Проблемы государственно-правового развития России в современной историко-правовой науке
Для современного российского таможенника всесторонне разобраться и понять сущность происходящих в настоящее время государственно-правовых явлений в России можно лишь на базе освоения истории отечественного государства и права.
Первые государственные образования появились на исторической территории нашей страны в I тысячелетии до н.э. Это были рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии, Скифское и Боспорское царство, Хазарский каганат, Великая Булгария, а затем и Булгарское царство.
Их история подробно освещена в работах известных греческих историков – Геродота и Фукитида, наших отечественных исследователей Гайдуковича В.Ф., Каллистова Д.П., Блаватского В.Д. и других авторов[6].
Разложение родоплеменного строя и образование протогосударств у восточных славян происходит в V - второй половине IХ вв. В это время господствовало архаичное обычное право.
Предпосылки для перехода к государственному устройству возникают в эпоху так называемой военной демократии - власти военных вождей при сохранении остатков первобытного коллективизма и демократии.
В основе организации населения и военного управления лежала десятичная система: население было четко разбито на подразделения и в случае необходимости выставляло заранее определённое число воинов, сгруппированных по тысячам, десяткам, сотням.
Позднее эти десятичные подразделения использовались для взимания налогов, служили основой для административно-территориального деления.
Традиции и обычаи становятся основным регулятором общественных отношений. В них закреплялись выработанные столетиями наиболее рациональные, полезные для существования общества варианты поведения в определённых ситуациях, способы разрешения наиболее распространённых конфликтов.
В сумме своей они составляли архаичное обычное право, бытующее в устной форме. Его типичными институтами были кровная месть, талион[7], ордалии[8], судебные поединки, очистительные клятвы и др.
Восточные славяне миновали рабовладельческую государственность. Племенные княжения VII-IX вв. предшествовали Древнерусскому государству, существовали в виде «градов» и «село-городов». Они были зародышевой формой государственности в полупатриархальной-полуфеодальной Руси в тот период ее истории, когда основная масса сельского населения не утратила еще своей общинной собственности и не стала зависимой от феодала. Эпоха разложения первобытнообщинных отношений, время распада племенного строя и военной демократии характеризуется созданием на Руси, как и во многих других странах, особой военной организации, так называемая «десятичная» или «тысячная» система управления. Воины древнерусских «земель» и «волостей» объединялись в десятки, сотни и тысячи, которые возглавлялись десятскими, сотскими и тысяцкими.С течением времени тысяцкие и сотские теряют функции военачальников, обрастают административными, финансовыми и судебными полномочиями, сотни превращаются в административно-территориальные единицы, в организации купечества, городского или зависимого сельского люда, а тысячи эволюционируют в сторону расширения их военных функций. Со временем «тысячная» военная организация оказывается в руках группирующейся вокруг князя знати, хотя порой она еще противостоит князьям.В племенных княжествах огромную роль играет вече. Восходит оно к эпохе расцвета родоплеменного строя и еще во времена антов, живущих в «народоправстве», все дела решались сообща.В племенных княжениях существовала какая-то система обложения населения в пользу своих племенных «нарочитых», «лучших мужей» и князей, которые хоть и «были добры», но все же что-то собирали со своих соплеменников. На севере эту систему поборов одно время использовали норманны, на юге – хазары.Существовало и обычное право, являвшееся предшественником «Закона Русского», о котором говорят договоры Руси с Византией.Наконец в племенных княжествах возникает новая военная организация, ставшая основой владычества князей. Ею стала дружина. Термин «дружина», в древности обозначающий всякое содружество, союз, общность, приобретает теперь другое значение и начинает означать княжеских воинов, княжих «мужей».Дружинники окружают древнерусских «великих и светлых» князей, живут с ними под одной крышей, разделяя их интересы. Князь советуется с ними по вопросам войны и мира, организации походов, сбора дани, суда, административного управления. С ними вместе князь принимает законы, постановления, решения. Дружинники помогают князю управлять его домом, двором, хозяйством, разъезжают по его поручениям, творя суд и расправу, собирая дани, созывая воинов, следя за княжеским хозяйством, за селами и челядью. Они же отправляются послами князя в другие страны, «гостят» там и торгуют княжими товарами, которые он добыл, собирая дань, или в результате удачного похода «в чужую землю», заключают от его имени договоры и, снабженные княжьими полномочиями, ведут дипломатические переговоры. Племенные княжения не были объединены в одно целое – это произойдет лишь в период образования Русского государства, но и в этом своем качестве они выступают как переходная форма от союзов племен к государству, как своеобразные протогосударства восточных славян. Без учета существование такого рода форм предгосударственной жизни трудно представить себе истоки древнерусской государственности, начальный период которой нельзя связывать только с событиями второй половины IX столетия.