Кулылура и быт в первой половине XIX века

Основные даты и события:1803 г. - реформа системы образова­ния; 1811 г. - открытие Царскосельского лицея; 1839 г. - от­крытие Пулковской обсерватории; 1826 г. - создание учения о неевклидовой геометрии; 1820 г. - открытие Антарктиды.

Исторические деятели:А. Ф. Смирдин; Н. И. Пирогов; Н. И. Ло­бачевский; Б. С. Якоби и Э. Х. Ленц; Е. и М. Черепановы; Н. Н. Зинин; А. М. Бутлеров; И. Ф. Крузенштерн; Ю. Ф. Ли­сянский; Ф. Ф. Беллинсгаузен; М. П. Лазарев; Г. И. Невель­ской; Е. В. Путятин; Н. М. Карамзин; А. С. Пушкин; М. Ю. Лер­монтов; Н. В. Гоголь; А. Н. Островский; И. С. Тургенев; П. С. Мочалов; М. С. Щепкин; М. И. Глинка; К. П. Брюллов; О. А. Кипренский; В. А. Тропинин; А. А. Иванов; П. А. Федо­тов; А. Г. Венецианов; А. Н. Воронихин; К. И. Росси; О. И. Бо­ве; К. А. Тон; д. И. Жилярди.

Основные термины и понятия:романтизм; классицизм; ампир; сентиментализм.

Работа с картой:показать маршрутыI первой и второй кругосвет­HbIX экспедиций, экспедиций Г. И. Невельского и Е. В. Путятина.

План ответа:1) особенности развития русской науки и кулылу­ры в первой половине XIX в.; 2) развитие системы образова­ния; 3) достижения в области естественных наук; 4) русские первооткрыватели и путешественники.; 5) литература; 6) театр; 7) музыка; 8) живопись; 9) архитектура; 10) перемены в быту и обычаях; 11) роль и значение отечественной кулылуры в ис­тории XIX века.

Материал к ответу: Первая половина XIX в. по праву считается «золотым веком» русской кулылуры. Развитие кулылуры в то время проходило под влиянием многих событий. В их числе самое значительное место принадлежит Отечественной войне 1812 года. Заграничный поход русских войск привел ко «вто­рой волне» западного влияния на отечественную кулылуру, на­.уку, образование. На развитии кулылуры позитивно отразились и глубокие перемены, начавшиеся в социально-экономичес­кой сфере, в первую очередь - промышленный пере ворот.

В области гуманитарных наук рост национального само­сознания привел к усилению интереса к отечественной ис­ТQРИИ. Болылим событием кулылурной жизни стала «Исто­рия государства Российского» Н. М. Карамзина (1766-1826), первые 8 томов которой вышли в свет в 1818 году. Ее автор стал первым отечественным историком, которого читали не только специалисты, но и широкая аудитория. На эти годы приходится научная деятельность русских историков Т. Н. Грановского (1813-1855) и М. П. Погодина (1800­1875), начало деятельности крупнейшего историка XIX в. ­С. М. Соловьева (1820-1879).

В области естественных наук подлинный переворот в пред­ставлениях о природе пространства совершил профессор Ка­занского университета Н. И. Лобачевский (1792-1856), открыв­ший новую геометрическую систему, названную неевклидовой геометрией (1826). Это открытие стало основой для математи­ческой базы современной физики. В 1802 г. петербургский про­фессор В. В. Петров (1761-1834) продемонстрировал явление волыловой дути, а позже высказал идею о ее применении для сварки металлов. П. Л. Шиллинг (1786-1837) сконструировал и испытал в 1832 г. первую линию электромагнитного телегра­фа. Б. С. Якоби (1801-1874) в 1834 г. изобрел электродвигатель с вращающимся рабочим валом, а в 1838 г. - гальванопластику. Он первым в мире построил подземную кабельную телеграфную линию Петербург-Царское Село длиной 25 км. Крупнейший русский металлург первой половины века П. П. Аносов (1797­1851) в 1831 г. первым в России применил микроскоп для ис­следования струКтуры стали, а в 1841 г. раскрыл давно утрачен­ную тайну изготовления булатной стали. В 30-х гг. крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода Е. А. и М. Е. Черепановы построили паровую железную дорогу. Крупнейшими химиками эпохи стали профессора Казанского университета Н. Н. Зинин (1812-1880) и А. М. Бутлеров (1828­1886), явившиеся не только основоположниками отечественной научной химической школы красителей, но и новой отрасли

