Кулылура и быт во второй половине XV-XVI веке

Основные даты и события:1564 г. - выход в свет первой рус­ской датированной печатной книги; 1508 г. - завершение строительства Архангельского собора Московского Кремля; 1491 г. - завершение строительства Грановитой палаты; 1560 Г. - завершение строительства ПОКРОВСКОГО собора на Красной площади (Храм Василия Блаженного).

Исторические деятели:Иван Федоров; Максим Грек; Иван Пе­ресветов; Андрей Курбский; Аристотель Фиораванти; Антон Фрязин; Алевиз Новый; Федор Конь; Дионисий.

Основные термины и понятия:миниатюра; «Москва - третий Рим»; шатровый стиль в архитектуре; книгопечатание.

План ответа:1) исторические условия развития кулылуры; 2) ос­новные достижения в развитии кулылуры (фольклор, литература, книгопечатание, общественная мысль; архитектура; живо­пись); 3) быт, обычаи; 4) историческое значение развития кулылуры в XV-XVI веках.

Материал к ответу: На развитие кулылуры этого периода ока­зывали влияние три взаимосвязанных и тесно переплетаюшихся явления: формирование Русского централизованного государства; освобождение страны от монголо-татарского господства; завершение формирования русской народности. Они определяли содержание и направленность историко­кулылурного процесса.

Основной темой устного народного творчества оставалась борьба народа с внешними врагами. Героями эпоса стали те­перь богатыри, воевавшие против Крымского и Казанского ханств. Одной из популярных исторических песен того вре­мени была песня о взятии Казани, в которой падение Казан­ского ханства воспринималось современниками как заверше­ние многовековой борьбы с ордынским господством. Цикл песен о Ермаке был посвящен борьбе с Сибирским ханством.

Создание единого государства и рост аппарата управления в центре и на местах, расширение международных связей Рос­сии потребовали создания специальных школ для подготовки государственных служащих. Такие училища создавались при монастырях и приходских церквях.

Одним из важнейших событий кулылурной жизни стало на­чало книгопечатания. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мсти­славец выпустили «Апостол» - первую русскую датированную печатную книгу.

В первой четверти XVI в. была сформулирована политиче­ская теория Русского государства. В ее основе лежала концеп­ция «Москва - третий Рим», подчеркивавшая особую роль православной церкви в жизни государства.

Оформилась политическая публицистика. В сочинениях Ивана Пересветова была обоснована особая роль дворянства в политической жизни страны. Идеалы сословно-представи­тельной монархии составили основу «Истории О великом кня­зе Московском» Андрея Курбекого. В публицистических произ­ведениях Ивана Грозноr.о обосновывалась идея неограниченной царской власти.

Москва в эти годы превратилась в общерусский кулылурный центр. Перестроенный Московский Кремль стал не просто крепостью, а резиденцией царя. Были заново отстроены и приня­ли современный вид Успенский, Благовещенский, Архангель­ский соборы. Болылую роль в этом сыграл приглашенный из Италии архитектор Аристотель Фиораванти. Был построен ве­ликокнЯжеский дворец, а для приемов иностранных гостей и за­седаний Боярской думы - Грановитая палата. Новым словом в архитектуре стал шатровый стиль (пример - церковь Вознесе­ния в селе Коломенском, воздвигнугая в 1532 г.). Важнейшим архиктурным памятником эпохи стал Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади. Большой размах приобрел о крепостное строительство: появились крепости в Ту­ле, Коломне, Зарайске, Серпухове, был реконструирован нов­городский кремль. Самым крупным крепостным сооружением стал смоленский кремль, построенный Федором Конем.

Наиболее значительным художником-иконописцем эпохи был Дионисий. Помимо икон он создал часть фресок Успен­ского собора, собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Его живописная манера отличалась изящностью, изысканностью колорита, пышностью декоративного орна­мента. Изменилась и цветовая гамма иконописи - освобо­дившаяся от монголов Русь предстала не в традиционных черно-коричневых тонах, а в лазорево-голубых и ярко-крас­ных. В это время появились и первые исторические портре­ты (их галерея украсила Благовещенский собор в Кремле).

Таким образом, русская кулылура XV-XVI вв. отразила основ­ные события российской истории этого времени - становление единого государства и освобождение от ордынского господства. Основой духовного и кулылурного развития стало возрождение традиций Древней Руси, угверждение православной веры. Впер­вые русская кулылура оказалась открыта влиянию обычаев и до­стижений других стран и народов, главным образом европейских. Все это создавало предпосылки для ее последующего расцвета.

Наши рекомендации