О границах и территориях некоторых из этих племенных княжений речь идет на страницах «Повести временных лет», новгородских летописей и Никоновской летописи. Отмечается, что первое поселение кривичей было на Полоцкой земле. Второе крупное племенное княжение – «словени свое в Новгороде». Более древними центрами края являлись Ладога, Перынь и другие поселения близ Новгорода. А весь северо-запад представлял собой как бы политический союз словен и кривичей, а также фино-угорских племен: чуди, мери и веси.Существует несколько концепций возникновения Русского государства. Наибольшие споры из них вызывает так называемая «норманнская теория», созданная во времена «бироновщины» немецкими учеными Готлибом Байером, Герердом Миллером и Августом Шлецером. Они связывали возникновение русской государственности с призванием на княжение варяга Рюрика со своей дружиной.Между тем, государство как продукт внутреннего развития не может быть привнесено извне. Это процесс длительный и сложный. Для возникновения государственности необходимы соответствующие условия, осознание большинством членов общества потребности в ограничении родовой власти, имущественное расслоение, зарождение племенной знати, появление славянских дружин и пр.Варяги в Восточной Европе появились тогда, когда Киевское государство уже сложилось. Признать варягов создателями государственности для славян нельзя и по другим причинам. Возникают вопросы: «Кто пригласил варягов в Новгород?», «На каком языке они осуществляли управление новгородскими и другими русскими землями?», «Где сколько-нибудь заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян?» В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь — страна несметных богатств.Итак, феодальное государство и право у них возникло IX в. в результате разложения первобытнообщинного строя. В 862 г. возникло государство Новгородская Русь. В последующем, в результате завоевательного похода новгородского воеводы Олега, регента малолетнего сына Рюрика, на Киев (предположительно в 882 г.), в единое целое слились наиболее крупные протогосударства восточных славян и части угро-финских племён. Возникла федерацией племенных княжений, получившее название Русь (Киевская Русь, Киевско-Новгородская Русь).В таком виде государство и право существовало с IХ века до середины XII в. В Киевской Руси происходит становление феодализма, формирование основных классов феодалов и феодально-зависимого крестьянства.
По форме Древнерусское государство было раннефеодальной монархии, основанной на сюзеренитете-вассалитете. Для такого типа государств характерна централизация власти в руках великого князя и относительно высокая степень территориального единства.
На смену десятичной системы управления постепенно приходит дворцово-вотчинная. Для неё характерно: 1) единство хозяйственных и государственных функций; 2) земельные пожалования за службу и право на часть налогов и сборов с населения; 3) установление общегосударственного налога – полюдья, собираемого в процессе периодического объезда подвластных территорий.
В Древней Руси власть предполагала т.н. листвичное право наследования, т.е. передачу власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роде следующему брату). В результате сложился родовой или династический сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы Древней Руси.
По мере укрепления государства, совершенствуется и правовая система. Писанный закон, т.е. нормы права, которые устанавливаются верховной властью, и соблюдение коих отслеживается государственными чиновниками, становится основным источником права. Право из устного превращается в писаное, т.е. в собственно законодательство.
Множественность обычаев в русских землях, необходимость формирования единой правовой системы единого государства потребовали проведения их систематизации. При её проведении использовался опыт кодификационных работ Восточной Римской империи (Византии), с которой у Руси были достаточно тесные связи.
Крупнейшей такой кодификацией стала “Русская Правда”. Наиболее известны и значимы три ее основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная.
Включение Древней Руси в систему таможенно-торговых правоотношений происходило на основе традиций, норм международного права, сложившихся ранее и получивших развитие после возникновения Киевской Руси.
Таможенные обрядности воспринимались восточными славянами еще с V - VI вв. от народов Северного Причерноморья, Прибалтики и Приазовья, где достаточно развитыми были торговые отношения.
Как отмечается в арабо-персидских источниках: «Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину…»[9].
Первые известные договоры с Византией были заключены в 907 и 911 гг. В них закреплялись некоторые совместно выработанные правила таможенно-пошлинного регулирования, уточнили ранее установленные правила мытных отношений.
В Русской Правде (древнейшей ее редакции) также упоминается об обязанности купцов, провозящих товары водным или сухим путем, уплатить мыто князю на специальных заставах.
Сбор мыта за провоз товаров, пользование местами, отведенными для торга, соблюдение порядка в это время относятся к древним обычаям славян[10].
