М.М.Сперанский: проекты и деятельность
Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839) занимал особое место в процессе разработки планов реформ и попыток их реализации.
Среди историков до сих пор продолжается спор: излагал ли М.М.Сперанский в своих проектах собственные взгляды или только исполнял волю Александра I, устно высказываемую и положенную М.М.Сперанским на бумагу? Скорее всего он умел составлять проекты в тех рамках, которые соответствовали воззрениям императора.
В 1803 по поручению царя Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой появилась его позиция сторонника конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно подготовленного плана. Он высказывался также за отмену крепостного права. Однако практического значения данный проект не имел. Только после неудачных для России войн с Францией и подписания в 1807 Тильзитского мира Александр I вновь обратился к планам реформ.
К 1809 Сперанским были подготовлены главный документ «Введение к Уложению государственных законов» и примыкавшие к нему «Проект Уложения государственных законов Российской империи», «Краткое начертание государственного образования», «Общее обозрение всех преобразований и распределение их по времени».
Во «Введении к Уложению…» Сперанский обращал внимание на необходимость реформ как средства предотвращения возможных социальных потрясений, прямо заявив: «что настоящая система правления несвойственна уже более состоянию общественного духа и настало время применить и основать новый вещей порядок».
В основу реформы системы государственного управления был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательную власть, по мнению Сперанского, реально должен был воплощать орган в виде Государственной думы, которую предполагалось вделать выборным учреждением. Ни один закон не мог быть издан без предварительного её одобрения. Согласно проекту министры тоже становились ответственны перед Думой. Во всем этом просматривалась тенденция ограничения самодержавия.
Судебная власть должна была сосредоточиться в руках Сената, при освобождении его от всех других функций. Исполнительная власть в проекте была представлена министерствами, губернскими и окружными учреждениями.
Чрезвычайная роль отводилась Государственному совету, который должен был объединить действия императора с учреждениями, представлявшими все ветви власти. Члены Государственного совета назначались царем, и им предстояло в этой общей схеме реформ играть роль верхней палаты парламента наподобие палаты лордов в Англии. Здесь предполагалось проводить первоначальное обсуждение важнейших государственных дел.
Работая над общим планом преобразований, Сперанский добился в апреле и августе 1809 принятия двух указов, которые должны были, по его мнению, упорядочить работу государственного аппарата, сделать его более профессиональным в преддверии реформ. Согласно первому указу отменялась практика приравнивания придворных званий к гражданским, позволявшая сановникам переходить с придворной службы не высшие должности в государственном аппарате. Вторым указом вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Это начинание встретило недовольство среди части служивого дворянства и добавило реформатору новых врагов.
1 января 1810 Александр I специальным манифестом учреждает Государственный совет, призванный стать высшим государственным органом власти. При нем была создана Государственная канцелярия, а Сперанский назначен первым государственным секретарём с широкими полномочиями. Казалось бы, реформаторские планы начали осуществляться, однако реально имели место очень существенные отступления от подготовленных проектов. Государственный совет не стал учреждением, которое являлось связующим звеном между царем и всеми ветвями власти, а получил статус законосовещательного органа и в его ведении оказался круг вопросов, которые должны были составить компетенцию Государственной думы. О ней вопрос просто не рассматривался. Одновременно усилилось сопротивление реформам со стороны части дворянства.
В концентрированном выражении аргументы противников реформ были изложены великим русским историком Карамзиным. Он пытался убедить царя в пагубности нововведений, критиковал его внутреннюю и внешнюю политику, выступал защитником крепостного права. И хотя его реакция была достаточно холодной, он понимал что его политику не приемлет значительная часть господствующего сословия, и в этим необходимо было считаться.
Вокруг Сперанского стали сгущаться тучи. В его адрес сыпались обвинения, большею частью необоснованные. Развязка наступила в марте, когда он неожиданно был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород.
Таким образом весь комплекс преобразований, предлагаемый Сперанским, не был осуществлен из-за сопротивления проведению реформ со стороны дворянства и нерешительности Александра I.