Положение в стране после победы Февральской революции. Политические партии и правительственные органы

В феврале 1917 г. в Петрограде, где сложилась критическая ситуация с продовольствием, резко обострилась обстановка. 23 февраля, в Международный женский день, в городе прошли стихийные митинги и демонстрации. 25 февраля выступления переросли во всеобщую политическую стачку, парализовавшую город. 27 февраля к революционным массам присоединились солдаты резервных частей, расквартированные в Петрограде. Стачка переросла в вооруженное восстание.
27 февраля председатель IV Государственной думы М.В. Родзянко объявил о создании Временного комитета Государственной думы, который намеревался взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка. В тот же день был создан Петроградский совет рабочих депутатов и его временный исполком в составе 15 человек (6 меньшевиков, 2 эсера, 2 большевика и 5 внефракционных социалдемократов). Председателем Совета был избран меньшевик Н.С. Чхеидзе, его заместителями — трудовик А.Ф. Керенский и меньшевик М.И. Скобелев. 1 марта Петроградский совет был преобразован в Совет рабочих и солдатских депутатов.
1 марта Совет издал «Приказ № 1», согласно которому солдатам вне службы давались равные со всеми гражданские и политические права. В частях создавались выборные солдатские комитеты, без согласия которых не могли отдаваться приказы, и офицерам не выдавалось оружие. Провозглашалось, что решения Думы подлежат исполнению только в том случае, если они не противоречат решениям Совета. В воинском уставе аннулировалось все, что можно было счесть злоупотреблением властью.
Днем 2 марта в результате переговоров представителей Петроградского совета с думскими лидерами было создано Временное правительство, состав которого должен был сформировать Временный комитет Думы. В то время, когда в Петрограде формировалась новая власть, российский император находился в Ставке в Могилеве. Его попытка вернуться в Петроград оказалась безуспешной. Задержанный на станции Дно восстав
шими солдатами, Николай II подписал 2 марта отречение от престола в пользу брата Михаила. В свою очередь, Михаил Романов 3 марта также подписал акт об отречении, в котором говорилось о его согласии принять корону только в том случае, если таковым будет решение Учредительного собрания.
Соглашение о предоставлении Учредительному собранию права избрать форму государственного правления было достигнуто в ходе переговоров Петросовета и Временного комитета Думы. 3 марта была опубликована декларация о составе и программе Временного правительства. В него вошли: кн. Г.Е. Львов — министрпредседатель и министр внутренних дел; П.Н. Милюков — министр иностранных дел; А.И. Гучков — военный и морской министр; А.Ф. Керенский — министр юстиции; А.И. Коновалов — министр торговли и промышленности; Н.В. Некрасов — министр путей сообщения; А.А. Мануйлов — министр народного просвещения; А.И. Шингарев — министр земледелия; М.И. Терещенко — министр финансов; И.В. Годнев — государственный контролер; В.Н. Львов — оберпрокурор Синода; Ф.И. Родичев — министр по делам Финляндии.
По партийной принадлежности большинство министров представляли «Прогрессивный блок», т. е. партии кадетов и октябристов. Но реальные действия правительства были более левыми, так как оно подвергалось постоянному давлению со стороны Петроградского совета и революционно настроенных масс. В декларации от 3 марта основными направлениями деятельности правительства были названы: амнистия лиц, преследовавшихся старым режимом, введение гражданских свобод независимо от сословий и национальности (включая военнослужащих); уничтожение полиции и введение народной милиции с выборным начальством, подчиненной не центральной власти, а местному самоуправлению; перестройка местного самоуправления на демократических началах путем всеобщих выборов; подготовка выборов в Учредительное собрание.
6 марта правительство заявило о готовности вести вместе с союзниками войну до победного конца, сопровождая это целым рядом «революционных» фраз о стремлении к миру, о новом характере режима и борьбе за демократию. Правительство кн. Львова быстро получило признание государствсоюзников. 9 марта об этом заявили Франция, Италия, Англия и Соединенные Штаты Америки.
Внутри страны большинство политических партий также заявило о своей поддержке правительства, признав за ним функции как законодательного, так и исполнительного органа власти. Государственная дума фактически ликвидировалась, а основные законы Российской империи признавались утратившими силу.
Особое место в структуре органов власти занимал Петроградский совет. Не обладая формальной властью, он являлся реальной силой, так как пользовался поддержкой большинства петроградского гарнизона и населения города. Таким образом, в столице сложилось «двоевластие» Временного правительства и Петроградского совета. 6 марта начала работать контактная комиссия двух органов, в которой Совет контролировал «через консультации» принятие решений правительством.
К апрелю в России действовало 513 различных советов — рабочих, солдатских, объединенных, крестьянских. Единой советской структуры не существовало, но имело место стремление к координации действий. Уже 29 марта в Петрограде состоялась первая конференция Советов. Советы рассматривались не как органы власти, а как организации, способные оказывать влияние на местные органы власти — земства и думы. Наибольшее представительство и влияние в советах всех уровней имели умеренные социалистические партии, в первую очередь эсеры и меньшевики.
В 1917 г. в России действовало около 50 партий. Их можно классифицировать по четырем основным группам: правые, правоцентристские, левоцентристские, левые. Но необходимо учитывать, что после Февральской революции вся партийнополитическая структура сдвинулась влево.
В первые послефевральские месяцы правые партии сошли с политической сцены как влиятельная сила. Черносотенные, монархические партии оказались разрушенными как организационное целое. Лидеры правых октябристов (М.В. Родзянко), прогрессистов (П.П. Рябушинский), депутаты правых фракций Государственной думы не могли оказывать серьезного воздействия на происходившие в стране события.
Среди правоцентристских ведущей была партия кадетов, являвшаяся единственной массовой буржуазной партией в России (около 70 тыс. человек). В ее руководстве преобладала профессура, крупные предприниматели. Лидеры — П.Н. Милюков, Ф.Ф. Кокошкин, В.Д. Набоков — выдвигали идею длительной эволюции страны по западному образцу на парламентской основе. В 1917 г. кадеты отказались от традиционной ориентации на конституционную монархию. Партия отстаивала ведение вой

ны до победного конца, созыв Учредительного собрания, которое должно было решить важнейшие вопросы жизни страны. Кадеты выступали за создание правового государства, негативно относились к самоопределению национальных окраин. Провозгласив тактику «левого блока», кадеты взяли курс на сотрудничество с социалистическими партиями.

Наличие мощных социалистических партий умеренной ориентации, составлявших левый центр политических сил, являлось отличительной чертой российской партийной системы. Наиболее влиятельными среди них были партии меньшевиков и эсеров. Меньшевики (около 200 тыс. к концу 1917 г., лидеры — Н.С. Чхеидзе, И.Г. Церетели, Ф.И. Дан; левого крыла — Ю.О. Мартов) и эсеры (от 400 до 800 тыс., лидеры — В.М. Чернов, А.Р. Гоц; левого крыла — М.А. Спиридонова) предусматривали построение социалистической модели общества. Однако они были убеждены в невозможности и гибельности социалистического преобразования России в условиях 1917 г., прежде всего изза экономической и культурной отсталости страны. Меньшевики ориентировались на опыт западноевропейских буржуазных революций и II Интернационала. Эсеры, опиравшиеся на крестьянство, отстаивали идею «особого пути» России к социализму. Обе партии выступали за парламентскую республику «с реформами для рабочих и крестьян», в поддержку Временного правительства «с условием, чтобы оно выполняло соглашение с Советом», за двоевластие в форме контроля Советов над буржуазной властью. Лидеры партий соглашались с отсрочкой важнейших преобразований до Учредительного собрания. Не видя реальных путей выхода России из войны, меньшевики и эсеры заявили об отказе от захватнических целей в войне и выдвинули лозунг «революционного оборончества».
На левом фланге политических сил особое место заняла партия большевиков. Формально, до апреля 1917 г., большевики и меньшевики были фракциями единой партии — РСДРП, но фактически действовали самостоятельно. Веснойлетом 1917 г. сохранялся примерный паритет численности обеих социалдемократических партий. Число большевиков к маю возросло до 100 тыс. человек, а к августу — до 200240 тыс. человек.
После февраля руководство большевиков не сразу выработало свою политическую линию. Только после возвращения 3 апреля лидера партии В.И. Ленина из эмиграции был провозглашен курс на перерастание буржуазнодемократической революции в социалистическую и установление диктатуры городского и сельского пролетариата. Первоначально предполагался мирный переход к социалистической революции, которая должна стать прологом мировой пролетарской революции.