На смену федерации племенных княжений во второй половине XI в. приходят города-государства. Во главе каждого их них стояло народное вече, приглашающее или выбирающее князя для выполнения служебных функций. Во второй половине XII в. Древнерусского государства распалось в начале на 12-14 крупных уделов, а затем ещё на 250 более мелких земель. Скандинавские летописи также называют Русь этого периода Гардарикой – страной городов.
Организация государственной власти в этих условиях строится на особых договорных отношениях внутри класса феодалов, построенных по принципу сюзеренитета-вассалитета.
Раздробление Древнерусского государства происходило из-за умножения числа князей, принадлежавших к единой в прошлом правящей династии Рюриковичей. Это и отличало отечественный феодализм от западноевропейского.
В это время, наряду с боярскими аристократическими феодальными республиками в Новгороде и Пскове осуществлялось и дворцово-вотчинное правление (Владимирско-Суздальская, Смоленская, Рязанская, Тверская и другие земли).
Происходит партикуляризация права. Единое законодательство Киевской Руси практически прекращает действовать. Распространяется так называемая вотчинная юстиция, когда практически каждый земельный собственник приобретал полномочия самостоятельного суда над населением своих владений.
Основными источниками права внутри самостоятельных княжеств-государств становятся княжеские грамоты, исходящих от местных удельных князей. Эти грамоты имели исключительно местное, локальное значение, поскольку их действие ограничивалось рамками отдельных княжеств или их составных частей.
Некоторые из них регулировали отношения в таможенной сфере. Известны Уставная грамота смоленского князя Ростислава 1150 г., договоры князя Мстислава Давыдовича между Смоленском и Ригой, Готландским берегом (1229 г.) и другими городами. В нем содержатся нормы, регулирующие беспрепятственный транзитный проезд немецких купцов через территорию Смоленского княжества, и русских купцов по территории Готланда.
Своеобразие общественно-политического строя и развития русских земель на Северо-Западе – в Великом Новгороде и Пскове отражали Новгородская (1471 г.) и Псковская (1467 г.) судные грамоты.
Объективные процессы, основанные на этническом, языковом и религиозно-культурном уровне, золотоордынское владычество. необходимости развития экономики, торговли породили на Руси объединительные процессы.
Объединителями разрозненной Руси в единое Русское государство становятся московские князья.
Рождение централизованного государства в России имело ряд особенностей: здесь политическая централизация существенно опережала экономическое объединение страны; в основе нового унитарного Московского государство были феодальные, крепостнические отношения; полиэтничность и поликонфессиональность.
В конце XV-середине XVI вв. юридически оформилась самодержавная феодально-крепостническая монархия, где великие князья, а затем и цари стали единоличными носителями военных, внешнеполитических, судебных и прочих функций.
Параллельно с политической централизацией государства шло объединение правовое. Появляется первые общерусские сборники законов - Судебники 1497 и 1550 гг., сыгравшие большую роль в централизации страны, формировании крепостного права.
С середины XVI в. государство России переходит в форму сословно-представительной монархии, длившийся до середины XVII в.
Господствующие классы имели свои представительные органы: боярство – Боярскую Думу. С чьим мнением царю нередко приходилось считаться. Они совместно решали коренные вопросы внешней и внутренней политики, рассматривал наиболее важные законопроекты, вершил высший суд.
Для более широкого представительства податного населения стали созываться Земские Соборы. Главными вопросами для получения согласия сословий в ходе соборов были проблемы финансов и налогового обложения, принятия соответствующих законодательных актов, проведения внутренних реформ, иногда – вопросы престолонаследия. В целом, функции Земских соборов были достаточно расплывчаты и неопределённы. В силу этих и других обстоятельств в отличие от европейских сословно-представительных органов они не стали основой для выражения интересов нарождающейся буржуазии.
Важной формой сословного представительства в Московском государстве было местное управление.
Оно строилось на основе предоставления права подданным самим избирать некоторых должностных лиц для выполнения различных «казенных» функций. Деятельность органов самоуправления активизировалась после проведения около середины XVI в. губной и земской реформ.
Вместе с этим, этот период истории России не может считаться полноценной сословно-представительной монархией, сравнимой с европейскими государствами.
Представительство в Боярской Думе и Земских соборах было обязанностью, одним из видов государственной службы.
Расширение территории государства, подконтрольной отныне государю, вело к увеличению масштаба и усложнению задач управления. Появляются приказы, осуществляющие функционально-территориальное управление независимо от прежней феодальной подчинённости земель.
Главной проблемой тогдашней системы управления было местничество. При всех мало-мальски ответственных назначениях надо было учитывать родословную кандидата и степень знатности, его служебный ранг, разрядность (должности, в которых он и его предки состояли раньше).
