, 2006. – 400 с.
В издании освещаются сущность, принципы и основные понятия социальной технологии. Рассматриваются базовые технологии социальной работы; основные коммуникативные технологии в профессиональной деятельности социального работника; закономерности, механизм, процедура и методы инновационных технологий социальной работы; ориентация системы социальной работы на специфику группы населения и профессионализация социальной работы.

26. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. П. Д. Павленка. - 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2007. – 608 с.
В учебном пособии рассматриваются теоретико-методологические аспекты технологического подхода в социальной работе, специфика технологий в сфере занятости и в сфере образования, технологии социальной работы в здравоохранении, особенности технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях; содержание технологий социальной работы в социально-этнической среде, в городской и сельской местности, промежуточных формах расселения, ЗАТО; технологии социальной работы в сфере науки. Особенности технологий анализируются на примере регионов. Отдельная глава посвящена научно-нормативному подходу к формированию технологий прогнозирования управления социальной сферой.

27. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. П. Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 379 с.
В издании освещаются методологические, теоретические и практические вопросы технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, формирование и развитие технологий социальной работы в историческом аспекте.
Особое внимание уделено технологии социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в сфере бытового обслуживания, технологии самопомощи и взаимопомощи в хозяйственно-бытовой сфере и в сфере общественной самоорганизации (третьего сектора), содержанию социальной работы в разрешении проблем межэтнических отношений.
В конце каждой главы – вопросы и задания, литература.

28. Ученова, В. В. Социальная реклама: учебное пособие / В. В. Ученова, Н. В. Старых. - М. : ИндексМедиа, 2006. – 304 с.
В книге рассматриваются различные этапы развития социальной рекламы в России и за рубежом. Основное внимание уделено отечественным вариантам этого вида коммуникации. Процессы в западной культуре рассматриваются для выявления сходств и различий в развитии форм социального общения в нашей стране и за рубежом, а также для сопоставления образцов социальной рекламной продукции.

29. Фирсов, М. В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики: учебное пособие / М. В. Фирсов. - 2-е изд. - М. : Академия, 2005. -192 с.
В учебном пособии показаны основные тенденции развития психосоциальной практики, прослежено влияние психологических теорий на оформление моделей практической социальной работы, отражены особенности консультативной работы со случаем. Предлагаются практические методы социальной работы с группой.

30. Фирсов, М. В. Теория социальной работы: учебное пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - 3-е изд. - М. : Академ. Проект, 2007. - 512 с.
Учебное пособие посвящено теории и методам социальной работы, которые имеют актуальное значение для подготовки профессионалов в этой области. Рассматриваются индивидуальная работа со случаем; социальная работа с группой, в микросоциальной среде; основные направления и модели практики социальной работы.

31. Фирсов, М. В. Технология социальной работы: учебное пособие / М. В. Фирсов. - М. : Академ. Проект, 2007. – 432 с.
Автор рассматривает методологические проблемы технологии социальной работы в контексте модернизации российской государственности; отечественные и зарубежные подходы к технологии.
Освещаются общие технологии социальной работы; основные модели технологий социальной терапии, реабилитации; основные модели технологий социальной адаптации, социализации; специальные технологии социальной работы.

32. Холостова, Е. И. Социальная работа: учебное пособие / Е. И. Холостова. - 4-е изд. - М. : Дашков и К, 2008. – 860 с.
Разделы V и VI посвящены технологизации социальной работы и конкретным технологиям социальной работы. Рассматриваются типологии социальных технологий, общие технологии социальной работы (социальная диагностика, социальное проектирование, социальное прогнозирование, социальное консультирование); технологии социальной работы с семьей, с дезадаптированными детьми и подростками, с пожилыми людьми.

33. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие / Е. И. Холостова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2007. – 348 с.
Раздел IV пособия рассматривает технологии социальной работы с пожилыми людьми: социальное обслуживание пожилых людей, технологии деятельности центров социального обслуживания, социальная работа в семье пожилого человека, проблемы длительного ухода за пожилыми людьми за рубежом. В приложении – методы работы с пожилыми людьми.

34. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация: учебное пособие / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. - 3-е изд. - М. : Дашков и К, 2005. – 340 с.
В учебном пособии раскрываются теоретические аспекты социальной реабилитации, ее сущность и содержание. Дается описание социальной среды жизнедеятельности инвалидов, рассматриваются программы и технологии социальной реабилитации, описывается отечественная и зарубежная практика учреждений социального обслуживания инвалидов.
В заключении приводится словарь терминов по данной проблеме.

35. Храпылина, Л. П. Реабилитация инвалидов / Л. П. Храпылина. – М. : Экзамен, 2006. – 415 с.
В книге представлены современные теоретико-методологические основы реабилитации инвалидов. В нем изложены алгоритмы разработки медицинской, социальной и профессиональной составляющих индивидуальных программ реабилитации инвалидов, а также технологии формализации индивидуальных программ реабилитации.

36. Шарков, Ф. И. Диагностика – технология информационного обеспечения социального управления: лекция / Ф. И. Шарков. - М. : Изд-во РАГС, 2006. – 20 с.
Лекция посвящена рассмотрению диагностики как вида социальных технологий, ее влияния на обеспечение процесса социального управления.

Статьи из журналов

1. Атаханов, А. Р. Роль принципа этапности в процессе социальной реабилитации наркозависимых / А. Р. Атаханов // Образование и социальное развитие региона. - 2006. - № 3-4. - С. 76-82

2. Балыкова, Л. Н. Методика применения караоке для решения коррекционных и воспитательных задач, связанных с нарушением личностных отношений / Л. Н. Балыкова // Работник социальной службы. - 2005. - № 3. - С. 47-60

3. Басарева, Т. А. Социальный приют как отделение Центра социальной помощи семье и детям / Т. А. Басарева// Работник социальной службы. – 2005. - № 4.- С. 32-79; 2006. - № 1. - С. 38-56 (Планирование работы, должностные инструкции сотрудников приюта)

4. Белова, Е. А. Технологические аспекты института социальной работы / Е. А. Белова // Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 4. - С. 12-18 (Теория социальных технологий в социальной работе)

5. Бикмурзина, Н. А. Приемная семья – новая модель социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов / Н. А. Бикмурзина, Л. Н. Крякина // Социальное обслуживание. - 2008. - № 3. - С. 31-38

6. Бодак, А. В. Теоретико-методологические аспекты разработки социальных программ / А. В. Бодак, Н. П. Щукин // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - № 2. - С. 4-16

7. Бойко, О. В. Социальные программы: современные подходы к разработке и оценке / О. В. Бойко // Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 1. - С. 52-62

8. Большакова, И. А. Опыт социально-педагогической работы в лагере дневного пребывания на базе комплексного центра социального обслуживания населения / И. А. Большакова // Работник социальной службы. - 2005. - № 1. - С. 60-68

9. Буцыкина, Е. Ю. Консультирование как форма работы с переживающими утрату пожилыми людьми / Е. Ю. Буцыкина // Работник социальной службы. - 2008. - № 1. - С. 23-44

10. Васильева, Е. Н. "Окно" в мир для людей с инвалидностью (Опыт реализации социального проекта "Издание газеты "Окно: Отзовитесь, Кому Необходимо Общение" для пожилых людей с инвалидностью») / Е. Н. Васильева // Работник социальной службы. - 2008. - № 4. - С. 37-48

11. Венедиктова, Н. В. Психологическое сопровождение как модель психологической помощи детям в трудной жизненной ситуации / Н. В. Венедиктова // Работник социальной службы. - 2008. - № 4. - С. 49-57

12. Вещева, Ю. О. Залог успеха - взаимодействие специалистов / Ю. О. Вещева // Работник социальной службы. - 2001. - № 1. - С. 68-70

13. Витренко, Н. Б. Что дает ребенку приют / Н. Б. Витренко // Работник социальной службы. - 2001. - № 4. - С. 48-59

14. Власова, Л. М. Современные подходы к проблемам комплексной реабилитации детей с ограниченными умственными возможностями / Л. М. Власова // Работник социальной службы. - 2005. - № 1. - С. 7-11

