Избират. право и избират цензы
Полит. представительство. Ф-ции выборов
В конституциях многих современных государств декларировано, что народ осуществляет свою власть как непосредственно (прямая демократия), так и через представительные выборные органы (представительная демократия). Политическое представительство — это добровольное делегирование властных полномочий представителям народа в органах власти самим народом.
Основой представительства выступает законодательная власть, а парламент является высшим представительным учреждением. В качестве институтов представительства могут выступать избираемые должностные лица, исполнительная и судебная власть, политические партии, профсоюзы, общественные движения и даже чиновники.
Представительные органы власти сами по себе не решают, из кого они будут состоять, кто будет руководить и как. Главным правовым механизмом достижения и обновления власти являются выборы. Представители выбираются, сменяются и контролируются избирателями через выборы.
Выборы— совокупность правил и приемов, обеспечивающих избрание власти, участие граждан в формировании избираемых государственных органов и должностных лиц путем голосования. Выборы есть выражение воли той части населения, которая по законодательству считается достаточной для признания результатов выборов легитимными.
Роль выборов определяется через их функции. Выборы — наиболее демократический и оптимальный способ формирования и обновления власти; являются одним из основных механизмов разрешения политических конфликтов; дают возможность политикам предсказуемо, осознанно, в интересах большинства принимать самые сложные решения; легитимируют власть; являются средством политической социализации граждан.
Вместе с тем выборы не всегда выполняют сугубо позитивные функции. В странах с неустоявшейся социальной структурой, переживающих процесс маргинализации, с патриархальной политической культурой высокая степень вовлеченности населения в систему представительной демократии может привести к дестабилизации общества и политическим конфликтам, а решение большинства окажется ощибочным. Однако все это далеко не умаляет практическую значимость и эффективность выборов.
Избират. право и избират цензы
Выборы привели к появлению у граждан избирательного права совокупности организационно-правовых норм, устанавливающих порядок формирования выборных государственных органов и должностей непосредственно самими гражданами. Организационно-правовые нормы обычно фиксируются в документах международного сообщества, конституциях государств, а на их основе — в специально изданных законах. В соответствии с демократическими принципами избирательное право должно быть всеобщим, равным, прямым при тайном голосовании.
Всеобщее избирательное право означает его признание за каждым гражданином. Всеобщность выборов определяет степень демократизации данного общества. В отдельных развитых странах значительное количество избирателей отстраняется от участия в выборах на основании различных оговорок, поправок и ограничений (цензов). Совокупность граждан, обладающих правом голоса, есть избиратели, совокупность избирателей — электорат.
Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет равное количество голосов; каждый голос одинаково влияет на результаты выборов; избирательные округа «нарезаны» па равные по численности избирателей части; кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.
Выборы могут быть прямыми, когда граждане сами не- посредственно выбирают своих представителей в органы власти, и косвенными (многоступенными), когда представители народа избираются нижестоящими выборными органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят избранные народом выборщики или депутаты нижестоящих представительных органов либо те и другие.
Важнейшим принципом избирательного права является тайное голосование, что обеспечивает свободу волеизъявления граждан. Различаются активное (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным).Законодательство устанавливает уголовную ответственность для тех, кто путем насилия, обмана, угрозы или подкупа препятствует гражданам в осуществлении их права избирать и быть избранными.
В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потенциальному избирателю). Возрастной ценз — это установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени. Ценз дееспособности- ограничивает права психически больных людей. Служебный – ограничение участия в выборах лиц отдельных профессий и категорий (военные, органы охраны правопорядка, спецслужбы). В истории становления изб. права сущ. др цензы: имуществ., религиозый, образоват., моральный, рассовый, гендерный.
Принципы демокр. выборов
Выборы определяются целым рядом принципов — своего рода общепризнанных норм, имеющих безусловную ценность, поскольку они делают выборы именно демократическими. К общепризнанным принципам относят:
• принцип всеобщности избирательного права (принцип всеобщности ограничивается рядом цензов: наиболее распространены возрастной ценз, ценз гражданства, оседлости, ре- же — имущественный, религиозный, ценз пола);
• принцип равного избирательного права (все граждане, имеющие право участвовать в выборах, имеют равные права и равные обязанности как избиратели и как кандидаты);
• принцип тайного голосования (он относится к процедуре голосования; этот принцип обеспечивается различными способами технического характера, уменьшающими вероятность внешнего влияния на избирателей).
