Русско-японская война 1904-1905 гг.
И кризис внешней политики самодержавия
Поражения России в войне с Японией наглядно демонстрировали кризис внешней политики самодержавия. Полуфеодальное государство было не в состоянии успешно выполнять великодержавные внешнеполитические задачи, требовавшие модернизации общественного строя и государственного управления. (Подробнее см. ТЕМУ 47)
К тому же военные реформы 1870-х гг. - самого последовательного из преобразований Александра II - нуждались в продолжении. Их результаты уже не отвечали требованиям, предъявлявшимся к армии начала нового столетия, без которой наша страна не могла оставаться среди великих мировых держав.
Выступления в армии и на флоте
С началом непопулярной русско-японской войны, а особенно после первых военных неудач начались волнения в армии и на флоте. Их было немного, но важно, что проходили оно в армии, считавшейся оплотом самодержавия.
В нескольких частях были организованы митинги и демонстрации. В 45 населенных пунктах новобранцы выступили против отправки на фронт. Наиболее значительным стало вооруженное восстание моряков в Севастополе в ноябре 1904 г.
Выводы
9.1. Общенациональный характер кризиса.Кризис охватил все слои общества. В движении протеста одновременно взаимодействовали рабочие, крестьяне, интеллигенция, национальное движение. Такого сочетания не знала Западная Европа, где крестьянский вопрос был решен задолго до возникновения рабочего, а национальный вопрос там, где он существовал, имел иной характер.
Затронуты были все сферы общественной жизни, в том числе внешняя политика.
Таким образом речь шла об общенациональном социально-политическом кризисе.
9.2. Итоги кризиса.В условиях, когда внутренняя политика самодержавия лишь усугубляла общественные противоречия, а уступки были незначительны, кризис такого размаха не мог не привести к вспышке массового революционного движения. В результате 9 января 1905 г. началась первая российская революция.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- В 1897-1901 гг. работало Особое совещание о нуждах дворянского сословия, искавшее путей, чтобы вернуть дворянству преобладающее значение в судьбах государства. Совещание сопровождалось спорами и выявило значительные разногласия в среде поместного дворянства. Результаты совещания, несмотря на благожелательное отношение Николая II были незначительными: единственный серьезный закон О насаждении дворянского землевладения в Сибири так и не начал выполняться. Связано ли само совещание и его итоги с социально-политическим кризисом в России? Прокомментируйте свой ответ
- Почему в России, в отличие от Западной Европы, левые (неонароднические и социал-демократические) партии возникли раньше либеральных и правонационалистических партийных организаций?
- Как вы думаете почему в России в забастовочном движении активнее участвовали рабочие с более высокой заработной платой, чем низкоооплачиваемые малоквалифицированные пролетарии?
- Чем можно объяснить то что вне зависимости от имущественного состояния крестьяне вместе, единой общиной выступали против помещиков, за раздел их земли?
- Чем можно объяснить желание Николая II сохранить поземельную крестьянскую общину?
- Какую революционную организацию прошлого напоминала РСДРП, создававшаяся на основе устава, принятого на II съезде? В чем было сходство?
ЛИТЕРАТУРА
- История политических партий России / Под ред. А.И. Зевелева. - М., 1994. - Гл. 1;
- Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в ХХ веке. Учебник для 10-11 кл. - М., 1997. - Гл. 2-3;
- Партия социалистов-революционеров // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 433-437;
- Российская социал-демократическая партия // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 516-519.
- Союз Освобождение // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 575;
- Союз земцев-конституционалистов // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 574;
- Степанов С.А. Черная сотня в России / 1905-1914 гг. - М., 1992. - С. 9-49;
- Федоров В.А. История России XIX начала ХХ в. Учебник для вузов. М., 1998. С. 461-466, 474-492.
Тема 47. Внешняя политика России
В конце XIX В.-1905 Г.
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 ГГ.
Условия и задачи
Российской внешней политики
1.1. Международное положение.В конце XIX-начале ХХ в. сложилась новая система международных отношений. Великие державы поделили третьи страны на сферы политического влияния, были созданы колонии и полуколонии. Началась борьба за экономический раздел всего мира. Возросла конфликтность в отношениях между ведущими странами. Все чаще происходили локальные войны за передел сфер влияния. Россия также участвовала в этой борьбе, но, несмотря на выгодное геостратегическое положение, не обладала достаточно развитой промышленностью и финансами, отставая в этой области как от союзников, так и от конкурентов.
1.2. Стратегические внешнеполитические задачи России были связаны с двумя регионами.
1.2.1. В Европе Россия стремилась предотвратить установление военно-политическую гегемонию Германии в регионе, прекратить экспансию Австро-Венгрии и Германии на Балканах и установить контроль над средиземноморскими проливами, против чего активно выступала Англия.
1.2.2. В Азии российская дипломатия направляла свои усилия на то, чтобы остановить расширение влияния Англии в Персии и Китае, противодействовать экспансии германии на Ближнем Востоке, противостоять японскому продвижению на континент, прежде всего в Корее, а затем окончательно утвердить российское господство в Персии, Северном Китае, установить контроль над тихоокеанским побережьем Азии.
