Средневековая культура. Начало Ренессанса

Наука и богословие.

Общественная мысль в Средние века развивалась в рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия. Однако это не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали общие закономерности развития при­роды, человеческого общества и их взаимоотношения с Богом.

XI век стал временем рождения схоластики. Схоластике прису­ще подчинение мысли авторитету. Один из схоластов сформулировал тезис, что философия есть служанка богословия. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня — сверхъестественное-, даруемое в откровении Богом, и «естественное», отыскиваемое человеческим разумом. «Сверхъестественное» знание можно получить, изучая Библию и писания отцов церкви. «Естественное» знание отыскивалось человеческим разумом в сочине­ниях Платона и Аристотеля.

В XII в. противоборство различных направлений в схоластике привело к открытому противостоянию авторитету церкви. Возгла­вил его Пьер Абеляр, которого современники называли «самым ^блестящим умом своего века». Абеляр ставил необходимым пред­варительным условием веры понимание. Противником Абеляра был Бернар Клервоск.ий. Он являлся одним из наиболее видных представителей средневековой мистики. В середине XV и. по схоластике нанес удар Николай Кузанский. Он настаивал на обособлении изучения природы от богословия.

Своеобразным явлением средневековой науки, которая была ^переплетена с верой, стала алхимия. Главной задачей всех алхими­ков было нахождение способа превращения простых металлов в золото, происходившего якобы при помощи так называемого «фи­лософского камня». Алхимикам принадлежит открытие и усовершенствование составов многих красок, металлических сплавов, ;:лекарств.

Развитие образования.

С XI в. начинается подъем средневековых школ. Обучение в школах велось сначала только на латинском языке. Благодаря знанию латыни ученые разных стран могли свободно

общаться между собой. Лишь в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках.

Основой образования в Средние века являлись так называемые «семь свободных искусств». Их делили на два уровня: начальный, куда входили грамматика, диалектика и риторики, и высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку.

В XII —XIII вв. с ростом городов набирали силу городские шко­лы. Они были неподвластны прямому влиянию церкви. Учащиеся-Школяры стали носителями духа свободомыслия. Многие из них писали остроумные стихи и песни на латинском языке. Особенно Доставалось в этих песнях церкви и ее служителям.

Университеты.

Существовавшие в некоторых городах шкалы превращались с XII в. в университеты. Такназывался союз школя­ров и преподавателей для учебы и зашитысвоих интересов. Пер­вые высшие школы, подобные университетам, появились в ита­льянских городах Солерно (медицинская шкода) и Болонья (юри­дическая школа). В 1200 г. был основан Парижский университет. В XV в. в Европе было уже около 60 университетов.

Университеты обладали широкой автономией, которую даро­вали им короли или папы. Преподавание велось в форме лекций и диспутов (научных споров). Университет подразделялся на факуль­теты. Младшим, обязательным для всех студентов, был артисти­ческий факультет. Здесь преподавали «семь свободных искусств». Старших факультетов было три: юридический, медицинский и бого­словский. Основой образования во многих университетах являлись труды Аристотеля, которые стали известны в Европе через му­сульманскую Испанию. Университеты, являясь центрами знаний, играли важную роль в культурном развитии.

Архитектура. Скульптура.

С ростом городов интенсивно разви­вались градостроительство и архитектура. Возводились жилые дома, ратуши, гильдейские лома, торговые ряды и купеческие склады. В центре города обычно находился собор или замок. Вокруг глав­ной городской площади строились лома с аркадами. От площади в разные стороны расходились улицы. Вдоль улиц и набережных вы­страивались лома в 1 — 5 этажей.

В XI—XIII вв. в европейской архитектуре господствовал роман-скип стиль. Такое название возникло, поскольку зодчие использо­вали некоторые строительные приемы Древнего Рима. Для роман­ских храмов характерны массивные стены и своды, наличие ба­шен, маленькие окна, обилие арок.

