Природа и социальное назначение государства
Постижение природы (сущности) государства составляет одну из главнейших задач теории государства. Выявление главного и определяющего в функционировании, развитии, социальной ценности и назначении государства, понимание его в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, как самостоятельного и целостного социального института - вот цель данной учебной дисциплины.
В советский период развития нашей науки сущность государства рассматривалась однозначно с классовых позиций, как машина подавления одного класса другим. Утверждалось, что открытие классовой природы государства (а именно в этом понималась сущность) - это великая научная заслуга марксистской теории государства и права.
Однако, как показано в предыдущей теме, сущность государства обусловливается его происхождением. Государство возникло тогда, когда развитие экономики достигло такого уровня, при котором стала объективно невыгодной существовавшая на протяжении тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества выделился определенный слой людей, занимавшийся исключительно управлением. Иначе говоря, государство выделилось из общества, когда само общество стало объективно нуждаться в особом инструменте управления им. Таким образом, социальное предназначение государства заключается не столько в том, чтобы служить орудием диктатуры господствующего класса, а в том, что оно есть такой общественный институт, который призван служить всему обществу.
Сущность и назначение государства характеризуются через совокупность следующих признаков.
1. Государство является универсальной организацией общества, что проявляется как во времени, так и в пространстве. Органы государства действуют постоянно и на любой территории. Воздействием государства охватываются все важнейшие сферы общественной жизни. Государственная власть географически распространяется на все территории страны. В рамках общества государство предстает главной управляющей системой. Все другие организации (о которых речь впереди) находятся в определенной подчиненности от государства. Универсальность государства определяется и его результативностью, способностью организовывать общество, подчинять большие группы людей своему влиянию, не прибегая к насилию. Для достижения этой цели государство обладает аппаратом управления, специфическими средствами воздействия - государственным принуждением, поощрением и другими стимулами.
2. Государство есть публичная организация власти. Применительно к обществу государство предстает центральным институтом власти, к которому тяготеют другие политические силы. Государство отличается от всех иных политических организаций суверенитетом (верховенством), наличием ряда исключительных прав (прерогатив): на использование силы, на принятие общеобязательных нормативно-правовых актов и пр. При переходе к государственному строю характер власти принципиально меняется. Власть приобретает политический характер, что означает осуществление управления обществом в интересах благополучия общества в целом и регулирование отношений между социальными группами - классами, сословиями, корпорациями и т.д. - в целях достижения или поддержания стабильности и порядка. Можно сказать, что государство в идеале возникает именно для того, чтобы служить выразителем общих интересов.
3. Государство есть правовая организация власти. По своей природе и социальному назначению государство является таким учреждением власти, которое в принципе противостоит произволу и насилию. Начиная с великого немецкого философа Иммануила Канта, государство определяют не иначе как через право. Кант вывел чеканную формулировку: «Государство - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». В современном понимании государство не может быть не чем иным как публично-правовой организацией, т.е. правовым государством (см. тему 7).
4. Государство есть суверенная организация власти. Суверенитет государственной власти означает ее верховенство, единство и независимость. Иначе говоря, это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за ее пределами, в международном общении, при наличии государственной символики (гимн, флаг, герб), официального языка общения, единой денежно-кредитной системы, единого гражданства (подданства), единых вооруженных сил и пр.
5. Сущность государства выявляется в его противоречии между классовым и общечеловеческим. В этом смысле природа государства как бы «раздваивается». Уже возникновение государства было связано с необходимостью обслуживания как интересов классов-собственников, так и общих интересов всего населения (защита от внешних нападений, обеспечение общественных работ, санитарных условий и пр.). И чем дальше в своем развитии продвигалось государство, тем в большей степени оно оказывалось способным обеспечивать общие интересы населения. Таким образом, прогресс общества связан с подчинением государства потребностям общества, началом чего является формирование институтов гражданского общества (см. тему 7).
6. Государство с самого своего возникновения призвано выполнять функции социального арбитра, устанавливающего правила игры для всех участников общения и обеспечивающего следование им. Государство с помощью легитимных средств призвано умерять столкновение противоречивых интересов, разграничивать и тем самым обеспечивать их удовлетворение цивилизованными способами.
7. Современное государство отличает социальная направленность деятельности. Это означает, что социально-экономическая политика должна быть подчинена интересам примирения социально сильных и социально слабых слоев, обеспечивать мир и согласие в обществе.
8. Государство, стимулируя развитие общественного производства, стремясь к обеспечению блага каждого и всех, предстает важнейшим явлением цивилизации. Ценность государства как политически организованного на началах демократии общества в том и состоит, что при помощи всего комплекса его институтов могут быть сняты отрицательные стороны власти, упрочены народовластие, экономическая свобода, права и свободы личности, и отсюда могут эффективно действовать экономические и духовные факторы, а общество получает возможность нормально развиваться.
Итак, государство является связующей силой цивилизованного общества, а не только (по Марксу-Ленину) машиной подавления одних классов другими. Целью всякого государства в конечном итоге должен выступать всеобщий интерес.
«Двойственность» государства, отмеченная выше, может быть постепенно преодолена лишь в условиях развитой государственности, когда цели политики будут совпадать с общими интересами и учитывать (обеспечивать) частные интересы.
Таким образом, сущность государства можно определить в широком и узком смысле этого понятия.
В широком смысле - это властно политически организованное общество, как объединение множества людей, подчиненных правовым законам.
В узком смысле - это система различных учреждений публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий и охраняющий интересы как определенных классов и социальных групп, так и общества в целом.