В указанный период развитие права шло по пути унификации и систематизации законодательства. Важным источником права стало Соборное уложение 1649 г., представляющее собой всеобщий свод систематизированного феодального права практически по всем отраслям правового регулирования. Этим актом фактически был завершен процесс формирования крепостного права.
Образования и становление в России абсолютной монархии приходится на период со второй половины XVII в. до середины XIX в. Её юридическое оформление приходится на первую четверть XVIII в. и связано с именем Петра I. Именно в это время происходит усиление единовластия, формируется самодержавная имперская власть, перестают созываться Земские соборы, ликвидируется Боярская дума, усиливается процесс подчинения церкви государству. Никаких ограничителей, сдерживающих власть императора не существовало.
В правой сфере происходила кодификацией уголовного и процессуального права. Усиливалась их репрессивная составляющая.
Все это происходило на основе дальнейшего укрепления феодальных порядков и крепостного права. Опорой абсолютизма было преимущественно служилое сословие дворян.
В последующем в результате реформ Александра I в 1802-1811 гг. изменилась система центрального управления - коллегии упраздняются и учреждаются министерства, располагавшие собственным исполнительным аппаратом на местах и едиными административными порядками.
Важные шаги по пути совершенствования правовой сферы были осуществлены в первой трети XIX в. Была проведена широкомасштабная систематизация права: издано Полное собрание законов Российской империи, в котором в хронологическом порядке располагалось почти 50 тысяч актов, начиная от Соборного уложения 1649 г. и до 3 декабря 1825 г.; подготовлен Свод законов Российской империи, который содержал действующие в тот момент законы.
В качестве самостоятельных стали оформляться специальные отрасли права, более последовательно учитывающие перемены, связанные появлением капиталистических отношений внутри феодально-крепостнического государства.
Важным толчком к утверждению и развитию капитализма в России стала крестьянская 1861 года и последующие реформы Александра II. Абсолютизм сделал шаг в направлении к буржуазной монархии, о чем свидетельствует содержание указанных реформ: крестьянская, судебная, земская, городская, военная и другие. По мере укрепления позиций господствующего класса начинается полоса контрреформ.
Начало первой буржуазно-демократической революции ознаменовало и начало последнего периода в развитии феодального государства и права России (1905 г. - февраль 1917 г.).
В результате революции 1905-1907 гг. самодержавие вынуждено было принять Манифест (17 октября 1905 г.), провозгласивший буржуазные свободы и создание законодательной Государственной Думы, но для её сдерживания реорганизуется Государственный совет. Была осуществлена попытка проведения политических и аграрной реформ П. Столыпиным. В этот период усиливается реакция, преобладает военно-полевое правосудие. В научной литературе этот период получил название «неоабсолютизм».
Народное революционное правотворчество (1905-1907 гг.) породило такой представительный политический орган, как Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов - первичных форм революционной власти.
В 1914-1917 гг. существенное влияние на развитие государства и права оказало участие России в первой мировой войне.
Конец феодальному типу государства и права России положила Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года. В стране после февральско–мартовских событий 1917 г. сложилось довольно редко встречающееся в истории двоевластие: власть буржуазии в лице Временного правительства и власть рабочих и крестьян в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В июле 1917 г. двоевластие закончилось установлением диктатуры буржуазии.
Буржуазный тип государства и права в нашей стране был уничтожен Октябрьской социалистической революцией 1917 г. Возникло Советское государство ‑ новый, принципиально отличающийся от всех предшествующих эксплуататорских государств, социалистический тип государства и права.
Верховным органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов. В промежутках между съездами их функции выполнялись Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК), избираемым съездом. Высшим органом власти и общего управления стал Совет Народных Комиссаров, подотчетный Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК.
Отраслевое управление в государстве было возложено на народные комиссариаты, пришедшие на смену упраздненным министерствам Временного правительства.
Новый тип государства породил и новую систему правоотношений. В начале существования Советского государства можно выделить три группы источников права: акты советской власти; дореволюционные нормативные документы, используемые в ограниченных пределах (Декрет о суде № 1 допустил ссылки «на законы свергнутых правительств»); в сфере отношений, не урегулированных никакими нормативными актами, в качестве специфического источника права выступает непосредственно революционное правосознание трудящихся масс.
Правом издавать нормативные акты высшей юридической силы имели Всероссийские съезды Советов, ВЦИК и СНК. Конституция 1918 г. закрепила принцип множественности законодательных органов.
Правотворческую деятельность также осуществляли наркоматы и местные Советы. В области регулирования трудовых отношений большое значение имели акты профсоюзных органов. Они выступали наравне с актами государственных органов.
