Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
Р.З.Амиров, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ
Условия и порядок введения режима чрезвычайного положения на территории республик в составе Российской Федерации регламентируются в настоящее время Конституцией Российской Федерации, Законом РСФСР от 17 мая 1991 года «О чрезвычайном положении». Конституциями и соответствующими законами республик.
В республиканских Конституциях нормы, устанавливающие условия и порядок введения режима чрезвычайного положения, закрепляются в разделах о правах и свободах граждан, о полномочиях республиканских органов власти. Режим чрезвычайного положения на территориях республик и в отдельных местностях может устанавливаться Президентом (Республики Башкортостан, Татарстан, Ингушетия, Калмыкия и др.), главой исполнительной власти (Республика Карелия), высшим органом исполнительной власти (Республика Дагестан) с утверждением решения высшим законодательным органом республики. В Чеченской Республике режим чрезвычайного положения может вводиться как президентом, так и парламентом.
В соответствии со статьей 95 Конституции Республики Башкортостан чрезвычайное положение на территории республики или в отдельных ее местностях вводится Президентом Республики Башкортостан в интересах обеспечения безопасности граждан. В срок непозднее суток принятое решениедолжно быть внесено на утверждение ГосударственногоСобрания.
Закон «О чрезвычайном положении» предусматривает возможность введения чрезвычайного положения Указом Президиума Верховного Совета республики (в настоящее время - Президентом) с уведомлением Президента РСФСР и Президиума Верховного Совета РСФСР, если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения затрагивают территорию только одной республики.
В соответствии со статьей 68 Конституции Республики Башкортостан федеральные органы власти не могут вводить чрезвычайное положение на территории Республики Башкортостан или в отдельных ее ме-
стностях без предварительногосогласия Государственного Собрания РеспубликиБашкортостан. Данное положение содержится и в пункте 4 статьи III Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной властиРоссийской Федерации и органами властисуверенных республик в составе Российской Федерации. Российский закон «О чрезвычайном положении» предусматривает необходимость согласия высшего законодательного органа 'республики лишь в случае, если чрезвычайное положение вводится только на территории одной из республик, входящих в состав Российской Федерации. В тоже времятакого согласияне требуется, если:
1) в соответствии со статьей 88 Конституции Российской Федерации чрезвычайное положение вводится Президентом России на всей территории Российской Федерации (указ утверждается Советом Федерации);
2)чрезвычайное положение на территории республики вводится с целью пресечения массовых беспорядков,сопровождающихся насилием (статья 6Закон «О чрезвычайном положении»).
Порядок и условия введения чрезвычайного положения на территории Республики Башкортостан в указанных случаях республиканским законодательством не регламентируются.В такой ситуации возникает Коллизия между федеральным законодательством и статьей68 Конституции Республики Башкортостан. Для ее устранения, видимо, следует внести изменения и дополнения в действующийЗакон Республики Башкортостан «О чрезвычайном положении». Такая необходимость вытекаетиз той же статьи68: «Чрезвычайное положение на всей территории Республики Башкортостани в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельстви s порядке, установленных законом Республики Башкортостан».
На территориях отдельных республик чрезвычайное положение вводилось указом Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 года в Моздокском, Пригородном районах и прилегающих к нему местностях Северной Осетии и и Малобекском и Назраноаском районах Ингушской Республики. 7 февраля 1995 года Совет Федерации отказал в утверждении Указа о продлении режима чрезвычайного положения, в связи с чем был
Отменен.
Пробельность и наличие устаревших норм в чрезвычайном законодательстве Российской Федерации способствуют ущемлению прав республик, что видно на примере действий органов федеральной власти на территории Чеченской Республики. Как известно, для пресечения стремления Чечни выйти из состава Российской Федерации был использован силовой метод - введение на территорию республики сил и средств МВД и
Министерстваобороны Российской Федерации. Чрезвычайное положение в Чеченской Республике официально не объявлялось. Ссылка на Закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» была дана в Указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики»: «Создать Группу руководства действиями по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований, введению и поддержанию режима чрезвычайного положения на территории Чеченской республики». Однако указ не был опубликован, следовательно,исполнению не подлежал. Правовойосновой действий МВД и Вооруженных Сил являлись подзаконные акты. Следует отметить, что возможность осуществления правоохранительных функций ВооруженнымиСилами ныне действующим российским законодательством не предусмотрена.
В июле 1995 года Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел дело о проверке конституционности ряда актов, связанных с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике, признав, что указы Президента Российской Федерации приняты в пределах его конституционных полномочий. Фактически, по мнению ряда судей, данным Постановлением было признано наличие у президента «скрытых» полномочий, не закрепленных конституционными нормами- По мнению судьи Конституционного суда Н.В.Витрука, в Чеченской Республике был установлен специальный (особый) правовой режим, не совпадающий по своим характеристикам ни с чрезвычайным ни с военным положением. Представитель Президента России определил его как режим восстановления основ конституционного строя, конституционной законности и правопорядка на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, апелляция к скрытым полномочиям Президента Российской Федераци в сфере реализации чрезвычайного законодательства чревата произволом федерального центра в отношении республик, Это может выразиться в установлении на их территории специального (особого) режима, не закрепленного в федеральном законодательстве, в обход республиканских органов законодательной власти.
Законодательство ряда зарубежных стран предусматривает возможность применения федеральным центром силовых методов для обеспечения внутригосударственной безопасности и целостности федерации, Так, Президент США как главнокомандующий страны может осуществлять свои полномочия при условии чрезвычайных ситуаций: восстаний, массовых беспорядков. В этих случаях он «правомочен прибегать к использованию военной силы». Президент может по просьбе законодатель-
ного собрания или губернатора штата использовать национальную гвардию и войска «такой численностью и в таких пределах, какие он сочтет необходимыми». Допускает закон и то, что Президент, без просьбы властей штатов, может прибегнуть к действиям национальной гвардии и вооруженных сил на территории любого штата, когда, по его мнению, там появляются «незаконные препятствия функционированию государственной власти и исполнению законов», когда создаются и активизируются «незаконные объединения или вспыхивают мятежи». Военная сила в этом случае используется в таких пределах, «какие Президент сочтет необходимыми для восстановления законности и порядка»,
Статья 87а Основного закона ФРГ гласит: «В случае состояния обороны или напряженности на вооруженные силы может быть возложена защита гражданских объектов, проводимая в порядке поддержки полицейских мероприятий; вооруженные силы взаимодействуют при этом с соответствующими ведомствами, Для отражения опасности, угрожающей существованию или основам свободного демократического строя Федерации или одной из земель, федеральное Правительство может при недостатке полицейских сил и сил Федеральной пограничной охраны, использовать вооруженные силы для оказания помощи полиции и федеральной пограничной охране при защите гражданских объектов и для борьбы с организованными и располагающими боевым вооружением группами. Действия вооруженных сил должны быть прекращены, если того потребует Бундестаг или Бундесрат».
Таким образом, так называемое федеральное вторжение осуществляется в демократических государствах строго на основании закона. Учитывая опыт зарубежных федераций, необходимо упорядочить как федеральное, так и республиканское законодательство, регламентирующее порядок и условия введения режима чрезвычайного положения.