ВК РФ, Статья 10. Прекращение права пользования водными объектами
1. Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и настоящим Кодексом, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
3. Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:
1) нецелевое использование водного объекта;
2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;
3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.
4. Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.
5. Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса. Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:
1) прекратить в установленный срок использование водного объекта;
2) обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.
Основаниями прекращения права водопользования являются следующие юридические факты:
- отказ водопользователя от пользования водным объектом;
- смерть водопользователя-гражданина или прекращение деятельности водопользователя-юридического лица;
- прекращение особого пользования водными объектами;
- естественное или искусственное исчезновение водных объектов;
- истечение срока пользования водным объектом;
- переход прав пользования водными объектами в установленном порядке.
Принудительное прекращение прав пользования водными объектами возможно в случаях:
- неиспользования водного объекта в течение трех лет;
- неиспользования в течение одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов;
- использования водных объектов не по целевому назначению;
- возникновения необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд;
- несоблюдения условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
- запрещения использования водных объектов.
Право водопользования прекращается путем аннулирования лицензии на водопользование. В случае принудительного прекращения права водопользования лицензия аннулируется после предупреждения водопользователя о допущенных нарушениях водного законодательства и неустранения их в установленный срок.
Аннулирование лицензии является основанием для расторжения договора пользования водным объектом.
Возможен и обратный порядок прекращения права водопользования, когда расторжение договора пользования водным объектом становится основанием для аннулирования лицензии на водопользование (ст. 61 ВК РФ).
18. Осуществление и юридическая защита права водопользования.
Водопользователи по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом.
Не допускаются действия водопользователей, осуществляемые с нарушением прав и законных интересов других лиц или наносящие вред состоянию водных объектов.
Вмешательство со стороны органов исполнительной власти в деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Судебная защита прав пользования водными объектами
Защитунарушенных или оспоренных прав пользования водными объектами осуществляют суд,арбитражный суд или третейский суд в соответствии с подведомственностью дел,установленной процессуальным законодательством Российской Федерации.
Водопользователи по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом. Вмешательство со стороны органов исполнительной власти в деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов, запрещается, кроме случаев, установленных законом.
Содержание права водопользования образуют права и обязанности субъекта по владению и пользованию предоставленным ему водным объектом. К числу наиболее общих из них относятся следующие.
Согласно ст. 92 ВК РФ водопользователиимеют право:
- осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством;
- получать информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
· осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством.
Вместе с тем водопользователиобязаны:
- рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
- не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;
- не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;
- содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения;
- информировать в установленном порядке соответствующие органы об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов; своевременно осуществлять мероприятия по их предупреждению и устранению;
- выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
- вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами;
- своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;
- соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;
- выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством.
19. Понятие правовой охраны водных объектов.
Охрана вод представляет собой деятельность людей, направленную на сохранение, восстановление и улучшение природных запасов воды на земле. Что касается достижения этих целей, то оно обеспечивается разнообразными, причем не только правовыми, но и естественно-научными, техническими, экономическими средствами[15].
В области взаимодействия общества и природы функции права проявляются: в законодательном закреплении объектов природы, подлежащих охране и использованию, в определении прав и обязанностей природопользователей и закреплении разрешительных мер по использованию ее богатств.
Совокупность правовых средств составляет правовую охрану вод. Цели правовой охраны вод и вытекающие из них основные положения, установленные ст.ст.3,5 Водного Кодекса РФ, где говорится, что водное обеспечение в целях обеспечения рационального использования вод для нужд населения и народного хозяйства, охрана вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, улучшения состояния водных объектов, а также охраны прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепления законности в области водных отношений регулируется настоящими Основами, издаваемыми в соответствии с ним другими актами водного законодательства[16].
По своему содержанию правовая охрана вод представляет собой систему государственных и общественных мероприятий, включающую в себя четыре группы:
1) установление научно-обоснованных правовых требований по охране вод, регламентирующих определенные права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан;
2) проведение хозяйственно-организаторской работы по выполнению этих правовых требований;
3) осуществление государственного и общественного контроля за выполнением требований охраны вод;
4) применение мер ответственности к лицам и организациям, виновным в нарушении законодательства об охране вод
20. Принципы правовой охраны водных объектов.
Государственное управление в области использования и охраны водных объектов основывается на принципах: устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды); сочетания рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов); разграничения функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.
21. Общая характеристика законодательства в области охраны водных объектов.
Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.
Цели водного законодательства Российской Федерации реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития и улучшения состояния окружающей природной среды). Государственное управление в области использования и охраны водных объектов основывается на принципах:
• устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);
• сочетания рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);
• разграничение функции управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.
Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено
в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны или безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды и историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа управления, использованием и охраной водного фонда, согласованного с государственным органом управления использованием и охраной недр, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и органом управления использованием и охраной рыбных ресурсов.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и водным законодательством Российской Федерации.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются исходя из:
• предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;
• предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.
Основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является плотность водопользования.
Экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов предусматривает создание систем:
• платежей, связанных с пользованием водными объектами;
• финансирования восстановления и охраны водных объектов;
• экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ
Водный кодекс (ВК РФ) Глава 6. Охрана водных объектов
Лесной кодекс
Статья 44. Использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов
Статья 104. Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах
И Постановления правительства, например:
Постановление Правительства РФ от 6 мая 2015 г. N 440 "Об использовании грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ, для предотвращения негативного воздействия вод при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий таких ситуаций"
Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
22. Правовая охрана поверхностных водных объектов от загрязнения. Правовая охрана поверхностных водных объектов от засорения. Правовая охрана подземных водных объектов от засорения. Правовая охрана подземных водных объектов от загрязнения.
Засорение - это сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов.
Основными видами агентов засорения являются:
взвешенный мусор – мелкие твердые частицы, которые при попадании в воду некоторое время удерживаются в ее толще (не оседают на дно 12-литрового ведра в течение хотя бы двух минут);
пылевидно-пленочный мусор – очень мелкие частицы твердого вещества, удерживающиеся на пленке поверхностного натяжения;
плавающий мусор – небольшие фрагменты твердого вещества размером от нескольких мм2 до 0,25 м2, обладающие положительной плавучестью и длительное время (не менее суток) находящиеся на поверхности водного объекта;
донный мусор – небольшие фрагменты твердого вещества площадью от нескольких мм2 до 0,25 м2, обладающие отрицательной плавучестью и лежащие на дне;
прибрежный мусор – небольшие фрагменты твердого вещества площадью от нескольких мм2 до 0,25 м2, находящиеся на берегу или в периодически затапливаемой зоне водного объекта;
засоряющие предметы (крупноразмерный мусор) – отдельные крупные инородные предметы (площадью более 0,25 м2), плавающие на поверхности воды или лежащие на дне и в прибрежной зоне водного объекта (автомобильные шины и корпуса автомобилей, бревна, строительные плиты, фрагменты мебели и т.п.);
Засоряющие объекты – различные бесхозные разрушающиеся гидротехнические сооружения (а также их фрагменты), конструкции неизвестного назначения, сваи и другие остатки техногенных объектов на дне или в прибрежной зоне водоема.
1. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
2. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
3. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.
4. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
5. Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.
6. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
7. Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах запрещается.
8. Захоронение в морях или их отдельных частях донного грунта допускается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.