Политические партии в Казахстане после Февральской революции
Носителем идеи национального освобождения выступила национальная демократическая интеллигенция. Во главе ее стал видный деятель российского либерально-демократического движения, в прошлом член ЦК кадетской партии Алихан Бокейханов. Его соратниками стали видные просветители и демократы А.Байтурсынов, М.Дулатову, А.Ермеков, ЖаханшаДосмухамедов, Халел Досмухамедов, ЖАкбаев. Лейтмотивом движения стала идея создания конституционным путем суверенного автономного национального государства. Алашское движение, ведущее свое начало с 1905 г., активизировалось после Февральской революции.Семиреченский съезд казахов в апреле 1917 г. признал необходимым «закрыть область для переселения извне». 21-26 июля 1917г. в Оренбургесостоялся Общеказахский съезд. Съезд рассмотрел такие проблемы, как форма государственного управления, автономия казахских областей, земельный вопрос, организация народной милиции, земство, народное образование, суд, духовно-религиозные вопросы и т.д. Съезд рассмотрел вопрос об образовании казахской политической партии Алаши признал необходимым выработать ее программу. О форме государственного правления решили: «В России должна быть демократическая федеративная парламентская республика», казахские области «должны получить областную территориально-национальную автономию». В мае 1917 г. состоялся Всероссийский съезд мусульман, который по вопросу о войне заявил: «мир без аннексий и контрибуций». Съезд признал формой государственного устройства России демократическую республику. Вопреки протестам 250мулл была принята резолюция: «мусульманки в политических и гражданских правах должны быть равноправными с мужчинами». Съезд высказался против многоженства и калыма Приняли резолюцию о введении 8-часового рабочего дня, обучении в начальной школе на родном языке, всеобщем обязательном бесплатном начальном обучении. В сентябре 1917 г. образовалась первая мусульманская партия - Партия туркестанских федералистов. В 1917 г. в Аулие-Атеи Меркеобразовался Революционный союз казахскоймолодежи. В Акмолинскедействовала такая же организация «Жас казах».Позднее многие члены этих организаций (С.Сейфуллин, Т.Рыскулов) боролись за установление Советской власти в Казахстане. В северных областях активизировала работу организация кадетов, в Семипалатинске она издавала газету «Свободная речь». Кадеты были сторонниками единой, неделимой России, конституционной монархии, переселенческой политики. Член ЦК кадетской партии А.Бокейхановзаявил о своем несогласии с программными положениями и выходе из этой партии. Лозунги партии эсеров:«Землю надо передать тем, кто ее обрабатывает». «Земля —собственность всего народа» обеспечили временный успех. К лету 1917 г. в руках эсеровоказались все Советы (кроме Черняевского).
26) Туркестанская автономия (официальное название: Turkiston muxtoriyati, в литературе известна также как Кокандская автономия) — непризнанное государство, краткое время существовавшее с 27 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года на территории современных Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана, а в то время на территориях Семиреченской, Сырдарьинской и Ферганской областей Туркестанского генерал-губернаторстваРоссийской империи. Первое демократическое и светское независимое государство в Средней Азии. После Февральской революции, в Средней Азии начинают образоваться общественно-политические организации представляющие коренное мусульманское население региона. Одним из первых таких организаций была «Шуро-и-Исламия» (Исламский совет), основанная в марте 1917 года в среде идеологически либерального и демократического движения Джадидизм. Позднее от «Шуро-и-Исламия» откалывается «Шуро-и-Улема» (Совет духовенства), созданное кадимистами (движение исламских традиционалистов). На первых выборах лета 1917 года кадимисты уверенно обошли джадидов. В марте 1917 года создается «Союз трудящихся мусульман», сыгравший важную роль в борьбе за Советскую власть в Туркестане и его противниками. Мусульманские группы имелись также в партиях меньшевиков и эсеров, а позднее в партиях большевиков и левых эсеров. 15 ноября 1917 года в Ташкенте открылась III «Всетуркестанский Курултай мусульман» Туркестанского края под руководством «Шуро-и-Улема». Параллельно в этом же городе проходил III «Съезд Советов Туркестанского края». На «Всетуркестанский Курултай мусульман» были приглашены представители левых и социалистических мусульманских организаций, в то же время представители «Шуро-и-Исламия» в работе курултая не участвовали, что ознаменовало раскол между традиционалистами и либералами. На конференции было решено обратиться к делегатам III «Съезда Советов Туркестана» с предложением о создании коалиционного правительства. Но это предложение было отвергнуто левыми эсерами и большевиками, в руководстве которых решающее значение имели так называемые «старые коммунисты». Некоторые из «старых коммунистов» стояли на откровенно шовинистических позициях. Таким образом в первый состав «Совета народных комиссаров Туркестана» (СНК) не попали представители коренных национальностей. Это решение было осуждено ЦК партии большевиков, требующим включение в состав СНК представителей коренного населения региона. 