Западной Европы. Начало Ренессанса

Наука и богословие. Общественная мысль в Средние века развивалась в рамках христианской веры. Высшим автори­тетом являлась Библия. Однако это не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали общие

закономерности развития природы, человеческого общества и их взаимоотношения с Богом.

XI век стал временем рождения схоластики. Схоластике присуще подчинение мысли авторитету. Один из схоластов сформулировал тезис, что философия есть служанка бого­словия. Предполагалось, что всякое знание имеет два уров­ня — «сверхъестественное», даруемое в откровении Богом, и «естественное», отыскиваемое человеческим разумом. «Сверхъ­естественное» знание можно было получить, изучая Библию и писания отцов Церкви. «Естественное» знание отыскивалось человеческим разумом в сочинениях Платона и Аристотеля.

В XII в. противоборство различных направлений в схола­стике привело к открытому противостоянию авторитету Церк­ви. Возглавил его Пьер Абеляр, которого современники на­зывали «самым блестящим умом своего века». Абеляр ставил необходимым предварительным условием веры понимание. В середине XV в. по схоластике нанес удар Николай Кузан-ский. Он настаивал на обособлении изучения природы от бо­гословия.

Развитие образования.С XIв. начинается подъем средне­вековых школ. Обучение в школах велось сначала на латин­ском языке. Благодаря знанию латыни образованные люди разных стран могли свободно общаться между собой. В XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Основой образования в Средние века являлись так называе­мые «семь свободных искусств». Их делили на два уров­ня: начальный, куда входили грамматика, диалектика и ри­торика, и высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку.

В XII — XIII вв. с ростом городов набирали силу городские школы. Они были неподвластны прямому влиянию Церкви. Учащиеся-школяры стали носителями духа свободомыслия. Многие из них писали остроумные стихи и песни на латин­ском языке. Особенно доставалось в этих песнях Церкви и ее служителям.

Некоторые школы превращались с XIIв. в университеты. Так назывался союз школяров и преподавателей для учебы и защиты своих интересов. Первые высшие школы, подобные университетам, появились в итальянских городах Солерно (медицинская школа) и Болонья (юридическая школа). В 1215 г. был основан Парижский университет. ВXV в. в Европе было уже около шестидесяти университетов.

Университеты обладали широкой автономией, которую даровали им короли или папы. Преподавание велось в форме лекций и диспутов (научных споров). Университет подразде­лялся на факультеты. Младшим, обязательным для всех студентов, был артистический факультет. Здесь преподавали «семь свободных искусств». Старших факультетов было три: юридический, медицинский и богословский. Основой образо­вания во многих университетах являлись труды Аристотеля, которые стали известны в Европе через мусульманскую Ис­панию.

Архетектура.Скульптура.С ростом городов интенсивно

развивались архитектура. Возводились храмы, жилые дома, ратуши, торговые ряды и купеческие склады. В,центре горо­да обычно находился собор или замок. Вокруг главной город­ской площади строились дома с аркадами. От площади в раз­ные стороны расходились улицы. Вдоль улиц и набережных выстраивались дома в 2 — 5 этажей.

В XI— XIIIвв. в европейской архитектуре господствовал романский стиль. Такое название возникло, поскольку зодчие использовали некоторые строительные приемы Древ­него Рима. Для романских храмов характерны массивные сте­ны и своды, наличие башен, маленькие окна, обилие арок.

Соборы в готическом стиле стали возводить с XIIв. в Северной Франции. Постепенно этот стиль распространился по всей Западной Европе. Готические соборы возводились по заказу городских коммун и подчеркивали не только могуще­ство Церкви, но силу и вольность городов. В готическом со­боре легкие, ажурные стены как бы растворялись, уступая место высоким узким окнам, украшенным цветными витра­жами. Внутреннее пространство собора озарялось светом ви­тражей. Ряды стройных столбов и мощный взлет остроконеч­ных стрельчатых арок создавали чувство неудержимого дви­жения ввысь.

Изобретение книгопечатания.Изобретение печатного стан­ка произвело переворот не только в книжном деле, но ив жиз­ни всего общества. Создателем европейского способа книго­печатания считается немец Иоганн Гутенберг. Изобре­тенный им печатный набор позволил получать произвольное число одинаковых оттисков текста с формы, составленной из литер — подвижных и легко заменяемых элементов. Гутенберг первым применил пресс для получения оттиска, разработал рецепты типографской краски и сплава для отливки литер. Около 1455 г. Гутенбергом была издана первая полная печат­ная книга Европы — 42-строчная Библия (2 тома, 1282 стра­ницы). Открытие Гутенберга сделало книгу, а вместе с ней знания намного более доступными для людей.

РаннееВозрождение. В XIV — XV вв. в культуре Европы начинают происходить большие перемены, связанные с не­виданным взлетом науки, литературы, искусства. Это явле­ние получило название Возрождение (Ренессанс).Деятели Возрождения считали, что после гибели античного мира на­ступил период упадка — Средние века. И только теперь на­чинается истинное возобновление античной образованности, науки, культуры. Родиной Возрождения являлась Италия, где сохранилось немало из античного наследия и куда бежа­ли, спасаясь от турок, многие образованные люди из Визан­тии. С XIVв. любители античности развивали идеи гума­низма (признание ценности человека как личности, его пра­во на свободное развитие и проявление своих способностей). Позже их самих начали называть гуманистами. Центрами гуманизма становятся Флоренция, Венеция, Милан.

Одним из ведущих направлений в первой половине XV в. был гражданский гуманизм. Его основоположником счита­ется Леонардо Бруни, высшее должностное лицо Флорен­тийской республики. Он перевел с греческого на латинский ряд сочинений Аристотеля, писал собственные труды, среди которых «История флорентийского народа».

Еще один выдающийся итальянский гуманист XV в. Ло-ренцо Балла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Культура, считал Балла, — одна из сторон духовной жизни, не зависящая от Церкви. Она отражает и направляет мирскую жизнь, побуждает че­ловека жить в согласии с самим собой и окружающим ми­ром.

Живопись, ваяние и зодчество ступили на путь новатор­ства в первые десятилетия XV в. В это время в Италии фор­мируется новый тип зданий — палаццо и вилла (городское и загородное жилище). Простота фасада, совершенство про­порций, просторные интерьеры — вот характерные черты но­вой архитектуры.

Центром живописи в эпоху Возрождения становится Фло­ренция. Во второй половине XV в. художники ищут принци­пы построения перспективы для изображения трехмерного пространства. В этот период складываются различные шко­лы — флорентийская, северо-итальянская, венецианская. Внутри них возникает большое количество течений. Самым известным живописцем Раннего Возрождения стал Сандро Боттичелли.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое схоластика? Как развивалась общественная мысль в
Средние века?

2. Расскажите о развитии образования в Средние века. В чем со­
стояло значение появления и распространения университе­
тов?

3. В чем состоят различия между романской и готической архи­
тектурой?

4. Как появилось книгопечатание и какое значение имело это со­
бытие?

5. Почему в Западной Европе началось Возрождение и зародилось
учение гуманистов? Назовите наиболее известных представите­
лей Раннего Возрождения.

6. Сравните культуру Средневековья и Древнего мира. В чем были
их общие черты и различия.

Т Древней Руси к

Наши рекомендации