Государственное регулирование и управление российской наукой.
Согласно легальному определению научная (научно-исследовательская) деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Субъектами научной и (или) научно-технической деятельности являются научные работники, специалисты и работники сферы научного обслуживания. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий высшее или среднее профессиональное образование и способствующий своей деятельностью получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.
Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации организуют в соответствии с законодательством государственную аккредитацию научных организаций. Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на три года при условии, что, во-первых, объем научной (научно-технической) деятельности составляет не менее 70 процентов общего объема выполненных работ за последние три года; во-вторых, в уставе организации предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления. Правительство РФ может присвоить научной организации статус государственного научного центра, если она имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и ее научная (научно-техническая) деятельность получила международное признание.
Структуру системы современной российской науки составляют три взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга сектора: 1) научные исследования, проводимые в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования (вузовский сектор науки); 2) научные исследования, проводимые в научно-исследовательских учреждениях системы Российской академии наук (сектор академической науки) и 3) научные исследования, проводимые в научных учреждениях отраслевых академий и в научно-исследовательских организациях отраслевых министерств и ведомств (сектор отраслевой науки). Все они тесно взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику.
Вузовский сектор науки включает в себя научно-исследовательскую деятельность профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и аспирантов (адъюнктов) высших учебных заведений, а также деятельность научных работников, функционирующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро, опытных станций и иных научных организаций, деятельность которых связана с образованием и направлена на его обеспечение.
Университеты выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; академии выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки; институты как разновидность высших учебных заведений также призваны вести фундаментальные и (или) прикладные научные исследования более узкого профиля. Характерной чертой и особенностью организации вузовской науки является ее тесная и неразрывная связь с образовательным процессом.
Сектор академической науки представлен научно-исследовательскими институтами, лабораториями и другими научными организациями системы Российской академии наук, которые осуществляют и обеспечивают проведение исследований по основным направлениям фундаментальной науки.
Высшим органом управления в системе Российской академии наук является общее собрание ее действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов РАН, которое избирает Президента Российской академии наук и Президиум РАН — высший исполнительный орган, который организует руководство деятельностью академических научных организаций через отделения Российской академии наук по соответствующему научному профилю (например, отделение философии и права РАН, в ведении которого находится институт государства и права РАН) и территориальные отделения РАН (Сибирское, Уральское, Дальневосточное отделения РАН).
Сектор отраслевой науки составляют отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств), которые создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральными законами по представлению Президента РФ или Правительства РФ, а также научные организации отраслевого профиля, находящиеся в ведении и непосредственном подчинении Правительства РФ (например, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации) или центральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).
Как и РAН, отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации данных научных исследований. Академии наук ежегодно представляют Президенту РФ и Правительству РФ отчеты о проведенных научных исследованиях и научных (научно-технических) результатах.
65. Контроль и надзор в отраслях образования и науки (по Закону РФ «Об образовании», Положению о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и др.).
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет следующие полномочия:
осуществляет контроль и надзор: за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями высшего профессионального образования, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями<…>
за деятельностью советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, ученых (научно-технических) советов высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций по вопросам присвоения ученых званий;
за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области образования, а также должностных лиц образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, об отстранении от должности указанных должностных лиц;
осуществляет лицензирование, в том числе контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности, и государственную аккредитацию образовательных учреждений высшего профессионального образования
осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области образования, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
контроль качества образования,
контроль за расходованием субъектами Российской Федерации средств на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области образования в пределах своей компетенции;
контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
организует контроль качества подготовки выпускников (государственную (итоговую) аттестацию) по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области образования;
анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области образования, принимает меры по их устранению;
представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодный доклад об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
осуществляет государственный учет результатов контроля и надзора в установленной сфере деятельности, в том числе:
создает и эксплуатирует федеральную государственную информационную систему в области контроля и надзора в сфере образования;
организует формирование и ведение федеральных баз данных об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена;