Причины и последствия раздробленности.
Период раздробленности является закономерным этапом в развитии всех средневековых государств. По мере экономического развития отдельных земель Руси их жители постепенно переставали ощущать потребность в центральной власти. Всюду росло население, строились города, создавались материальные условия для содержания собственного войска. Поэтому казалась излишней отправка в Киев в виде дани значительной части произведенного на местах.
Сами киевские князья раздавали земли своим сыновьям и другим родственникам. Но именно эти наместники возглавляли сепаратистские выступления. Однако главными носителями тенденций распада единой Руси выступали не столько князья, сколько местные бояре и города.
Значение Киева в XII в. уменьшается. Нападения половцев вынуждают часть населения уходить из Приднепровья. Перемещение международных торговых путей из Европы на восток на Средиземное море лишает Киев статуса важного торгового центра.
После 1132 г. Русь окончательно распалась на отдельные княжества. Однако видимость единства сохранялась. Главным среди князей по-прежнему считался великий князь киевский. Сохранялись общность языка и культуры, единая церковная организация.
Последствия распада были противоречивы. В отдельных землях происходило освоение новых земель, возникали и росли новые города, развивались ремесла и торговля. Однако в военном плане силы Руси значительно ослабли. К тому же междоусобные войны разоряли Русь. Нередко для помощи привлекались отряды половцев и иных чужеземцев, которые беспощадно грабили русские земли. Отрицательные последствия раздробленности были обычны для любой средневековой страны и существенно не влияли на общие темпы развития общества. Но для Руси они оказались роковыми. В XIII а. Русь не смогла дать отпор монгола- татарскому нашествию и была отброшена далеко назад в своем развитии.
Галицко-Волынское княжество.
На юго-западе Руси, в очень для развития хозяйства районе располагалось Галицко-Волынское княжество. Здесь были плодородные, защищенные от нападений кочевников земли и мягкий климат, проходили важные торговые пути, имелись залежи многих полезных ископаемых (так. Галич стал общерусским центром добычи и производства соли). Однако эти районы подвергались нападениям венгров и поляков. Для отражения нападений требовалось сильное войско. Поэтому существенную роль в Галицко-Волынской земле играло боярство, составлявшие основу боевой силы. Бояре верховодили в городах, хотя в городских общинах немалую роль играла и верхушка торгово-ремесленного населения.
В XII в. в Галицко-Волынской земле сложилось несколько княжеств. Князья их. по существу, являлись исполнителями воли местных бояр и городских общин. Их призывали и изгоняли, натравливали одних князей на других. Некоторые князья пытались укрепить свою власть п подавить своеволие бояр и городских общин. Таким был Ярослав Осмомысл в Галиче. Трижды по решению веча его лишали княжения, но. в конце концов, он укрепился в Галиче, однако должен был считаться с боярами и горожанами. В конце XII в. самым могущественным князем на юго-западе ста.! праправнук Владимира Мономаха Роман, княживший во Владимире-Волынском. Ему удалось стать также князем Галичан объединить пол своей властью всю Юго-Западную Русь. После гибели Романа е} 1205 г. его владения распались. Бояре к тому времени настолько усилились, что не только ставили, свергали и убивали князей, но иногда даже сами садились на княжение в Галиче. По призыву бояр во главе княжества не раз становились также правители из Венгрии и Польши.
Упорную борьбу с боярами вел сын Романа Даниил, прозванный позже Галицким. Сначала он утвердился во Владимире, а затем и в Галиче. Даниил в своей политике начал опираться не только на преданных бояр, но и на мелких землевладельцев. Он раздавал небольшие наделы земли с крестьянами своим воинам при условии их службы у него. Данилу удалось значительно упрочить свою власть. Он не раз отражал нападения западных соседей. Однако при наследниках Даниила Галицкого земли княжества вошли в состав Венгрии. Полыни и Великого княжества Литовского.
Новгородское княжество.
Новгород был центром обширнейших земель на севере Руси. Сам город, где высокого уровня развития достигли ремесла и торговля, имел прочные связи со странами Западной Европы и Востока. Сельское хозяйство не могло обеспечить потребности населения, поэтому Новгород ввозил хлеб.
Господствующую роль в Новгороде играли бояре. Они владели крупными вотчинами и участвовали в торговле и промыслах. Князь в Новгороде полностью зависел от бояр и городскою веча (на котором также верховодили бояре). Подчиненное положение князя а Новгороде было скреплено законами.
Управление городом и подвластными ему землями осуществляли выбираемые на вече должностные лица — посадник, тысяцкий. а также владыка (архиепископ). Князь же был военачальником, а также высшей судебной инстанцией. Князья в Новгороде менялись гораздо чаше, чем в других землях, поэтому его называют боярской республикой. Подобные порядки установились и в Пскове. отделившемся в XIII в. от Новгорода.
Владимиро-Суздальское княжество.
В междуречье Оки и Волги на северо-востоке Руси находился центр Владимиро-Суздальского княжества. Земли здесь были менее плодородными, чем на юге, но все же имелись места с хорошей почвой (ополья), которые позволяли получать богатые урожаи. Постепенно славяне здесь ассимилировали местное финно-угорское и балтекое население. Северо-восток стал одним из наиболее развитых регионов Руси.
Взаимоотношения князей, городов и боярства в княжестве к середине XII в. напоминали порядки в других землях Руси. Бояре и городские общины призывали и свергали князей но своей воле. Однако княжеская власть здесь была несравненно более сильной, чем в иных землях, вследствие того что освоение северо-востока происходило при участии князей. В свое время Владимир Мономах основал здесь город Владимир, В городах, основанных князьями, традиции самоуправления были первоначально не слишком сильными, они подчинялись князьям. Бояре получали вотчины от князей и также во многом зависели от них. Многие князья Владимиро-Суздальского княжества являлись выдающимися государственными деятелями.
Владимир Мономах отправил в северо-восточные земли своего младшего сына Юрия (1125— I !57). С его деятельностью связано рождение многих городов, включая Москву. Князь получил прозвище Долгорукий за то, что протягивал своя «долгие руки» к другим землям. Так. он совершал походы против Новгорода, Волжской Болгарии и т.д. И всю жизнь Юрий боролся за власть над Киевом. Пол конец жизни ему удалось получить княжение в Киеве, где он и умер, отравленный боярами.
Сыновья Юрия уже были князьями, основные интересы которых сосредоточились на северо-востоке Руси. Его старший сын Андреи Бого.1ю6ский (1157 — 1174) бежал сюда еще во время пребывания отца в Киеве. Позже, захватив Киев. Андрей не остался в Нем, а передал его своему брату. В деятельности Андрея Боголюбского можно увидеть явное стремление к укреплению своей власти внутри княжества. Столицей он сделал не старые города ростов или Суздаль с их традициями самоуправления, а молодой Владимир. Но жил он не в нем, а в основанном невдалеке городке Боголюбове. Принимая эти меры, Андрей стремился в меньшей степени зависеть от городских общин. От бояр он также требовал Повиновения. В летописи Андрей Боголюбский назван «самовластием». Он раздавал мелкие земельные владения своим слугам с целью обеспечить себе надежную опору. Однако бояре стремились выйти из-под власти князя. В конце концов, Андрей был убит
боярами.
К. тому времени город Владимир уже окреп и, как и иные крупные города, стал призывать и изгонять князей. В течение двух лет длилась усобица во Владимиро-Суздальской земле. Наконец, Владимиры призвали на престол младшего брата Андрея — Всеволода (1176—1212). Он проявил себя как заботливый правитель и много сделал для укрепления княжества, Всеволод продолжал политику . брата по усилению своей власти, но действовал более мягкими
способами.
Однако Северо-Восточная Русь распалась сразу после смерти Всеволода. Князь имел шесть сыновей, поэтому его прозвали Большое Гнездо. Между сыновьями Всеволода разгорелась междоусобная борьба. Она сопровождалась военными столкновениями, самым крупным из которых стало сражение на реке Липице в 1216 г. В результате усобиц Владимиро-Суздальское княжество фактически распалось на несколько уделов. В них сидели сыновья Всеволода и их потомки. Старшим среди них считался великий князь владимирский.
Древнерусская культура
Условия развития культуры.
Долгое время определяющим в духовной жизни славян являлось язычество. После принятия христианства на смену ему пришло другое, во многом противоположное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве все земное считалось бренным и преходящим, а настоящей жизнью являлась
жизнь после смерти,
В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но вобрала и себя многие языческие мотивы, обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как масленица.