Советское право было общероссийским, однако скоро произошло усложнение правовой системы: с возникновением автономных республик появилось их собственное право, при приоритете норм общероссийского права.
Издавались обращения, декреты, постановления, декларации, положения, руководства. Для первого периода советского права характерно отсутствие систематизированных актов.
Общая структура высших органов власти и управления была закреплена в Конституции РСФСР 1918 г.
В условиях интервенции и гражданской войны были созданы чрезвычайные органыуправления – Совета Рабочей и Крестьянской Обороны, учрежденного Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г., Революционный военный совет, расширились полномочия ВЧК, как органа борьбы с контрреволюцией.
Таможенные органы. В 1918 г. была установлена государственная монополия внешней торговли. Сокращались многие таможенные учреждения, нарушалась система управления, уходили квалифицированные кадры.
Основы национально-государственной политики Советского государства были сформулированы в Декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г. В ней закреплялись: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмена всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
30 декабря 1922 г. I Съезд Советов СССР, на котором были в основном утверждены Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. За создание Союза высказались представительные органы всех будущих участников.
СССР был создан как государство, а не межгосударственное объединение, при этом государство, по его основным признакам, федеративное, а не унитарное. Но были и особенности: за республиками было оставлено право выхода, что соответствует принципам конфедерации; с другой стороны, учреждение объединенных наркоматов открывало возможности для фактического расширения полномочий центра и сдвига в ряде направлений к унитарному государству .
После Гражданской войны и иностранной военной интервенции Советская Россия столкнулась с острым политическим и социально-экономическим кризисом.
Против советской власти начали выступать крестьяне, неудовлетворенные продолжающейся политикой продразверстки. Наиболее крупным выступлением было Тамбовское восстание, которое проходило не только под экономическими, но и под политическими лозунгами. В марте 1921 года подняли восстание моряки Кронштадта.
В 1920 г. многие фабрики и заводы стояли, продукция тяжелой промышленности уменьшилась в семь раз по сравнению с довоенным уровнем. Голод и усталость усилили недовольства в среде рабочего класса.
После чрезвычайного периода «военного коммунизма» государство должно было выбрать какой-то новый вариант экономической политики.
21 марта 1921 г. ВЦИК издал Декрет “О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом”. Налог был почти в два раза меньше продразверстки. В деревне допускались в определенных размерах аренда земли и использование наемного труда.
К 1925 г. советская экономика вышла в сельском хозяйстве на довоенный уровень; валовая продукция крупной промышленности составила 3/4 от довоенной, производство электроэнергии превзошло довоенный уровень в 1,5 раза.
Переход к НЭПу, образование и развитие СССР потребовали перестройки государственного аппарата. Главным в ней было упразднение чрезвычайных органов всех типов и создание системы власти и управления.
Началось формирование многоступенчатой системы управления таможенным делом. В феврале 1922 года при Совнаркоме РСФСР был учрежден Таможенно тарифный комитет (ТТК).
В марте 1922 года Совнарком утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях. Теперь Наркомат внешней торговли по согласованию с Наркоматом финансов определялся состав таможенных округов, а все таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты.
В 1922 году было сформировано восемь таможенных округов, в их состав вошли 134 таможни и 149 таможенных постов[11].
Законодательно закрепилась сложившаяся к этому времени структура таможенных органов с введением в действие в 1924 году Таможенного устава СССР.
В системе права периода НЭПа парадоксальным образом сочетаются два противоположных процесса: отмена чрезвычайных норм и классовый подход с упором на законность; усиление репрессивного механизма (теперь уже узаконенного) для предотвращения “государственных” преступлений.
Вместе с тем, внутри страны возникло нестабильное равновесие между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством, быстро сдвигающееся к острому противостоянию.
Индустриализация не могла еще обеспечить рынок нужными для села товарами. Был взят курс на её форсирование. Это означало конец новой экономической политики. Начался процесс модернизации СССР, перехода к аграрно-индустриальному типу государства. её составными частями были индустриализация, коллективизация и культурная революция, создание новой армии.
Главным в ней было превращение человека с крестьянским типом мышления, восприятием времени, стилем труда и поведения - в человека, оперирующего точными отрезками пространства и времени, способного быть включенным в координированные, высокоорганизованные усилия огромных масс людей, т.е. в человека, сходного по ряду признаков с человеком современного индустриального общества, способного быть оператором сложной производственной и военной техники[12].
Право в 30-е гг. также было инструментом сплочения советского общества. Согласно Конституции СССР 1936 г. источник советского права - закон, принятый только Верховный Совет. Все остальные акты были подзаконными.
Сам закон выступал как орудие государства, т.е. государство стояло над правом, не было связано с ним. В этом случае любая жестокость и произвол государства выглядели правовыми.