1.3. Внутриполитические задачи внешней политики. Основные направления внешней политики страны подчинялись вышеуказанным задачам. Но при этом руководители страны, в том числе Николай II осознавали зависимость внешней политики от внутриполитических задач.Главной непосредственной цельюроссийской внешней политики в конце XIX-начале XX в. являлось
- обеспечение международных условий для быстрого экономического развития страны и
- обеспечение социально-политической стабилизации в стране, охваченной кризисом, что с одной стороны порождало мирные инициативы царизма, а с другой, толкало его на военные авантюры.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА СОЮЗОВ
2.1. Союз с Францией.В 90-е гг. XIX в. укреплялся союз с Францией, по соглашению с которой 1892 г. Россия обязалась вступить в возможную франко-германскую войну. Россия не была готова к серьезной войне и не имела возможности подготовиться к ней в ближайшие годы, но разраставшийся англо-германский политико-дипломатический конфликт из-за колоний угрожал вылиться в европейскую войну. Российская дипломатия стремилась при помощи такого шага развеять иллюзии некоторой части германских руководителей в отношении легкой победы над Францией и предотвратить или по крайней мере, отдалить военное столкновение великих держав.
2.2. Отношения с Германией. В отличие от политической сферы, во внешней торговле главным партнером России на рубеже веков оставалась Германия, с которой в 1894 г. был заключен торговый договор. Но в начале нового века российско-германские торгово-экономические отношения усложнились. Германия увеличила свои претензии, Россия в ответ приняла в 1903 г. антигерманский таможенный тариф. В 1904 г. торговая конвенция между двумя странами все же была подписана, но взаимные претензии не исчезли.
В то же время Россия стремилась сохранить отношения и с Германией, проводя политику лавирования. Это обусловливалось не только экономическими и династическими связями (Николай II и Вильгельм II были кузенами), но и главной внешнеполитической задачей, имевшей жизненно важное для России значение поддержание мира в Европе.
2.2. Мирная конференция 1899 г. 6 мая 1899 г. по инициативе России и лично Николая II в Гааге (Нидерланды) с участием 27 государств открылась конференция по ограничению вооружений. Начало конференции было приурочено к дню рождения Николая II. Секретная инструкция, ставила перед российской делегации задачу поиска пути предотвращения войны и облегчения экономического бремени, возлагаемого на государства современными вооружениями. Предложения России о сокращении европейских армий не нашли отклика, но удалось договориться о неприменении в войне ядовитых газов, разрывных пуль, и условиях содержания военнопленных (Гаагская конвенция).
Конференция заложила некоторые основы для разработки принципов мирного решения конфликтов в далеком будущем. Так, возник Гаагский международный суд, действующий поныне. Но для разрешения международных проблем тех лет ее значение было небольшим.
2.3. Соперники России. Противоречия назревали не только в самой Европе. Конец XIX-начало XX в. характеризовалось возросшим соперничеством великих европейских держав, к которым присоединились США и Япония, в третьих странах. Внешняя политика России во многом была увязана с ее взаимоотношениями с ведущими мировыми государствами. Главными конкурентами России являлись Германия, Австро-Венгрия и Япония. С Англией отношения постепенно смягчались после раздела сфер влияние в Средней Азии (1895 г.), развития англо-французского сотрудничества и обострения англо-германских противоречий. В Европе постепенно складывались два блока.
ВОСТОЧНАЯ политика России
Российская дипломатия проявляла наибольшую активность на Балканах и в странах Азии. Ее усилия направлялись на то, чтобы сдержать продвижение соперников к границам империи и опередить их в захвате новых сфер влияния. В этом проявлялись две основных тенденции внешней политики нашей страны на всех ее географических направлениях.
3.1. Балканы Россия традиционно считала зоной своих интересов в связи со значительным православным населением и под воздействием идей панславизма. Но главным фактором, хотя и менее декларируемым, являлось важность проливов Босфор и Дарданеллы для российской внешней торговли, особенно вывоза хлеба (через проливы провозилось свыше 80% экспорта российского зерна). Огромную важность для России имело военно-стратегическое проливов.
Но на рубеже веков Россия желала лишь стабилизации положения на Балканах, не переходя к активной наступательной политике в регионе. Министр иностранных дел А.Д. Лобанов-Ростовский сформулировал задачу так: необходимо поставить Балканы под стеклянный колпак, пока не закончится конфликт на Дальнем Востоке.
России на Балканах противостояла Германия, укреплявшая свое влияние в Болгарии, Австро-Венгрия и Англия. С Австро-Венгрией, также переживавшей внутренний кризис, в 1897 г. Россия заключила соглашение о сохранении существующего в регионе положения (статус-кво), а в 1903 г. - Мюрцштегское соглашение, также направленное на предотвращение обострения балканской ситуации. Основная борьба с Германией развернулась в соседних регионах.
3.2. Ближневосточная политикаРоссии была тесно связана с ситуацией на Балканах.
