Культура Руси конца XIII —XVII в.

Условия развития культуры. Разорение русских земель в результате нашествия Батыя и последующих походов ор­дынцев вызвало упадок во всех сферах культуры. Положение

усугублялось тем, что в Орду постоянно угонялись ремеслен­ники. Следствием нашествия стало исчезновение многих ви­дов искусства и ремесла. Так, лишь в конце XIII в. вновь ста­ли строить каменные церкви. Из них до наших дней сохра­нилась лишь церковь Николы, на Липне под Новгородом. Сравнение ее с великолепными храмами домонгольской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей.

Однако именно сохранение и возрождение культуры стало одним из главных факторов духовного выживания русских людей в условиях ордынского ига.

Литература XIII — начала XVIв. Первым памятником художественной литературы после нашествия можно счи­тать «Слово о погибели Русской земли». До нас дошло только начало этого произведения, воспевающего красоту и величие домонгольской Руси. Призыв к самопожертвованию в борьбе со страшным врагом содержится в таких произве­дениях, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «По­весть о Меркурии Смоленском», и др. Как наказание за гре­хи оценивал нашествие видный писатель владимирский епи­скоп Серапион. В его посланиях выражалась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига.

Лишь после победы на Куликовом поле в литературе по­явились иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма «Задонщина», написанная под влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиций древнерусской культуры. Скорбя о погибших, автор «Задонщины» Софоний Рязанец воспевает их подвиг во имя Руси.

В начале XV в. было создано «Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказа­ние» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.

В XV в. были написаны многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

Одним из наиболее известных и ярких литературных про­изведений XV в. является «Хождение за три моря» Афана­сия Никитина. Тверской купец А.Никитин совершил пу­тешествие в Индию в 1466 —1472 гг. В своих записках он подробно рассказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубокой симпатией наполнены описания жизни индийцев. Различие веры не мешало автору объективно вос­принимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли его посто-

янно возвращались к положению на родине. «А Русскую зем­лю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней спра­ведливости» — так заканчивается «Хождение за три моря».

Архитектура и искусство XIV- - XV вв. В XIV в. в русских городах развернулось каменное строительство. Большим свое­образием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независи­мости, обращали взоры к старине и возводили храмы по об­разцу древних построек.

Крупнейшим центром архитектуры к середине XIV в. ста­ла Москва. При Иване Калите были возведены самые боль­шие на тот период каменные храмы (не сохранившиеся до нашего времени), а при Дмитрии Донском — первые в Северо-Восточной Руси стены из белого камня, добытого в подмос­ковных каменоломнях.

К концу XV в. белокаменный Кремль сильно обветшал. Иван III решил построить необычный Кремль. Под руковод­ством итальянских мастеров, организовавших производство высококачественного кирпича, была создана кремлевская стена с восемнадцатью башнями. Для своего времени это было выдающееся фортификационное сооружение.

Итальянских мастеров привлек Иван III и для строитель­ства новых соборов внутри Кремля, которые заменили также обветшавшие соборы времен Ивана Калиты. Главный храм Руси — Успенский собор итальянец Аристотель Фиора-ванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. Самым нарядным сооружением Кремля стал Архангельский собор, построенный итальянским мастером Алевизом Фря-зином Новым. Архитекторы из Пскова возвели изящный Благовещенский собор.

«Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV — начало XV в., когда творили великие художники Феофан Грек и Андрей Рублев.

Феофан Грек, мастер фресковой живописи, был выходцем из Византии. Его сюжеты характеризуются глубоким про­никновением во внутренний мир образов.

Наиболее прославленным творением Андрея Рублева ста­ла икона «Троица». В образе трех ангелов, символизирую­щих единство трех лиц Бога — Отца, Сына и Святого Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной красоты. В творчестве Рублева отразилась эпоха национального подъ­ема, вызванного Куликовской победой.

Вконце XV в. прославленным мастером иконописи был монах Дионисий, выходец из знатного рода. Для его творе­ний характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.

Развитие культуры в XVI в.Складывание и развитие еди­ного Русского государства породило обширную публицисти­ческую литературу. Главной ее темой стал вопрос о путях дальнейшего развития страны. Некоторые публицисты кон­ца XV — начала XVI в. были приверженцами ересей, кото­рые распространились тогда в России. Они выступали против учения православной церкви по многим вопросам. Один из наиболее образованных еретиков, дьяк Ивана III,выдающий­ся дипломат Федор Курицын в своем стихотворении «Лао-докийское послание» высказал идею о свободе воли человека: «Душа самовластна, ограда ейвера».

Церковные публицисты выступали против еретиков. Один из них, монах Ермолай Еразм (середина XVI в.), всвоих трудах выступил как выразитель настроений крестьянства. «Больше всего полезны пахари, их трудами создаются глав­нейшие богатства», — писал он, призывая ограничить власть бояр и дворян над крестьянами.

Дворянин Иван Пересветов в сочинении, предназначен­ном для царя Ивана Грозного, выдвинул идею создания го­сударства с безграничной властью правителя над его поддан­ными. Однако, держа в узде крупных землевладельцев, управлять государством правитель должен был в интересах «простых воинников», т.е. дворян. С иными идеями высту­пил Андрей Курбский, написавший после бегства из Рос­сии несколько произведений и три послания Ивану Грозно­му. Он считал, что русский царь, если хочет блага своей стра­не, должен править в согласии не только с боярами, но и с выборными от всех свободных сословий («всенародными че­ловеками»). Иван Грозный в ответных посланиях Курбскому разоблачал крамолы бояр и доказывал, что именно их изме­ны и становятся причиной гибели государства. Поэтому царь по своей воле, в которой выражается воля Бога, должен «каз­нить и миловать» любых своих подданных.

В XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Одним из первых и наиболее выдающих­ся памятников этого стиля стала церковь Вознесения в селе Коломенском. Одним из главных символов нашей страны яв­ляется другая постройка шатрового стиля — Покровский собор, «что на рву» (храм Василия Блаженного) на Красной площади. Он был возведен зодчими Постником Яковле-

вым и Бармой в 1555 —1560 гг. в честь взятия русскими войсками Казани.

В XVI в. вокруг многих городов были возведены каменные стены. Известным создателем укреплений являлся Ф.С.Конь. Им построены стены Белого города в Москве, стены Смолен­ского кремля и др.

Начало книгопечатанияВажнейшим явлением XVI в. ста­ло распространение книгопечатания. Первая печатная книга с кириллическим шрифтом была издана в Кракове в конце XV в. немецким книгоиздателем. В начале XVI в. книги в Вильно печатал знаменитый западнорусский просветитель Франциск Скорина.

В Москве первые книги напечатали в 50-е гг. XVI в. Од­нако дата этих изданий, как и имена печатников, неизвест­ны. В 1564 г. священник одного из кремлевских храмов Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпустил кни­гу «Апостол». Этот год и стал считаться годом начала рус­ского книгопечатания. Уникальность «Апостола» состоит в

том, что в нем не было ни одной опечатки. После отъезда Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Великое княжество Литовское они продолжили издавать книги, в частности Фе­доров напечатал первую русскую азбуку и первую полную Библию. Действовала типография и в Москве.

Культура России XVIIв. Почти весь XVII в. прошел для России в непрерывных военных столкновениях. Борьба с за­падными соседями заставила пристальнее приглядеться к их жизни, быту, достижениям. Необходимо было понять, в чем состоят преимущества Запада и попытаться, усвоив их, об­ратить в свою пользу.

Заимствование военной и промышленной техники, прие­мов ведения боевых действий и хозяйства открывало перед русскими людьми новую перспективу деятельности, непри­вычную по форме и содержанию, приучая даже к иному об­разу мыслей.

Под Москвой на месте нынешнего Лефортова сложилась Немецкая слобода — уголок западноевропейского быта. Мебель, статуэтки, зеркала, хитро украшенные часы, столы истулья «немецкой» и «польской» работы вносили заметные изменения в интерьер царского дворца и боярских дворов. Выходили многочисленные переводы с латинского, немецко­го, польского языков.

По почину Алексея Михайловича в Москве возникли «ко­медийные действа». Они устраивались пастором Грегори с помощью молодежи из числа иноземцев. Позже пастор стал обучать «комедийному делу» и русских. Среди них были и первые «крепостные актеры» — дворовые люди боярина А.С.Матвеева. Они же играли на музыкальных инструмен­тах и танцевали на западноевропейский манер.

Процесс обмирщения культуры, выхода ее из-под влияния Церкви шел в России на протяжении всего XVII в.

Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. связан с появлением книг о Смутном времени. Наи­более известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сло­веса» князя Ивана Хворостинина и др.

Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий.Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придвор­ным поэтом, сочинявшим оды в честь царской семьи.

Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии» протопопа Аввакума — автобиографии вдохновителя дви­жения старообрядцев.

На протяжении столетия появляются разнообразные по­вести, рисующие повседневную жизнь простых людей, — «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная».

В XVII в. существенным изменениям подверглась архитек­тура. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества XVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохра­нившийся до наших дней, но реконструированный в первом десятилетии XXI в.), все больший размах приобретает кир­пичное строительство.

Для украшения зданий использовали многоцветные израз­цы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам нарядный вид. Итогом развития архитектуры XVII. можно считать появление сооружений в стиле «нарыш­кинского барокко», отличавшихся многокомпонентным объемом постройки и симметричностью композиции.

Самым выдающимся живописцем середины XVII в. был Симон Ушаков. Он руководил иконописной мастерской, пи­сал иконы и парсуны (портреты), миниатюры и фрески. Под его началом были расписаны Архангельский и Успенский собо­ры, Грановитая палата в Московском Кремле. Используя тра­диционные иконографические приемы, Ушаков стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реалистичности изображенных ликов.

Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в про­свещении. Появились светские школы для детей. Первый пе­чатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском мона­стыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе. В 1687 г. в Москве открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое влияние на развитие русской культуры оказало монголо-
татарское нашествие и ордынское иго? Когда началось возрож­
дение культуры? В чем это выразилось?

2. Каковы достижения русской культуры конца XIII — начала

XVI в.?

3. Почему XVI в. называют «веком публицистики»? Какие идеи
обсуждались тогда в публицистических произведениях?

4. Почему возникновение книгопечатания считается важнейшим
событием в развитии культуры?

5. Дайте характеристику развития русской архитектуры XVI —

XVII вв.

6. В чем состояли особенности развития русской культуры в XVII в.?

7. Сравните русскую культуру конца XIII —XVII в. и средневеко­
вую культуру Западной Европы. Что вы видите в них общего и
в чем состояли различия?

Наши рекомендации