Правовая система начинает поворот от борьбы с классовым врагом к борьбе против оппозиции внутри самой советской системы, которая представляла существенную опасность для страны, считая, что мировая революция важнее, чем национальная безопасность. В середине 1930 –х гг. по стране прокатился каток политических репрессий.
По данным историка В.Н. Земскова[13], с 1930 по 1953 г. по обвинению в государственных преступлениях было расстреляно 786 098 человек. Пик репрессий пришелся на 1937 г. При этом органы государственной безопасности под прикрытием политических лозунгов о борьбе с «врагами народа» зачастую творили произвол и беззаконие. НКВД по своей сути стало государством в государстве, неподконтрольным никаким конституционным органам власти. Начиная с 1938 г. маховик репрессий был приостановлен, значительная часть репрессированных была реабилитирована.
22 июня 1941 г. Германия начала войну против СССР. Это была тотальная война на уничтожение. Речь шла о ликвидации СССР как цивилизации и как страны, в буквальном смысле о порабощении ее народов и истреблении значительной части населения.
22 июня было введено военное положение в Европейской части СССР и объявлена мобилизация ряда возрастов (мужчины в возрасте от 18 до 55 лет). Организация ведения войны стала основной функцией Советского государства, а все остальные функции - подчиненными ей. Вся полнота военной и политической власти была сосредоточена в Государственном Комитете Обороны.
Советское Правительство предприняло серьезные усилия по созданию антигитлеровской коалиции. 12 июля 1941 г. было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях в войне с обязательством не заключать мира и перемирия с Германией без обоюдного согласия.
Во время войны действовали конституционные общесоюзные, республиканские и местные органы власти и управления. Были созданы чрезвычайные органы военно-политического и военного управления: Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования.
Были ужесточены репрессивные меры в отношении лиц, совершивших воинские преступления, сотрудничавших с оккупантами. Советские законы считались действовавшими и на временно оккупированной врагом территории.
Советское государство и народ выдержали испытание войной, одержав победу над фашистской Германией.
Восстановительный период был продолжением “мобилизационного социализма” 30-х гг., но уже на морально-психологическом подъеме, вызванном Великой Победой. В 1948 г. страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства, а в 1952 г. объем промышленного производства в 2,5 раза превысил уровень 1940 г.
Этот период характерен отсутствием кардинальных изменений в праве. В 1947 г. была отменена смертная казнь. Начался эволюционный процесс отказа от мобилизационной модели государственного развития, от методов чрезвычайщины.
С середины 1950-х гг. развернулся процесс “десталинизации”, т.е. радикальный разрыв с прошлым. На закрытом совещании делегатов XX съезда КПСС Н.С. Хрущев сделал доклад с разоблачением культа личности И.В. Сталина. Фактически это был первый шаг к делегитимизации Советского государства. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза, речь шла не об “исправлении ошибок и восстановлении истины”, а о крупной акции политической борьбы[14].
В области государственного устройства проводилась радикальная децентрализации и разделения всей системы управления, отраслевая система управления была заменена на территориальную. В республиках создали 107 экономических районов (70 в РСФСР), в которых были учреждены коллегиальные органы управления - совнархозы.
В 1962 г. проведено разделение Советов депутатов трудящихся краев и областей на промышленные и сельские, тоже самое произошло и с КПСС, были созданы “промышленные” и “сельские” обкомы партии. Это разрушало единую систему управления.
Время было неоднозначным, происходили и позитивные процессы: быстро развивались наука и образование, началось широкое жилищное строительство, модернизировалась армия, в 1957 г. был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а в 1961 г. совершен полет первого космонавта Ю.А. Гагарина.
Новые организационные основы государственного управления лишили советскую систему важнейшего преимущества: способности государства концентрировать средства для развития науки и техники, проводить единую по всей стране технологическую политику и распространять по каналам министерств лучшие достижения на все производства.
Начались сбои в снабжении населения продукцией, выросли цены на мясо-молочные продукты, повышены нормы выработки в ряде отраслей промышленности. В стране нарастало недовольство, ярким выражением которого стали волнения в Новороссийске (1962 г.), в отношении участников которых власти предприняли неадекватно жестокие меры.
В октябре 1964 г. Н.С.Хрущев был освобожден от всех партийных и государственных должностей Советского Союза и отправлен на пенсию.
Сразу после смены руководства было восстановлено единство Советов и отраслевой принцип управления промышленностью.