3.2.1. Османская империя (Турция). Переговоры с Германией о будущем признании российского контроля над принадлежавшими Турции проливами в обмен на нейтралитет России в отношении возраставшего немецкого влияния в Турции потерпели неудачу. В пику Германии удалось добиться соглашения с Турцией о российском преимущественном праве на строительство железных дорог на южном побережье Черного моря. В Турции российско-германские отношения продолжали обостряться по мере роста влияния обеих стран.
3.2.2.ВПерсии (Иране) ситуация была иной. Здесь Россия действовала наиболее современными методами - усиливая финансовую зависимость шахского режима. Крупные займы шаху, создание российского российского Учетно-ссудного банка Персии, имевшего право чеканки монеты, обеспечили подписание соглашений 1890 и 1901 гг. В результате Россия смогла успешно воспрепятствовать не только попыткам Германии распространить свое влияние на эту страну, но и стремлению Англии поделить Персию на сферы влияния.
3.3. Дальневосточное направление с конца XIX в. приобретало все большее значение в российской внешней политике. Не имея сил для коренного изменения положения в балканско-ближневосточном регионе, отечественная дипломатия проявляла наибольшую активность в Китае.
3.3.1. Экономическая экспансия стала основной формой расширения влияния России на Дальнем Востоке. Вдохновителем мирного захвата территорий стал министр финансов С.Ю. Витте. Он предложил начать продвижение в Северный Китай со строительства Транссибирской железной дороги (1891-1903 гг.) и активизации торгово-финансовой деятельности. Россия, по образцу своей персидской политики, выдавала Китаю займы в обмен на согласие китайского правительства на строительство в Маньчжурии экстерриториальной (т.е., находившейся на территории Китая, но неподвластной китайским властям) Китайской восточной железной дороги - КВЖД (1896-1901 г.), расширение влияния Русско-китайского банка, получение ряда концессий.
В итоге Россия укрепилась на Дальнем Востоке, но даже с учетом этих достижений, реальное экономическое освоение Маньчжурии требовало значительно бo льших средств и времени, и главное, могло иметь успех лишь в условиях мирного развития отношений с Японией и Китаем.
3.3.2. В русско-китайских отношениях это условие в основном сохранялось. Россия действовала экономическими методами, поддерживала Китай в его попытках противостоять нажиму Японии. После подавления европейскими державами китайского восстания 1900 г. русский воинский отряд первым был выведен из центральных районов страны на Север для последующей эвакуации в Россию.
3.3.3. Отношения с Японией развивались иным путем. Российская дипломатия ошибочно продолжала считать своим главным непосредственным соперником на Дальнем Востоке Англию. Растущая агрессивность Японии, быстро превращавшейся в крупную экономическую державу, недооценивалась. После японо-китайской войны 1894-1895 гг. и получения Японией по Симоносекскому договору с Китаем прав на Корею и Ляодунский полуостров, Россия в союзе с Германией и Францией добилась отказа Японии от Ляодуна, но возникла новая военно-политическая ситуация.
Николай II избрал путь обострения отношений с Японией. В 1896 г. был подписан оборонительный антияпонский договор с Китаем. В 1897 г. русская эскадра заняла Порт-Артур на Ляодуне, а в 1898 г. Россия добилась аренды Квантунского полуострова (южной части Ляодуна) на 25 лет с правом строительства железной дороги.
Император, мечтавший о присоединении Манчжурии и Кореи, поддался влиянию придворной группировки во главе с отставным гвардейским ротмистром А.М. Безобразовым, близким царю. Эвакуация войск из Манчжурии была приостановлена. Вопреки возражениям Витте и министра иностранных дел В.Н. Ламздорфа, царь санкционировал курс на скорую войну с Японией, которая, по его мнению, не имела настоящей армии. Под давлением клики Безобразова в 1903 г. Витте был уволен с поста министра финансов. Ламсдорф подал в отставку, которая не была принята императором.
Безобразов имел успех у Николая II не только в связи с близостью его идей авантюристическим мыслям императора, но и благодаря поддержке министра внутренних дел Плеве, считавшего, что маленькая победоносная война с Японией смягчит социально-политический кризис в стране.
В 1902 г. Япония, завершив военную подготовку и построив флот, технически и численно превосходящий русскую Тихоокеанскую эскадру, получила кредит от США и заключила союз с Англией. В 1903 г. Япония выдвигала все более жесткие требования к России в отношении Кореи и Манчжурии. Россия оказалась неготовой к войне (не завершилось строительство Транссибирской дороги и укреплений Порт-Артура, не заготовлено было достаточно боеприпасов, на Дальнем Востоке размещалось лишь 100 тыс. российских солдат), и постепенно шла на уступки, оттягивая начало войны.
31 декабря 1903 г. Япония предъявила ультиматум о признании ее исключительного права на Корею и Манчжурию. Посланная 22 января телеграмма с ответом, содержавшая уступки по большинству требований, была задержана японцами и дошла до российского посла в Токио уже после объявления Японией войны.