15. Втюрина, Л. Л. Основные направления работы отделения реализации программ социальной реабилитации социального приюта для детей и подростков / Л. Л. Втюрина // Работник социальной службы. - 2003. - № 4. - С. 26-45

16. Галеева, Л. З. Психолого-педагогические инновации в работе с современной семьей / Л. З. Галеева // Работник социальной службы. - 2008. - № 4. - С. 27-36

17. Гарифуллина, Г. Р. Организация и содержание деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями / Г. Р. Гарифуллина// Работник социальной службы. - 2006. - № 1. - С. 19-37

18. Гончаров, В. Н. Комплексная система реабилитации инвалидов в муниципальном образовании / В. Н. Гончаров // Работник социальной службы. - 2005. - № 3. - С. 7-14

19. Горбачева, Л. А. "Социальное такси" как эффективная форма социального обслуживания / Л. А. Горбачева // Работник социальной службы. - 2005. - № 4. - С. 19-21

20. Горбачева, Л. М. Роль реабилитационного центра в комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями / Л. М. Горбачева // Работник социальной службы. - 2007. - № 3. - С. 30-43

21. Дмитриченко, Е. С. Психотерапевтическая работа с пожилыми клиентами стационарного учреждения социального обслуживания в сенсорной комнате / Е. С. Дмитриченко // Социальное обслуживание. - 2008. - № 1. - С. 6-14

22. Зорина, Т. М. Руководство процессом социальной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста в центре социального обслуживания / Т. М. Зорина // Работник социальной службы. - 2003. - № 3. - С. 20-26

23. Иванова, Н. Н. Современные подходы к социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Иванова// Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 4. - С. 308-315

24. Илгамова, О. М. Служба практической психологии в системе социального обслуживания населения / О. М. Илгамова // Работник социальной службы. - 2001. - № 1. - С. 83-99

25. Исаченко, О.В. Российско-Британский проект "Реформирование взрослой психиатрической службы в Свердловской области" / О.В. Исаченко // Работник социальной службы. - 2006. - № 4. - С. 12-16

26. Калякина, Т. В. Хоспис на дому / Т. В. Калякина // Работник социальной службы. - 2005. - № 4. - С. 22-24

27. Катаева, В. И. Технология управления социальной работой в ЗАТО / В. И. Катаева // Образование и социальное развитие региона. - 2006. - № 3-4. - С. 67-76

28. Кизилова, Л. В. Реабилитационные технологии как важная составляющая часть инновационной деятельности центра социального обслуживания / Л. В. Кизилова // Работник социальной службы. - 2008. - № 2. - С. 7-14 (Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья)

29. Ковалева, А. В. Специфика деятельности производителей социальной рекламы Алтайского края / А. В. Ковалева, А. С. Азарова //Образование и социальное развитие региона. - 2006. - № 3-4. - С. 94-99

30. Кокуева, Т. А. Программа психолого-педагогической реабилитации неполных, многодетных, опекунских семей и семей, имеющих детей-инвалидов, через работу клуба "Семья" / Т. А. Кокуева// Работник социальной службы. - 2006. - № 1. - С. 75-99

31. Конищева, С. Б. Использование новых видов социальной терапии в процессе кризисной реабилитации / С. Б. Конищева // Работник социальной службы. - 2005. - № 4. - С. 25-28

32. Коновалова, М. П. Технологии социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями / М. П. Коновалова //Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 2. - С. 68-73

33. Коринь, Л. Н. Комплексное сопровождение воспитанников в семейных воспитательных группах социально-реабилитиционного центра для несовершеннолетних / Л. Н. Коринь // Работник социальной службы. - 2004. - № 2. - С. 28-48

34. Королева, Г. Н. Взаимодействие с сетью социальных контактов - новый метод в социальной работе / Г. Н. Королева // Работник социальной службы. - 2007. - № 3. - С. 45-53

35. Костенко, М. А. Возможности социальной работы в профилактике кризисных ситуаций у мужчин и в их преодолении / М. А. Костенко //Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 4. - С. 19-24