химического производства. Крупнейшим представителем отече­ственной медицины был профессор Медико-хирургической академии Н. И. Пирогов (1810-1881), ставший основополож­ником военно-полевой хирургии. В годы Крымской войны он впервые применил наркоз во время операции прямо на поле боя, использовал для лечения переломов неподвижную гипсо­вую повязку. В 1839 г. начала работать Пулковская обсервато­рия под Петербургом (построенная всего за четыре года) - од­на из самых крупных и хорошо оснащенных для своего времени. Здесь немало открытий сделал русский астроном XIX в. В. Я. Струве (1793-1864). Авторитет российской науки был столь высок, что крупнейшие предприниматели считали за честь оказывать ей материальную поддержку. С 1832 г. Акаде­мия наук приступила к присуждению Демидовских премий за лучшие научные открытия и изобретения. Средства на это вы­делил один из самых богатых российских промышленников ­П. Н. Демидов. Болылие средства на развитие отечественной науки выделяло правительство страны.

В начале XIX в. в России окончательно сложил ась систе­ма высшего, среднего и начального образования.' В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, вос­питания юношества и распространения наук. Проведенная в начале века реформа образовательной сферы привела к со­зданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе - уездного училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Причем в них прини­мали детей «всякого состояния», без различия «полу И лет». Правда, несмотря на провозглашенную «непрерывность» образования, для детей крепостных доступны были только приходские училища. В 1811 г. для детей дворян был открыт Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обу­чались представители высших слоев общества (в их числе А. С. Пушкин и др.). На время лицей стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободо­мыслия. Правительство уделяло болылое внимание разви­тию высшего образования. Помимо Московского универси­тета только в первые два десятилетия века были открыты пять новых университетов: Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819). По мере роста сети училищ и гимназий возникла потреб­ность в подготовке большего числа учителей. ДЛя этого в Москве и Петербурге были созданы первые педагогические вузы. По Уставу 1804 г. педагогические институты должны были открыться при. всех университетах.

в 20-50-е гг. отношение правительства к нуждам образо­вания несколько изменилось. Если в начале века приоритет­ным было общее образование, то теперь школа ориентирова­лась главным образом на формирование нравственности, основанной на религиозных началах. При Николае 1 сохрани­лись все типы школ, но они стали сословно-обособленными. Приходские одноклассные училища предназначались теперь для детей низов общества. В них в течение года обучали За­кону Божьему, грамоте и арифметике. Уездные трехклассные училища предназначались для детей купцов, ремесленников, мещан. Здесь обучали русскому языку, арифметике, геомет­рии, истории и географии. В семиклассных гимназиях обуча­лись дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. В 1827 г. вновь была подтверждена невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. В то же время, помимо сословной направленности образования, министерство заботилось об увеличении численности учеб­ных заведений. Если в начале века в стране существовало все­го 158 училищ, то к середине века около 130 начальных школ было уже в каждой губернии. Увеличивалось и число высших учебных заведений. Особенно быстрыми темпами развива­лись ведомственные школы (для обучения растущих штатов государственных чиновников), а также технические вузы: Пе­тербургский практический технологический институг (1828 г., сейчас - Технологический институт), Московское ремеслен­ное училище (1830 г., ныне - Московский государственный технический университет им. Н. э. Баумана). По мере расши­рения масштабов промышленного строительства с 30-х гг. при гимназиях и уездных училищах открывались специальные классы для изучения технических и коммерческих наук, а так­же фабричные школы.