Соборы в готическом стиле стали строить с XII в. в Северной Франции. Постепенно этот стиль распространился по всей Запад­ной Европе, оставаясь господствующим до конца Средневековья. Готические соборы возводились по заказу городских коммун и подчеркивали не только могущество церкви, но силу и вольность городов. В готическом соборе легкие, ажурные стены как бы ра­створялись, уступая место высоким узким окнам, украшенным великолепными цветными витражами. Внутреннее пространство Готического собора озарено светом витражей. Ряды стройных стол­бов и мощный взлет остроконечных стрельчатых арок создают чувство неудержимого движения ввысь и вперед.

Огромной выразительной силой обладала готическая скульп­тура. Человеческие страдания, очищение и возвышение через них отражены на липах и в фигурах. Живопись в готических соборах была представлена главным образом росписью алтарей.

Изобретение книгопечатания.

Изобретение печатного станка произвело переворот не только в книжном деле, но и в жизни

всего общества. Создателем европейского способа книгопечата­ния считается немец Иоганн Гутенберг. Его способ (печатный на­бор) позволил получать произвольное число одинаковых оттис­ков текста с формы, составленной из литер — подвижных и легко заменяемых элементов. Гутенберг первым применил пресс для получения оттиска, разработал рецепты типографской краски и сплава для отливки литер.

Первая печатная страница Гутенберга датируется 1445 г. Пер­вым полным печатным изданием Европы стала в 1456 г. 42-строч­ная Библия (2 тома, 1282 страницы). Открытие Гутенберга сдела­ло книгу, а вместе с ней знания намного более доступными для широкого круга грамотных людей.

Раннее Возрождение.

В XIV —XV вв. в культуре Европы проис­ходят большие перемены, связанные с невиданным взлетом науки. литературы, искусства. Это явление получило название Воз рождения (Ренессанса). Деятели Возрождения считали, что после гибели античности наступил период упадка — Средние века. И только теперь начинается возрождение античной образованности, науки, культуры. Родиной Возрождения являлась Италия, где сохранилось многое от античного наследия и куда бежали, спасаясь от турок, образованные люди из Византии. С XIV в. любители античности развивали идеи гуманизма (признание ценности чело-; века как личности, его право на свободное развитие и проявление ; своих способностей). Позже их самих начали называть гуманистами. Центрами гуманизма становятся Флоренция, Венеция, Милан.

Одним из ведущих направлений в перкой половине XV н. был гражданский гуманны. Его основоположником был Леонардо Бруни, высшее должностное лицо Флорентийской республики. Он перевел с греческого на латинский ряд сочинений Аристотеля, а е писал собственные работы, среди которых «История фло­рентийского народа».

Еще один выдающийся итальянский гуманист XV в. Лоренцо Валла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Культура, считал Балла, -- одна из сторон духовной жизни, не зависящая от церкви. Она отражает и направляет мирскую жизнь, побуждает человека жить в согласии с са­мим собой и окружающим миром.

Иное направление в итальянском гуманизме XV в. представля­ло творчество Леона Баптиста Альберти. Он был мыслителем и писателем, теоретиком искусства и архитектором. У Альберти гу­манистическая концепция человека основана на философии Пла­тона и Аристотеля, Цицерона и Сенеки. Ее главный тезис — гар­мония как один из основных законов бытия. Законам гармонии подчиняется и вселенная, и внутренний мир человека. Гуманист

Утверждал идеал активной гражданской жизни, в которой человек раскрыть природные свойства своей натуры.

В отличие от гуманизма, начавшего складываться но второй половине XIV в., живопись, ваяние и зодчество ступили на путь новаторства лишь в первые десятилетия XV в. В это время в Ита­лии формируется новый тин здания — палаццо я вилла (городское и загородное жилище). Простота фасада, совершенство пропор­ций, просторные интерьеры — вот характерные черты новой ар­хитектуры.

Центром живописи в эпоху Возрождения становится Флорен­ция. Во второй половине XV в. художники ищут принципы пост­роения перспективы для изображения трехмерного пространства. В этот период складываются различные школы — флорентийская, северо-итальянская, венецианская. Внутри них возникает боль­шое количество течений. Самым известным живописцем Раннего Возрождения стал Сандро Бпттичеми.

ТЕМА 4ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К МОСКОВСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

Образование Древнерусского государства

Наши рекомендации