36. Куваева, Н. В. Проект "Окно в мир" как эффективная социальная технология работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов / Н. В. Куваева// Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 2. - С. 73-78 (Реализация социальной программы в тольяттинском городском центре "Семья")

37. Кузнецова, В. А. Содержание летней оздоровительной работы с детьми и подростками, отдыхающими в отделении дневного пребывания / В. А. Кузнецова // Работник социальной службы. - 2006. - № 1. - С. 57-75

38. Куликова, И. Ф. Психологическая помощь семье и детям / И. Ф. Куликова // Работник социальной службы. - 2001. - № 3. - С. 45-60

39. Курбанова, С. В. Социологический анализ эффективности социальной работы по адаптации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением / С. В. Курбанова// Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 1. - С. 49-59

40. Куртасова, Л. А. Об организации трудотерапии с пенсионерами в отделении социальной помощи на дому / Л. А. Куртасова // Работник социальной службы. - 2008. - № 4. - С. 21- 27

41. Лазорцева, А. А. Опыт внедрения инновационных технологий психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями / А. А. Лазорцева// Работник социальной службы. - 2007. - № 3. - С. 14-25

42. Любушкина, Т. Л. Опыт социальной поддержки и реабилитации детей с ограниченными возможностями в областном реабилитационном центре "Полянка" / Т. Л. Любушкина // Работник социальной службы. - 2006. - № 4. - С. 19-23 (На примере Свердловской области)

43. Максимова, В. Г. "Ниточка общения": организация летнего отдыха и труда детей дошкольного и школьного возраста в условиях реабилитационного центра / В. Г. Максимова // Работник социальной службы. - 2007. - № 2. - С. 77-86

44. Малыхин, В. П. Модернизация технологий социальной работы по проблемам профилактики преждевременного старения / В. П. Малыхин // Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 3. - С. 52-57

45. Манзадей, О. В. Программа социально-психологического тренинга "Психологическая поддержка людей, попавших в трудную жизненную ситуацию" / О. В. Манзадей // Работник социальной службы. - 2004. - № 2. - С. 60-75

46. Манукян, Э. А. Теретико-методологические основы системы социального обслуживания семьи и детей / Э. А. Манукян // Работник социальной службы. - 2001. - № 1. - С. 17-32

47. Мартынова, М. С. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними: социально-педагогическая технология / М. С. Мартынова// Высшее образование сегодня. - 2007. - № 5. - С. 47-49

48. Могилев, В. А. Педагогические аспекты социальной реабилитации инвалидов военной службы / В. А. Могилев // Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 4. - С. 24-30

49. Молчанов, А. А. Бездомность в России: комплексный анализ и технология профилактики / А. А. Молчанов // Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 4. - С. 43-52

50. Мольков, А. А. Межведомственная программа по улучшению положения детей-инвалидов на селе / А. А. Мольков // Работник социальной службы. - 2007. - № 3. - С. 6-11

51. Морозов, А. В. Кооперация инвалидов в Татарстане в 1920-1930-е гг. как технология социально-трудовой реабилитации / А. В. Морозов, А. И. Нуруллина // Образование и социальное развитие региона. - 2006. - № 3-4. - С. 125-129

52. Морозова, Е. А. Формы и методы работы по поддержанию у пожилых людей жизненной активности и профилактике заболеваний на базе отделения дневного пребывания / Е. А. Морозова // Работник социальной службы. - 2006. - № 2. - С. 52-67

53. Нарыкова, И. Н. Групповые формы работы с семьей и детьми как одно из направлений деятельности центра / И. Н. Нарыкова, А. Е. Волохова // Работник социальной службы. - 2001. - № 1. - С. 78-82 (На примере Курской области)

54. Невлева, И. М. Социальные технологии потребительской кооперации в трансформирующемся мире модерна / И. М. Невлева //Образование и социальное развитие региона. - 2006. - № 3-4. - С. 113-119

55. Николаева, Л. А. Социальная адаптация и интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями / Л. А. Николаева //Работник социальной службы. - 2004. - № 2. - С. 52-56