Некоторыми авторами выделяются и другие принципы — непосредственности выборов и свободного участия.
Избират. системы
Наряду с понятием «избирательное право» используется термин «избирательная система». Избирательная система — это закрепленная в законе система выдвижения кандидатов и подсчета голосов. В зависимости от порядка определения результатов голосования различают две основные избирательные системы: мажоритарную и пропорциональную.
Мажоритарная система основана на принципе большинства и предполагает голосование за конкретных кандидатов (независимых или от партий). Избирательные округа здесь являются одномандатными (от каждого округа избирается один депутат). Победителем считается кандидат, набравши» абсолютное (более 50 % голосов) или относительное (хотя бы на один голос больше, чем у соперника) большинство голосов. Если кандидатов несколько (три и более), выборы чаще проходят в два тура (в первом добиться абсолютного большинства претендентам довольно трудно, во втором — двум наиболее популярным политикам для победы достаточно относительного большинства).
Пропор. система предполагает голосование не за конкретных кандидатов, а за названия полит. партий. Депутатские моста в органе власти распределяются между победившими партиями соразмерно количеству поданных за них голосов. Что касается конкретных людей, занимающих места в парламенте, то они определяются по списку своей партии.
У обеих систем есть спои плюсы и минусы. К достоинствам мажорит. избират. системы относится то, что в ней заложены возможности формирования аффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным полит. партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способны проводить твердую гос. политику. Главными недостатками являются следующие: значительная часть избирателей страны (иногда до 50 %) остается не представленной в органах власти; партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест; две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят неодинаковое число кандидатов в органы власти.
К полож. свойствам пропор. избират. системы относится то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная расстановка политических сил. Она обеспечивает системы обратной связи между гос-вом и гражданским обществом, что способствует развитию политического плюрализма. Ее недостатки: правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью (многопартийные коалиции, включающие партии с разл. целями и задачами); зависимость депутатов от своих партий, так как голосование идет за полит. партии; непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая; полит. силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти.
Существует еще смешанная избирательная система, которая предполагает комбинирование пропорц. и мажор. систем с целью минимизации тех недостатков, которыми обладает каждая из них в отдельности. Такой симбиоз может состоять, например, в том, что одна часть парламента страны избирается по пропорц. системе, а другая — по мажоритарной.
Избират. кампания
Победа кандидата на выборах в значительной мере зависит от правильной организации и надежного информационного обеспечения избирательной кампании, т.е. от технологий ее проведения. Эта технология четко определяет этапы проведения выборов, структуру организующих ее органов, научно-социологические исследования, мониторинговые мероприятия, имидж кандидата, эффективность средств пропагандистского воздействия.
Избирательные кампании, независимо от типа выборов (президентские, парламентские, региональные, местного самоуправления) , имеют одинаковые этапы, границы которш определяются законами о выборах. Они выглядят следующим образом:
-определение даты проведения выборов;
-выдвижение кандидата, формирование его команды;
-сбор подписей в поддержку кандидата;
-регистрация кандидата;
-составление социально-психологической и политической матрицы избирателей округа (сведения о социальной» национальной и демографической структуре избирательного округа, уровне материального благосостояния, криминогев* ной обстановке, работе учреждений инфраструктуры, об отношении к партиям, авторитетности кандидата);
-разработка предвыборной программы кандидата и рокое ознакомление с ней избирателей;
-составление плана агитационно-пропагандистских мероприятий, встреч кандидата с избирателями;
-мониторинг избирательной кампании (он дает инфор* мадию о готовности избирателей участвовать в выборах); ^
-формирование денежного фонда кандидата, мобилизация организационно-технических средств (транспорта, связи, оргтехники и т.д.);
- обеспечение контроля в день голосования, оперативного сбора информации о ходе голосования;
- проведение заключительного социально-политологического исследования.