Несмотря на строгую цензуру, росли объемы выпуска ли­тературы для населения. В 40-е гг. широкую известность по­лучили книги издательства А. Ф. Смирдина (1795-1857), вы­пустившего в свет более 70 собраний сочинений крупнейших российских писателей того времени. Причем по цене эта лите­ратура была доступна самым широким слоям населения. Ши­роко развивалось и библиотечное дело. В 30-40-е П., по ини­циативе провинциальной общественности, библиотеки открылись в болылинстве губернских и уездных городов Рос­сии. В 1852 г. был открыт для широкой публики Эрмитаж, ра­нее существовавший как дворцовый музей. С 1856 г. начал со­бирать свою знаменитую коллекцию живописи выдающийся русский меценат п. М. Третьяков (1832-1898).

XIX век стал для России временем крупнейших географи­ческих открытий. Русские корабли впервые вышли в Мировой океан. В 1803 г. по указанию Александра 1 была предпринята экспедиция на двух кораблях - «(Надежда» И «Нева», для ис­следования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся три года. Возглавил ее член-корреспондент Петербургской Академии на­ук И. Ф. Крузенштерн (1770-1846) - один из крупнейших мо­реплавателей и ученых-географов своего времени. В ходе экс­педиции на карту было нанесено более тысячи километров побережья острова Сахалин. Командир «Невы» Ю. Ф. Лисян­ский (1773-1837) открыл один из островов Гавайского архи­пелага, названный его именем. Много интересных данных было собрано об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Итоги наблюдений были настолько ве­сомы, что И. Ф. Крузенштерн удостоился звания академика. Его исследования были положены в основу изданного в нача­ле 20-х гг. «Атласа Южных морей».

Одним из учеников и последовз,телей Крузенштерна стал Ф. Ф. Беллинсгаузен (1778-1852). В 1819-1821 гг. ему было по­ручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах «Востою> и «Мирный». Проект экспедиции был составлен Кру­зенштерном. Главной ее целью было «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной бли­зости Антарктического полюса». 16 января 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время АнтарктИдЫ, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где путешественники открыли группу островов В архипелаге Туамоту, названную островами Россиян. Каждый из островов получил имя известного военного и морского дея­теля нашей страны (Кутузова, Лазарева, Раевского, Барклая-де­Толли, Ермолова и др.). После стоянки в СИднее экспедиция вновь двинулась к АнтаРКТИде, где были открыты остров Петра 1 и берег Александра 1. В июле 1821 г. русские корабли возвра­тились в КроншТадт. За 751 день плавания они прошли путь длиною около 50 тыс. миль. Кроме сделанных географических открытий, наука получила ценные этнографические и биологи­ческие коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового континента.

Крупнейшим исследователем российского Дальнего Восто­ка в середине века стал Г. И. Невельской (1813-1876). В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855 гг.) ему удалось обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде

территорий и войти в низовья Амура, где в 1850 г. он основал Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре). Путешествия Не­вельского имели важное значение: впервые было дока:щно, что Сахалин не соединен с материком, а является островом и что Татарский пролив есть именно пролив, а не залив, как считал впервые побывавший в этих местах Лаперуз.

Е. В. Путятин (1804-1883) в 1822-1825 гr. совершил круго­светное путешествие. В 1852-1855 ГГ., во время руководимой им экспедиции, были открыты острова Римского-Корсакова. Путя­тин стал первым из русских, кому удалось побывать в закрытой от европейцев Японии и даже подписать там договор (1855).

В первой половине XIX в. были совершены и другие от­крытия. Исключительно полезные и необходимые сведения об Аляске, Алеутских и Курильских островах собрал в 1839­1849 гг. И. Г. Вознесенский. В 1809 г. А. Е. Колодкин начал интенсивное исследование Каспия, завершившееся через 17 лет составлением первого Атласа Каспийского моря. В 1848 г. экспедицией Э. К. Гофмана и М. А. Ковальского было прове­дено исследование Северного Урала (вплоть до Карского мо­ря). Ценными резулылатами увенчались экспедиции по северу Сибири, проведенные в 1842-1845 гr. А. Ф. Миддендорфом (впервые описавшем Таймырский край). П. А. Чихачевым был открыт Кузнецкий каменноугольный бассейн. Успехи русских путешественников были настолько велики, что потребовалось создание специальных учреждений для обобщения и исполь­зования полученных данных. Важнейшим среди них стало от­крытое в 1845 г. Русское географическое общество.