Через христианство на Руси были восприняты многие достижения античной, особенно древнегреческой культуры. Велико было влияние культуры южных славян, прежде всего болгар. Большую роль сыграли некоторые черты культуры ассимилированных славянами финно-угорских и балтийских племен. Немилое значение имело влияние кочевых народов, как древних (скифов), так и современных Руси (хазар, половцев). Наконец, Русь имела широкие связи с Западной Европой и воспринимала ее культуру.
Письменность и литература. Для Руси было характерно широкое распространение грамотности. Это было необычно для Европы того времени. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого королева Франции Анна в письме отцу высказывала свое удивление низким уровнем образованности жителей ее королевства по сравнению с Русью. Католичество считало важной письменность лишь на латинском языке, недоступном большинству населения. Православие же допускало чтение Библии на национальных языках. Это делало грамотность более доступной и распространенной.
Древнейшая письменность существовала на Руси еще до принятия христианства. Свидетельство тому сообщение летописи о русском тексте договоров Олега и Игоря с Византией. Вместе с христианством на Русь попала общеславянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием.
Об уровне образованности на Руси говорят берестяные грамоты — письма друг к другу людей самого различного социального статуса, найденные археологами. О грамотности горожан свидетельствуют также надписи на стенах церквей, на гончарных и других изделиях.
Наряду с книгами, привезенными из других стран, появились и книги русских авторов. В настоящее время мы знаем лишь о разрозненных остатках этих книг: большинство их погибло в последующие годы. Первым из русских писателей считается митрополит Идарион. В своем философски публицистическом труде «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправное место Руси среди других христианских стран, показывает смысл Крещения Руси.
Важнейшим произведением древнерусской литературы является «Повесть временных лет». По традиции, ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Однако это устоявшееся мнение не подтверждается научными данными. Нестор был автором « Чтения о Борисе и Глебе» и «Жития Феодосия Печерского». Описание событий жизни и гибели первых русских святых в «Чтении о Борисе и Глебе» Нестора кардинальным образом расходится с описанием этих сюжетов в «Повести временных лет». «Повесть» — сложное произведение, вобравшее в себя фрагмент, разных летописей и литературные труды многих авторов. Они были собраны вместе в Киеве в начале XII в,
Крупным писателем был Владимир Мономах, автор многих посланий и «Поучении» детям, которое читали и через несколько столетий после его создания. «Поучение» наполнено глубокими Философскими размышлениями о смысле жизни, об обязанностях правителя, о соотношении нравственности и политики.
Философско-религиозные искания отразились в таких известныхпроизведениях, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточника "Др.
Все эти произведения написаны в русле христианской традиции. Но были и произведения, где языческие черты преобладали над христианскими. Это самый выдающийся памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». В нем рассказывается о неудачном походе Новгород- северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В поэтической форме дается широкая панорама жизни Руси того времени. Неизвестный автор «Слова» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом. Кроме письменной литературы существовала и устная. Это народные сказания — былины. Они записаны в основном в XIX в., а до того передавались из поколения в поколение сказителями. Д'Х
Архитектура и изобразительное искусство.
Первые каменные ^христианские храмы строили мастера из Византии. Но уже в них проявились самобытные черты русской архитектуры. Древнейшая из сохранившихся построек — Софийский собор XI в. в Киеве. Однако его много раз перестраивали. Совсем немного уступает ему по древности Софийский собор в Новгороде. Он сохранился почти в первозданном виде. Это величественное и суровое сооружение, характерное для Северной Руси.
В XII в. вырабатывается особый русский тип однокупольных храмов. Больше всего их во Владимиро-Суздальской земле. Самый известный храм — церковь Покрова на Нерли, возведенная при Андрее Боголюбском. Правда, ныне она также несколько изменила свой вид по сравнению с первоначальным. Храм поражает красотой и гармонией. Не менее прекрасны Успенский и Дмитриев-скип соборы во Владимире, многие церкви Суздаля, Переплавляли Залесского и т.д. Самостоятельные школы сложились в новгородской архитектуре, архитектуре других земель.
Многие соборы украшены каменной резьбой и рельефами. В них проявилось не всегда совпадающее с аскетическими идеалами церкви стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных, растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном искусстве.
Художественное творчество Древней Руси представлено фресками, иконами, мозаиками. В живописи велико было влияние византийского искусства.