Федеральное коллизионное право


Федеральное коллизионное право представляет собой совокупность закрепленных в Конституции РФ норм, на основе которых разрешаются споры о компетенции, т.е. коллизии между нормами федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации. Преодолению возможных коллизий в законодательстве призвано содействовать федеральное коллизионное право, представленное соответствующими положениями (нормами) Конституции РФ - федеральными коллизионными нормами, т.е. нормами, содержащимися в федеральном законодательстве и определяющими, какой законодательный акт (РФ или субъекта Федерации) должен применяться по конкретному делу при разрешении конституционного спора. Такие нормы, в частности, содержатся в ст. 4, 15, 76 и некоторых других статьях федеральной Конституции. Указанные статьи закрепляют юридические механизмы, на основе которых возможно разрешение возникающих коллизий. К таким механизмам относятся: 1) конституционное закрепление верховенства федерального права. Это означает, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4); 2) закрепление положения о том, что законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае такого противоречия действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76); 3) установление иерархии юридической силы федеральных законов: федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76); 4) положение о том, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 16); 5) указание на то, что в случае, если положения федерального закона противоречат международному договору РФ, действуют положения международного договора (ч. 4 ст. 15), и др

Глава 3. Ответственность и иные меры принуждения в конституционном праве
15. § 1. Конституционная ответственность как вид принуждения в конституционном праве
16. § 2. Понятие, виды, меры конституционной ответственности
17. § 3. Федеративная ответственность и федеральная интервенция (федеральное принуждение): конституционно-правовые основания применения в Российской Федерации

Конституционная ответственность как вид принуждения в конституционном праве


Конституционная ответственность представляет собой неблагоприятные последствия, которые наступают в случае отступления от конституционно-правовых требований полномочных органов государства, его должностных лиц, а также иных субъектов политической деятельности. В отличие от иных видов юридической ответственности конституционную ответственность характеризуют следующие признаки: субъектами конституционной ответственности являются государственные органы и должностные лица, а также общественные образования, полномочные принимать решения, затрагивающие основные права и свободы граждан, интересы государства или какой-либо его территории. Субъектами конституционной ответственности выступают государство, органы государственной власти, общественные объединения граждан, должностные лица. На гражданина, не являющегося должностным лицом, такая ответственность не распространяется.

Конституционная ответственность применяется не только за совершение правонарушения, но и при несовершении таковых - за неправильный политический курс, неэффективную государственную деятельность, слабость руководства и др.; ее характеризует специфический набор санкций, не присущий какому-либо иному виду юридической ответственности

Наши рекомендации