Постепенно в массовом сознании утвердился образ Советского государства как супердержавы: к 1970 г. был достигнут ядерный паритет с США и их союзниками; шло активное освоение космического пространства; СССР представил миру спорт высшего класса в широком спектре, советские школьники стали уверенно побеждать на международных олимпиадах, в Москве открылся большой и хороший бесплатный Университет Дружбы народов им. П. Лумумбы.
1965 г. вошел в историю Советского государства как год начала «косыгинской реформы» экономики с упором на товарно-денежные отношения. Однако хозяйственная система отвечала на изменения не так, как ожидалось. Ориентация на прибыль вызвала тенденцию к росту цен, что вело к краху экономики. Реформа была без особого шума свернута.
Но в целом, народное хозяйство СССР развивалось быстро, и главные показатели жизнеобеспечения людей и страны улучшались. Доходы от торговли сырьевыми ресурсами шли в фонды народного потребления и на развитие производства. Велось огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство, в 11 городах строилось метро, завершилась полная электрификация села и газификация большей их части. В этот период были созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, решившая проблему белка в рационе питания, проведены крупномасштабное улучшение почв (ирригация и известкование) и обширные лесопосадки (1 млн. га в год).
Стабилизировалась демографическая обстановка. Постоянный приростом населения составлял около 1,5% в год. СССР стал единственной в мире самодостаточной страной, надолго обеспеченной всеми основными ресурсами.
7 октября 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В ней было зафиксирован общенародный характер Советского государства. Она закрепила сложившуюся систему органов власти и управления.
По сравнению с Конституцией 1936 г. в Конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище.
Вместе с тем, нарастал разрыв между новым социальным типом молодого образованного горожанина среднего достатка и сложившимся строем жизни. Высшие должности в государстве и партии замещались лицами преклонного возраста, что перекрывало служебную перспективу молодым кадрам. Их взоры обратились на запад. Началось их моральное и политическое разложение. Все это вызывало недовольство среди широких масс населения, особенно интеллигенции, назревала социально-политическая нестабильности и общее ощущение неблагополучия.
Широкое распространение получил алкоголизма, вновь появившееся после 20-х гг. бродяжничество. В 1983 г. были выявлены 390 тыс. взрослых людей, “не занятых общественно полезным трудом”. Расширились мелкая коррупция и произвол чиновников.
Возникло предчувствие, что СССР проигрывает «холодную войну». На антисоветские позиции начался переход сначала западной левой интеллигенции (“еврокоммунизм”), а потом и все более заметной части отечественной интеллигенции (“диссиденты”) – А. Есин-Вольпин, А. Гинзбург, В. Буковский, А. Сахаров и др.
Государство как система стало распадаться на множество автономных элементов, опирающихся на собственные критерии оптимизации.
Чиновники захотели большей твердости и прочности своих позиций. Для этого необходимо было избавиться от партийно-государственной опеки и контроля, изменить общественный строй в стране, введение частнособственнических отношений, приватизировать наиболее лакомые куски государственной собственности. Наиболее активно эти настроения стали проявляться в середине 80-х годов, после череды смертей высших руководителей СССР – Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко. К власти пришли молодые, амбициозные руководители во главе с провинциальным партийным чиновником М.С. Горбачевым, не имевшим никакого практического опыта государственного и хозяйственного управления.
Это и многое другое стало причиной перехода к новой политике, получившей название «перестройка». С 1985 г. начинаются радикальные изменения всех подсистем государства с разными вариациями антисоветских и антисоюзных лозунгов. Через конституционную реформу были изменены структура верховных органов власти и избирательная система.
В марте 1990 г. был учрежден пост Президента СССР, внесены соответствующие изменений и дополнений в Конституцию СССР.
В это же время появились первые массовые политические организации с антисоветскими и антисоюзными платформами - “народные фронты” в союзных республиках. Антисоветская оппозиция на I Съезде народных депутатов СССР организационно оформилась как Межрегиональная депутатская группа (МДГ). В январе 1990 г. создано радикальное движение “Демократическая Россия” (“демократы”), которое положило в основу своей идеологии антикоммунизм, а в области государственного строительства выдвигало идею сильной авторитарно-олигархической власти.
8 декабря 1991 г. Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич в местечке Вискули (Беловежская Пуща), под Минском, тайно подписали соглашение о ликвидации СССР.
В их заявлении было сказано, что СССР “как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование”, прекращалась и деятельность органов СССР. Президент СССР М.С.Горбачев своих обязанностей по восстановлению конституционного порядка и 25 декабря 1991 года в выступлении по телевидению заявил о своей отставке. С этого дня Россия официально становится самостоятельным суверенным государством.
Так завершилась история Союза Советских Социалистических Республик. Российское общество вступило на путь реставрации капитализма в стране.