Основными политическими лозунгами большевиков стали «Никакой поддержки Временному правительству» и «Вся власть Советам!», из которых большевики надеялись вытеснить умеренные социалистические партии. Существовавшие в стране демократические свободы позволяли большевикам открыто пропагандировать свои лозунги.
Экономическая часть их программы предусматривала конфискацию помещичьих земель, национализацию всех земель, введение контроля Советов за производством и распределением. Разрыв с международной и российской социалдемократией призван был подчеркнуть предлагавшееся В.И. Лениным изменение названия партии на коммунистическую и создание нового Интернационала.
Кроме большевиков, в оппозиции правительству находились анархисты, которые не признавали партийных структур, выступали за уничтожение всякой государственной власти, за неограниченную свободу личности. В 1917 г. анархистские организации действовали в 30 городах России. Наиболее авторитетным идеологом анархистского движения в России был П.А. Кропоткин. Единого центра и общих лидеров у движения не существовало. Деятельность анархистов была направлена на подталкивание масс к революционным выступлениям, нацеленным на уничтожение структуры власти.
Важнейшим фактором, влиявшим на развитие событий в России, являлась деятельность Временного правительства. После Февральской революции оно осуществило ряд демократических преобразований. Была проведена амнистия для политических заключенных, упразднена цензура, отменены ограничения, связанные с вероисповеданием и национальностью, принят закон о свободе собраний и союзов. «Все без исключения российские граждане имеют право, без особого на то разрешения, устраивать собрания как в закрытом помещении, так и под открытым небом».
Правительство упразднило репрессивные органы царского режима — полицию, жандармерию. Вместо Департамента полиции было создано Главное управление по делам милиции. Была проведена радикальная демократизация армии, в результате которой рычаги руководства стали переходить от офицеров к солдатским комитетам. Однако результатом армейских реформ, проведенных во время войны, стало резкое падение дисциплины и боеспособности частей.
Был осуществлен ряд социальноэкономических преобразований. Для подготовки аграрной реформы был создан Главный земельный комитет. При этом правительство подчеркивало, что земельный вопрос может быть решен только Учредительным собранием, и осудило самовольные захваты земли крестьянами. 25 марта для преодоления продовольственных трудностей была введена государственная хлебная монополия, созданы продовольственные комитеты (в мае — министерство продовольствия), введены нормы потребления.
В апреле Временное правительство приняло закон о рабочих комитетах на промышленных предприятиях. Были образованы Министерство труда и Министерство государственного призрения, взявшие на себя функции бывших благотворительных обществ. Вместе с тем правительство отказалось декретировать восьмичасовой рабочий день (был узаконен только в Петрограде) и право на забастовку.
Осторожность в проведении реформ объяснялась продолжавшейся войной, сложным экономическим положением, стремлением сохранить компромисс между интересами основных социальных групп. Эффективность принимавшихся мер была низкой изза слабости реальной власти Временного правительства и отсутствия у него прочной опоры на местах.
5 марта были отстранены от должности губернаторы и другие руководители местной царской администрации. Их функции перешли к губернским и уездным комиссарам Временного правительства, которыми стали председатели соответствующих земских управ. Именно земства Временное правительство пыталось сделать проводником своей политики на местах.
Подводя итог законодательной деятельности первого Временного правительства, можно выделить три основных направления: ликвидация органов государственного аппарата царизма; создание новых органов государственной и общественной власти; демократизация всех сторон жизни российского общества. Однако действия Временного правительства носили характер полумер. Это было обусловлено тем, что оно являлось лишь половиной власти; второй половиной был Петросовет. Кроме того, отсутствовал аппарат власти: старый государственный аппарат был разрушен как пережиток царизма, создание нового задерживалось, так как на всех уровнях возникло двоевластие, местные советы конкурировали с рождавшейся администрацией правительства. И наконец (а может быть, в первую очередь), Временное правительство соблюдало нормы, которые вскоре начнут называть пережитками прошлого — верность слову, союзникам, вера в демократию, в народ.
Кн. Г.Е. Львов говорил: «Великая русская революция поистине чудесна в своем величавом, спокойном шествии... Чудесна в ней... сама сущность ее руководящей идеи... Она готова не только слиться с демократией всего мира, но стать впереди ее и вести по пути развития человечества на великих началах свободы, равенства и братства». Но понимание «величавого, спокойного шествия революции» у Временного правительства и народных масс было кардинально различным, что и проявилось со всей определенностью в первом, апрельском, кризисе.

Наши рекомендации