56. Николайшвили, Г. Г. Социальная реклама: некоторые вопросы теории и практики / Г. Г. Николайшвили // Регионология. - 2008. - № 2. – С. 263-275

57. Новая модель организации детских домов, основанная на связи поколений// Власть и управление на Востоке России. - 2001. - № 4. - С. 53-66

58. Опарова, А. А. Подготовка молодежи к семейной жизни / А. А. Опарова, О. А. Килина // Социальное обслуживание. - 2008. - № 3. - С. 39-51

59. Опыт работы отделения дневного пребывания детей и подростков Комплексного центра социального обслуживания: из опыта работы КЦСО "Жулебино", г. Москва // Работник социальной службы. - 2005. - № 4. - С. 28-32

60. Панов, А. М. Современная модель организации и содержания деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями / А. М. Панов, Н. И. Гридасов // Социальное обслуживание. - 2008. - № 1. – С. 22-60; № 2. - С. 36-64

61. Погорелова, Т. В. "День семьи" в реабилитационном центре для несовершеннолетних / Т. В. Погорелова // Работник социальной службы.- 2008. - № 2. – С. 31-42

62. Подшивалова, Л. Г. Реабилитационно-коррекционная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Дети улицы" / Л. Г. Подшивалова // Работник социальной службы. - 2008. - № 1. - С. 10-22

63. Полухина, М. С. Социально-психологическая поддержка неполных неблагополучных семей (Методика вывода из "группы риска") / М. С. Полухина // Социальное обслуживание. - 2008. - № 1. - С. 63-67

64. Прокушева, Н. В. Социальная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в современном российском обществе (на материалах Республики Бурятия) / Н. В. Прокушева // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - № 1. - С. 36-46

65. Рева, Г. В. Комплексный подход к процессу реабилитации в деятельности учреждений социального обслуживания / Г. В. Рева //Социальное обслуживание. - 2007. - № 2. - С. 24-27

66. Реут, М. Н. Региональный комплекс непрерывной профессионально-трудовой реабилитации и обучения инвалидов / М. Н. Реут // Регионология. - 2007. - №1. - С. 192-198 (Применение инновационных технологий развивающего обучения инвалидов и детей - инвалидов в системе школа - колледж - институт в Республике Татарстан)

67. Решетникова, З. Н. Программа оказания содействия семьям, обеспечивающим уход за тяжелобольными престарелыми гражданами / З. Н. Решетникова // Работник социальной службы. - 2006. - № 4. - С. 32-35 (На примере Саратовской области)

68. Рубцов, А. В. Социально-экологический анализ управления процессом адаптации населения старших возрастных групп / А. В. Рубцов //Социальная политика и социология. - 2003. - № 4. - С. 41-55

69. Савельева, И. А. Методика организации и анализа клубной деятельности с людьми пожилого возраста в условиях полустационарного обслуживания / И. А. Савельева// Работник социальной службы. - 2008. - № 4. - С. 93-108

70. Савенкова, Л. П. Совместное пребывание в реабилитационном центре детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих нарушений в развитии, как один из факторов повышения эффективности социальной реабилитации / Л. П. Савенкова // Социальное обслуживание. - 2007. - № 3. - С. 80-83

71. Садилова, О. А. Духовно-нравственное направление в работе реабилитационного центра / О. А. Садилова // Работник социальной службы. - 2007. - № 4. - С. 26-31 (Реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями)

72. Садилова, О. А. Семья и духовно-нравственное здоровье ребенка-инвалида / О. А. Садилова // Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 1. - С. 65-68 (О программе "Духовно-нравственная этика")

73. Саленко, Н. О. Практика реабилитации детей-инвалидов в условиях сельской местности / Н. О. Саленко// Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 3. - С. 72-78

74. Светланова, М. Е. Ивановский интердом: опыт социализации маргинализированных детей / М. Е. Светланова // СОЦИС (Социологические исследования). - 2006. - № 4. - С. 136-141

75. Семенова, Л. П. Коррекционные методы работы с детьми в

Наши рекомендации