21 апреля 1992 года РСФСР меняет свое наименование: Российская Федерация — Россия. Становление российской государственности проходило в драматичной обстановке. Осенью 1993 г. началось жесткое противостояние между Президентом и Верховным Советом, завершившееся танковым расстрелом здания парламента. Затем это вылилось в две кровопролитные чеченские войны.
В 1993 г. была принята новая Конституция Российской Федерации. Она отражала кардинальные изменения в ценностных ориентациях, которые произошли в обществе и государстве в постсоветский период. По своей структуре и содержанию она близка к конституциям развитых капиталистических стран — Франции, Италии, Японии, Германии.
Неотъемлемой составной частью формирования российского государства и обеспечения его суверенитета стало коренное изменение статуса таможенной службы РФ. Правовой основой этого процесса стал Указ Президента России «О государственном таможенном комитете РСФСР». Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях.
Новый Таможенный кодекс Российской Федерации был принят 25 апреля 2003 года и действовал до создания Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в 2010 г.
После обретения суверенитета в Российской Федерации произошли существенные изменения в общественном строе. Классовая структура прежнего социалистического общества полностью разрушена, а структура буржуазного общества еще не сложилась.
На сегодняшний день более или менее сложился только высший слой российского общества – слой крупных собственников, верхушка нового класса буржуазии (3-5% населения). Они во многом осознали себя самостоятельным классом, поняли свои интересы, цели и задачи, крайне наступательны и жестки в поведении.
На другом полюсе в значительной мере успел сложиться самый низший социальный слой российского общества – маргинальная и даже люмпенская прослойка (10—15% населения).
Между этими двумя социально-классовыми группами располагается сегодня вся остальная часть общества: производящий слой современного российского общества (примерно 45-55% населения); слой служащих – педагоги, научные работники, медики, наиболее зависимых от власти; новый весьма обширный мелкобуржуазный слой - предприниматели, «челноки», ремесленники, посредники и т.п.
Особенностью российского капитализма является то, что он делается руками бюрократии, составляющей 1/6 часть населения страны, и не заинтересованной в свободном развитии страны, тормозящей его.
В 90-е годы ХХ века продолжался процесс формирования современной правовой системы, который был начат еще в в рамках СССР в период перестройки. В числе наиболее важных принципиальных изменений, внесенных в систему отраслей публичного права, можно выделить: 1) создание налогового права, регулирующего обложение граждан и иных лиц системой налогов; 2) развитие банковское право; 3) становление антимонопольного законодательства; 4) законодательное регулирование общественных отношений в оборонной и правоохранительной сфере и др. Продолжается кодификация российского законодательства.
В начале XXI в. в Российской Федерации были осуществлены меры по восстановлению «вертикали власти», утверждению режима «управляемой демократии». В 2010-2011 гг. выдвинута перспективная задача «модернизации» страны.
***
Таким образом, необходимость познаний в области истории государства и права обусловлено требованием более глубокого понимания современной государственности, и развитием навыков и умений прогнозировать основные тенденции ее развития в будущем.
Историко-правовые знания дают возможность кадрам таможенных органов реализоваться как высококвалифицированным, органично развитым специалистам, в полной мере проявить свой профессионализм.
Литература по теме:
Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. СПб.: Питер, 2010
Димитров Н.Н., Новиков Ю.А. История отечественного государства и права: Курс лекций. В 2-х т. М.: РИО РТА, 2005
Димитров Н.Н. Памятники истории и теории государства и права: Учебное пособие. В 2 ч. Ч. 1. История отечественного государства и права. М.: Изд-во РТА, 2010.
Димитров Н.Н. История таможенного законодательства России: Учебное пособие. М.: Изд-во РТА, 2012.
История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. М.: Проспект, 2008
Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — М.: Юрист, 2010.
Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России: Учебник. М., 2010.
Чистяков О.И., Новицкая Т.Е., Дюков Л.В. и др. История отечественного государства и права. В 2 ч. М.: Издательство Юрайт, 2011.
Хрестоматия по истории отечественного государства и права /Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. В 2-х ч. М., 2003.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите и охарактеризуйте первые государственные образования на территории исторической России.
2. Охарактеризуйте сущность и содержание понятия «военная демократия» и её особенности в истории российской государственности.
3. Раскройте особенности исторического и цивилизационного развития государства и права России.
4. Дайте сравнительно-исторический анализ «Закона Русского» и «Русской Правды». В чем смысл «Правды», как правового явления в истории России?
5. Раскройте сущность основных концепций возникновения государственности на Руси.
6. Сущность и характерные черты советской государственности и права.
7. Основные этапы становления таможенного дела и таможенного права России.
8. Охарактеризуйте современный этап российской государственности и права.