22 ноября в Ташкенте открылся III «Краевой общемусульманский съезд», на котором была сделана попытка формирования правительств национальной автономии. Но это решение вызвало протест со стороны представителей левых мусульманских движений и партий, выступавших за Советы, как единственную легитимную власть. В ответ на создание в Ташкенте СНК, 26 ноября 1917 года в Коканде под руководством «Шуро-и-Исламия» был созван IV «Всетуркестанский Курултай мусульман». На съезде присутствовало около 200 делегатов. На следующий день курултая Туркестан был объявлен «территориально автономным в единении с федеративной демократической Российской республикой». На курултае также было решено назвать новое государственное образование «Туркистон мухториати» (Туркестанская автономия). На том же курултае были избраны органы власти автономии. Представительным и законодательным органом должен был стать «Временный Народный совет» в количестве 54 человек, исполнительным — Временное правительство, состоящее из 12 человек. Правительство Туркестанской автономии в январе объявило о намерении 20 марта 1918 года созвать свой парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а одна треть — гарантировалась представителям немусульманского населения. Это было удачным решением — такой парламент, несомненно, сплотил бы всех туркестанцев и стал бы непреодолимым препятствием для большевиков. Существование такого парламента должно было стать первым шагом к демократизации Туркестана. К слову, в образованном в то же время в Ташкенте правительстве Туркестанской Советской Республики (ТАССР) из 14 его членов не было ни одного человека из представителей коренных народов. Председатель Совнаркома Туркестанской республики Фёдор Колесов, недавний конторщик на ташкентской железной дороге, заявил: «Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена и, кроме того, они не имеют никакой пролетарской организации»[1]. Одной из ключевых проблем Туркестанской автономии, с самого начала её существования, стали непреодолимые разногласия между различными политическими течениями, участвующими в её создании. В первую очередь между джадидами и кадимистами. Последних в правительстве представлял Кичик Эргаш. Возрастающее влияние кадимистов в правительстве вынудила в декабре 1917 уйти в отставку председателя правительства М. Танышпаева, которого сменил на этом посту Мустафа Чокаев. В условиях политического кризиса осени 1917 года у автономистов отсутствовала единая позиция ни в отношении внешнеполитической ориентации, ни в отношении Советов, ни в отношении дальнейших социально-политических преобразований. Попытки правительства привлечь на свою сторону широкие круги коренного населения, путём отправки в города Туркестана ораторов и пропагандистов — не давали желаемых результатов. Обострил ситуацию и тот факт, что руководители «Шуро-и-Улема» отказались войти в состав правительства автономии. В январе 1918 года в ответ на предъявленный ультиматум Шокай отказался признать власть Советов. Для ликвидации самопровозглашённой Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент[3]прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией, под командованием Константина Осипова. В состав карательного отряда входили также красноармейцы ташкентского гарнизона и вооруженные отряды армянской партии «Дашнакцутюн». С 6 по 9 февраля 1918 происходили уличные бои, со значительными жертвами и разрушениями в которых погибло более 10 тыс. мирных жителей. Эта операция вместо достаточно лояльного к России Туркестанского правительства, фактически на долгие десятилетия ликвидировала доверие местного населения к русской революции, центральной и местной Советской власти[4]. Ответом на ликвидацию Туркестанской автономии стало мощное национально-освободительное партизанское движение, известное в советской историографии, как басмачество, ликвидированное Советской властью лишь в 30-е годы[5] Таким образом, Туркестанская автономия была ликвидирована большевиками всего через три месяца после создания. Её сменил Советский Туркестан. Мустафе Шокаю удалось бежать сначала в Ташкент позже через Актюбинск в уральских степях присоединился к членам правительства «Алаш-Орды» и вновь включился в политическую борьбу.Председатели: Мухамеджан Тынышпаев (председатель правительства 28.11.- 12.12.1917), Мустафа Чокаев (Чокай-оглы) (председатель прав-ва 12.12.1917 — 19.02.1918), Иргаш-курбаши (начальник милиции 28.11.1917 — 22.02.1918, диктатор с 19.02)*[6]