Главными особенностями художественной кулылуры этого периода стали быстрая смена художественных направлений и параллельное сушествование различных художественных сти­лей. На рубеже веков господствующим стилем был классицизм, в основе которого лежало служение государю и Orечеству. В период, предшествующий Orечественной войне 1812 г., его сменил сентиментализм, обращенный к чувствам и пережива­ниям человека. Главным направлением художественной кулылу­ры первых десятилетий XIX в. стал романтизм, возникший в переломный период борьбы с Наполеоном. Его отличитель­ной чертой было противопоставление некоего романтического, идеального образа реальной действительности. Особенностью русского романтизма был повышенный интерес к националь­ной самобытности, традициям отечественной истории, утверж­дение сильной, раскрепощенной личности. Со второй четверти XIX в. широкое распространение получает еще одно направле­ние:- реализм. Его последователи старались изображать окружа-

ющую действительность в ее наиболее типических проявлениях. Одной из разновидностей нового стиля стал критический реа­лизм, предлагавший изображать неблагополучные стороны рос­сийской жизни, тем самым требуя перемен к лучшему.

Русская литература переживала в эти годы свой «золотой вею>.

Классицизм уступил место сентиментализму, наиболее ярким представителем которого был Н. М. Карамзин (1766-1826) (<<Бедная Лиза>} и др.). Появление романтизма в русской лите­ратуре связано прежде всего с произведениями В. А. Жуков­ского (1783-1852). Его баллады «Людмила» (1808), «Светлана» (1812) полны гуманности и человеческого достоинства. В этом же направлении были созданы первые исторические романы А. А. Бестужева-Марлинского и М. Н. Загоскина, формировав­шие у читателя понимание самобытности русской истории. Ро­мантические образы составляют основу ранних работ А. С. Пушкина (1799-1837) и М. Ю. Лермонтова (1814-1841). Реализм как новое течение в русской литературе был связан с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гого­ля (1809-1852). Если Пушкин был «явлением чрезвычайным» в русской литературе, оказавшим огромное влияние на все ее последующее развитие, то с выходом в свет романа «Герой на­шего времени>} (1841) за Лермонтовым закрепилась слава од­ного из основоположников критического реализма. Сочетание реальной жизни, с ее печальными и смешными сторонами, со­седствовало в творчестве Гоголя с мистицизмом и фантастикой. Сопричастностью и состраданием к простым людям проникну­ты роман «Обыкновенная история>} (1847) И. А. Гончарова (1812-1891), ранние стихи Н. А. Некрасова (1821-1878), «За­писки охотника» (1847-1852) И. С. Тургенева (1818-1883), повести «Бедные люди» (1846), «Белые ночи>} (1848) и «Двой­ник» (1846) Ф. М. Достоевского (1821-1881). Мир русского ку­печества открыл читателю и зрителю в своей первой драме «Свои люди - сочтемся>}(1849) А. Н. Островский (1823-1886).

Несмотря на то что указом Александра 1 в 1803 г. была вве­дена монополия императорских театров, а затем и театральная цензура, развитие театра в первой половине XIX в. вступило в новый этап. Единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический, для которого архитектором О. И. Бове было построено специ­альное здание). Наиболее известным в Петербурге был Алек­сандринский театр (архитектор К. И. Росси), В отличие от традиционно демократичного московского Малого, этот театр (предназначенный не для широкой публики, а для двора и чи-

новничества) носил парадно-официальный характер. Из дра­матургов наиболее популярны были А. С. Грибоедов (1790­1829), Н. В. Гоголь и начинающий А. Н. Островский, 'утверж­давшие реалистические традиции в театральном искусстве. Крупнейшим представителем романтизма в театре был выда­ющийся русский актер П. С. Мочалов (1800-1848), особую популярность снискавший в ролях Гамлета (в трагедии У. Шекспира) и Фердинанда (в драме Ф. Шиллера «Коварство И любовь»). Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер московского Малого театра М. С. Щепкин (1788-1863). С этого времени началось становление режиссу­ры и искусства оформления спектакля.

Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на се­бе влияние героического 1812 года. Если прежде традиционно преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Од­ной из первых в этом ряду стала опера К. А. Кавоса «Иван Су­сащ1Н» (1815). Болылие аудитории собирали концертные залы. Популярностью ПОЛЬЗ9Вались музыкальные вечера в салонах А. А. Дельвига, В. Ф. Одоевского, З. А. Волконской. Централь­ное место в русском музыкальном искусстве первой половины XIX в. принадлежит М. И. Глинке (1804-1857), заложившему основы национальной школы в музыке. Он стал родоначальни­ком основных жанров отечественной профессиональной музы­ки. Наиболее яркое представление о творчестве композитора дает его опера «Жизнь за царя» (1836).

Живопись характеризовалась, в первую очередь, возрос­шим интересом к личности человека, к жизни не только дво­ра, но и простых людей. Одним из наиболее распространен­ных жанров живописи в начале века становится романтический портрет. Ярким представителем романтизма был замечательный портретист начала века О. А. Кипренский (1782-1836), создав­ший портреты А. С. Пушкина (1827), П. А. Оленина (1813) и др. Крупнейшим представителем классицизма в русской жи­вописи первой половины XIX в. стал К. П. Брюллов (1799­1852). В одной из самых известных его работ - «Последний день Помпею> - впервые в качестве героя представлен народ. Был он и блестящим мастером парадного портрета (<<Всадни­ца»). Основоположником критического реализма в русской живописи стал П. А. Федотов (1815-1852). В своих жанровых картинах он умел выражать крупные социальные проблемы «<Свежий кавалер», «Сватовство майора»). Рождение особенно популярного в XIX в. бытового жанра связано с творчеством А. Г. Венецианова (1780-1847). Его картины стали настоящим

открытием в русской живописи. В работах 1820-х П. «На паш­не. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка» И др. он изображал повседневную жизнь крестьян, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление в русской живопи­си принято называть «венециановской школоЦ». Одним из крупнейших отечественных мастеров был А. А. Иванов (1806­1858). Основным произведением его жизни является картина «Явление Христа народу», над созданием которой он трудил­ся 20 лет (1837-1857). Центром художественной жизни Рос­сии того времени стало открытое в 1832 г. в Москве Училише живописи, ваяния и зодчества.

Архитектура первой половины века продолжала традиции классицизма. Русский ампир (вершина классицизма, характе­рен для первых трех десятилетий XlX в.) отличали массивные, монументальные формы с богатыми украшениями, унаследо­ванными от императорского Рима. Его крупнейшими предста­вителями были А. Д. Захаров (1761-1811), создавший здание Адмиралтейства в Петербурге (1806-1823); А. Н. Воронихин (1759-1814), построивший Казанский собор (1801-1811), уча­ствовавший в строительстве архитеltrурных ансамблей Павлов­ска и Петергофа, положивший начало ансамблю Невского проспекта; К. И. Росси (1775-1849), создавший в Петербурге здание Русского музея(l819-1825) с площадью Искусств, ан­самбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и ар­кой (1819-1829), ансамбль Александринского театра (1816­1834). В Москве в стиле русского ампира были выполнены работы О. И. Бове (1784-1834): реконструированная после по­жара 1812 г. Красная площадь, Театральная площадь с Болылим театром (1821-1824), Триумфальные ворота (1827-1834) и др. В этом же ключе было построено здание Московского университета и другие сооружения Д. И. Жилярди (1785­1845). С 30-х П. в архитектуре начинает распространяться «рус­ско-византийский» стиль, в котором К. А. Тон (1794-1881) создал Храм Христа Спасителя (1837-1889), Большой Крем­левский дворец (1839-1849) и Оружейную палату (1843-1851).

Наши рекомендации